пятница, 10 февраля 2012 г.

Гуманистический манифест

С.Егоров, С.Басов

Гуманистический манфест

От Манифеста — к Конституции России

(Отрывки из книги)

...Скоро ль мысль в порыве смелом
Лжи оковы разобьет;
Скоро ль слово станет делом,
Дело даст обильный плод?
Скоро ль разума над силой
Мир увидит торжество?..
А.Н.Плещеев, 1869

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ

Многие считают, что у человечества нет никакой цели, что оно бредет сквозь века, куда глаза глядят. Это не так! Даже беглый взгляд на этот многотысячелетний путь показывает, что человечество идет к вполне определенной цели — к такой организации общества, при которой высшей ценностью, центром вселенной должен, наконец, стать каждый человек. Не бог, не царь и не герой, не нация и не класс, не общество и не государство, а Человек, причем именно каждый человек, независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. Такую систему ценностей и принципов организации общества мы называем гуманизмом.


Группа, в которой обсуждаются причины, события и результаты демократической революции в России, которая началась в 1989-1993 годах. Похоже, до сего дня эта революция так и не завершилась. А это очень плохо и для экономики страны, и для населения. 


Долгое время движение по воплощению этих принципов в жизни человечества происходило стихийно, неосознанно, под влиянием тех или иных объективных, но не имеющих отношения к идее гуманизма, причин, в борьбе противоречивых интересов и потому медленно. Сегодня более верно, но всё еще очень медленно человечество начинает осознавать гуманизм в качестве позитивной идеи и главной цели своего развития. Великие умы прошлого поняли это уже несколько веков назад. Сегодня целый ряд международных документов, вершиной которых является Всеобщая декларация прав человека, фиксируют многие гуманистические положения в качестве цели, к которой должны стремиться государства и правительства. Однако гуманистический идеал пока не только нигде не достигнут, но даже не осознан как цель и ценность сколько-нибудь значительной частью человеческого общества. Противники гуманизма осознают свои цели более ясно, сопротивляются движению к гуманизму куда более осознано. Они препятствует этому движению изо всех сил. А сил у них пока много. Это затрудняет и замедляет движение к гуманизму всего человечества.
Главная сила противников гуманизма — опора на невежество, непонимание каждым человеком тех преимуществ, которые сулит ему реализация идеи гуманизма, шельмование гуманистических идей, навязывание людям ложных целей, культивирование незнания о том, как и в какой форме гуманизм должен и может быть реализован на практике. Вместе с тем, гуманизм не утопия, а цель вполне реальная, практически достижимая. Она дает представление о наиболее правильном способе жизни человека в обществе. Наша задача — ускорить движение к этой цели. Очевидно, что человечество в своем развитии движется от полной несвободы каждого, от деспотии и неравенства к свободе, равноправию и демократии.
Не заметить этого нельзя, стоит только внимательно посмотреть на историю человечества хотя бы за последние две тысячи лет. Именно свобода, равноправие и демократия являются основой гуманизма, при обязательном условии, что все три эти составляющие распространяются на каждого человека в равной мере. Именно там, где нет свободы, равноправия и демократии, нет и гуманизма, там большинство граждан живет плохо. Мы никогда не жили в условиях гуманизма и не знаем, что плохая жизнь — прямой результат его отсутствия.

* * *

Что же такое — свобода, равноправие, демократия, составляющие суть гуманизма? Люди обречены на то, чтобы жить вместе, сообща. Жизнь в обществе — единственно возможный способ существования людей. И именно здесь, в обществе, проявляется свобода или несвобода человека. Сегодня уже многие люди на земле считают самоочевидными права каждого человека на свободу и стремление к счастью. Однако так было не всегда. В ряду ценностных категорий, таких как благородство, слава, честь, доблесть, долг, правоверие и т.п., свобода на протяжении всей человеческой истории занимала в общественном сознании второстепенное место. Не стала равная для всех свобода доминантой общественного сознания и сегодня.
Одним из важнейших принципов гуманизма является то, что счастье для себя, хорошую жизнь для себя каждый человек определяет сам. Никто не вправе указывать ему, что для него хорошо, а что плохо. Никакой другой человек, ни все люди вместе — общество, никакой общественный институт, ни, тем более, государство.
Именно поэтому гуманизм не совместим ни с одной религией, предполагающей наличие высшего существа, стоящего в центре вселенной и предписывающего человеку этические ценности и нормы. Гуманизм опирается на Разум: как на разум каждого человека, так и на разум всего человечества. Да, человечество умнеет медленно, но этот процесс идет постоянно и неуклонно.
Несовместимость гуманизма с религией не означает, что гуманизм готов запретить религии, запретить людям верить в существование высшего существа. Гуманизм уважает свободный выбор каждого, в том числе и в вопросе: верить или не верить в высшее существо. Однако гуманизм не нуждается в дополнительных источниках этических ценностей и норм. Гуманизму достаточно собственных, построенных на основе Разума, принципов. Девиз гуманистов сформулировал великий Иммануил Кант: «Sapere aude!» «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Тот, кому такого мужества не достает, кто нуждается в идее бога, не может стать до конца гуманистом.
Согласно главному гуманистическому постулату, каждый человек является центром вселенной, наивысшей ценностью, ради которой всё остальное существует и функционирует. Ни общество — совокупность отдельных личностей, ни государство не должны иметь ни на какую личность никаких прав, только сам человек имеет право строить свою жизнь так, как он считает правильным. Это и есть свобода как неотъемлемый компонент гуманизма.
Но для гуманизма принципиально важно, что такой свободой каждый может пользоваться в равной мере с другими. Признание того, что любой другой человек может быть свободен в такой же мере, как и я сам, отличает гуманиста от остальных людей. Свобода каждого человека не может быть безграничной. Напротив, свобода каждого человека обязательно должна быть ограничена. Так было и есть: свобода всегда ограничена как в любой политической доктрине, так и на практике. Главный вопрос — каким принципом можно и нужно руководствоваться, правомерно ограничивая свободу отдельных людей?
Гуманистический принцип ограничения свободы человека гласит: свобода человека может ограничиваться только требованиями обеспечения равной с нею свободы других людей, и ничем иным. Следовательно, все люди вправе пользоваться равными правами на внешнюю свободу, то есть на свободу действовать в обществе, преследуя те или иные собственные цели. Единственная допускаемая гуманизмом форма ограничения свободы человека — это Закон. Закон вправе требовать от человека воздержания от неправомерных действий и не вправе требовать от него любых иных действий, за исключением двух: платить справедливые налоги и исполнять добровольно принятые на себя обязательства. Главная задача закона — обеспечивать равноправие, то есть предоставлять каждому человеку максимум свободы, совместимой с таким же максимумом свободы каждого другого.
Такое равноправие и есть справедливость как важнейшая составляющая гуманизма.

Предоставляя каждому человеку тот или иной элемент внешней свободы, Закон должен его и провозгласить, и обеспечить возможность его осуществления. Закон всегда начинается с провозглашения. Нет такого элемента внешней свободы, которому не противостоял бы элемент ему противоположный. Провозглашая элемент внешней свободы, закон обязательно уничтожает, запрещает противостоящий ему элемент.
Провозглашая право на жизнь, закон уничтожает право убивать.
Провозглашая право всех людей дышать свежим воздухом, закон автоматически отнимает право курить у отдельных людей — курильщиков. Не возможность курить, так как закон не запрещает курить там, где никого нет. Но найти такое место — забота курящего, который лишается права требовать, чтобы ему курить не мешали.
Если закон провозглашает право курить, то он автоматически отнимает право у всех дышать свежим воздухом. Не возможность дышать свежим воздухом, так как человек может не появляться в тех местах, где курят. Но это уже его забота. В этом случае любой человек лишается права требовать, чтобы воздух дымом не портили.
Какой из противостоящих элементов провозгласить правом, а какой запретить, каждый раз должен решить законодатель.
А решив это, законодатель должен четко сформулировать провозглашенное право. Законодатель и те, кто поручил ему принимать законы для всего общества, должны помнить, что провозглашая нечто правом, противоположное ему обязательно провозглашается неправом. Как бы точно закон ни провозгласил то или иное право, всегда найдутся люди, готовые это право нарушить. Хороший закон обязательно должен предусматривать наказание за такое нарушение и механизм привлечения к ответственности каждого нарушителя. До такого понимания справедливости, а тем более до ее воплощения в законе, человеческому обществу еще очень далеко. Одной из важнейших причин невозможности воплощения справедливости в законе сегодня является не только непонимание того, что именно нужно воплощать, но и катастрофическая слабость демократии.
Под демократией мы понимаем такую форму государственного устройства, при которой все граждане имеют реальную возможность пользоваться одним из важнейших элементов своей внешней свободы — равными правами на управление государством. Как известно, демократия бывает двух видов — непосредственная и представительная. Только очень малую часть вопросов общество может решать методом непосредственной демократии. Отсюда важнейшим элементом демократии является формирование корпуса наших представителей — представительного органа на каждом уровне власти — от местного самоуправления до государственной думы. Не корпуса самостийных начальников, но и не слуг народа, а именно представителей — тех, кого мы направляем в представительный орган власти, представлять там наши интересы. Интересы тех, кто непосредственно направил туда конкретного своего представителя.
Единственно правильным критерием качества демократии является доля граждан, имеющих своих представителей во всех представительных органах, то есть таких граждан, которые голосовали персонально за того, кто оказался депутатом в результате выборов при условии, что он сам внес или, как минимум, не хотел бы внести в список кандидатов кого-либо другого. Сегодня в нашей стране таких «счастливчиков» не больше одного на десять человек. Остальные граждане своих представителей не имеют, следовательно, для них представительной демократии просто не существует. А это значит, что демократия в нашей стране может быть многократно улучшена. Совершенствование демократии и есть важнейший способ, обязательное условие движения общества к гуманизму. То, что сегодня пытаются выдать за свободу, справедливость и демократию, на самом деле таковыми не являются.
Сегодня у нас нет:
ни свободы — «свободной» личности кто ни попадя указывает, что есть её счастье и что она должна делать для его обретения, человек не может свободно действовать в обществе, преследуя именно свои цели;
ни равноправия (справедливости) — государство каждому отмерило столько свободы, сколько захотело или сколько человек смог себе купить;
ни демократии — на всех уровнях власти «наши» представители–депутаты представляют кого угодно, только не нас — большинство граждан.
Сегодня человек ущемлен в своих правах на свободу, справедливость и демократию. Это плохо. При этом важно понимать, что ни одна из этих ценностей по отдельности не равновелика гуманизму. Одна свобода без равноправия и демократии мгновенно порождает войну всех против всех с вполне прогнозируемым результатом — свобода достается только самым сильным. Без равноправия не может быть гуманизма, так как будущего лишаются самые слабые — инвалиды, дети, старики, безработные...
Равноправие без свободы вообще не имеет смысла. Без свободы равноправие вырождается в равнобесправие — каждый получает по одинаковой дырке от бублика. Вместе со свободой, но без демократии равноправие вообще невозможно — оно просто не может быть установлено. Демократия без свободы и равноправия — ужасная химера. Без свободы и равноправия демократия сводится к выражению — большинство всегда право. Всегда!
Только вместе свобода, равноправие и демократия дают абсолютно безупречную ценность — гуманизм.

* * *
Надо понимать, что свободу, справедливость и демократию никто не подарит нам ни завтра, ни послезавтра… А если ничего не делать сегодня, мы их при своей жизни и вовсе не увидим.
Что же нужно делать?
Прежде всего, необходимо понять, что ничего из сказанного выше нам никто не подарит. То, что в некоторых странах гуманизма больше, чем в нашем отечестве, связано только с тем, что люди в этих странах раньше вышли на дорогу общественного прогресса и успели пройти большее расстояние по извилистому историческому пути. Если мы пойдем их извилистым путем, идти придется также долго. Это глупо! Нужно воспользоваться их опытом, их ошибками, их достижениями, сформулировать свое собственное понимание цели и, как следствие, прямое направление к ней. Прямой путь короче, следовательно, его можно будет пройти быстрее.
Сформулировать свое понимание цели — задача не из самых простых. Здесь лозунгами не обойтись. Трудно поспорить, лозунг «Земля — крестьянам!» звучит прекрасно. Но уж очень неконкретно. Очень по-разному его можно понимать. Именно поэтому формулировать свое понимание цели нужно так, чтобы потом не спорить, то ли у нас получилось, к чему мы стремились. Нам, гуманистам, сделать это проще, чем многим другим — у нас есть принципы, руководствуясь которыми можно сформулировать решение любой общественной задачи с любой степенью подробности. Более того, у нас есть свой проект новой Конституции России, в котором многие задачи уже решены.
Как же нам реализовывать достижение поставленных целей?
Гуманисты принципиальные противники революций и баррикад. Мы уповаем только на одну силу − силу идей. Будучи однажды сформулированными, идеи справедливой организации сосуществования людей со временем начинают обретать все большее и большее число сторонников. Так было всегда. После того, как количество сторонников превышало некоторую критическую массу, распространение таких идей становилось необратимым. Постепенно число сторонников становилось таковым, что необратимой становилась и реализация самой идеи. По историческим меркам это происходит достаточно быстро. Так было, например, с восьмичасовым рабочим днем, или с идей всеобщего избирательного права.
Сегодня все мы, гуманисты, находимся на пути решения только первой задачи − достижения необратимости распространения гуманистических идей.
На какие средства мы можем рассчитывать при достижении гуманистических целей? Только на Закон. И не просто на закон, а на хороший Закон. Хороший закон хорош не только потому, что он справедлив, а еще и потому, что никому не дозволено его нарушать. Неисполнение хорошего закона влечет за собой неотвратимое наказание нарушителя. Механизм исполнения всегда непосредственно встроен в сам хороший закон, но при этом опирается на всю правовую систему. Сегодняшняя наша правовая система почти сплошь состоит из плохих законов. Причем из плохих вдвойне: несправедливые законы исполняются потому, что это выгодно сильным и власть предержащим, а там, где, паче чаяния, закон справедлив, он не исполняется потому, что в него не встроен механизм его обязательного исполнения. И пока это не будет исправлено, подавляющему большинству граждан нечего рассчитывать на достойную жизнь.
Исправить это можно, только улучшая правовую систему государства. Следовательно, нам предстоит существенно изменить правовую систему. Но нам обязательно надо понять, что сегодняшние депутаты, представляющие ничтожную долю избирателей, никогда не станут принимать хорошие законы. Хорошие законы смогут принять только по-настоящему наши представители, работающие в интересах действительно большинства людей, их туда направивших. И только тогда, когда таких депутатов в представительных органах будет пусть ненамного, но обязательно больше половины.
Страна, как ни в чем более, нуждается в ответственных и квалифицированных законодателях. А их невозможно обрести без коренных преобразований сегодняшней избирательной системы, которые должны заключаться в том, чтобы каждому гражданину страны обеспечить возможность делегирования во все представительные органы именно его представителей. Мы, гуманисты, знаем, что это — проблема чисто техническая, и она до сих пор не решается только потому, что так власти удобнее и у нее нет политической необходимости что-либо улучшать.
Решение этой проблемы мы видим в организации мажоритарных многомандатных выборов.
Мы с вами решили, что единственно правильным критерием качества демократии является доля граждан, имеющих своих представителей во всех представительных органах власти. Чем большее количество граждан получают в ходе голосования своих представителей, тем лучше. В наибольшей степени этому тезису соответствует многомандатная мажоритарная избирательная система. При такой системе каждый избиратель при голосовании имеет один голос, может проголосовать только за одного кандидата, а избранными считаются все кандидаты, по числу мандатов в многомандатном округе, набравшие относительно других кандидатов большее число голосов. Все остальные избирательные системы, известные сегодня, дают худшие, по сравнению с многомандатной мажоритарной системой, результаты. При их использовании меньшая доля избирателей получает своего представителя в представительном органе власти.
Равноправие — важнейший гуманистический принцип. Равноправие во всем, в том числе и на всех этапах избирательной кампании. При выдвижении кандидатов этот принцип означает, что каждый избиратель имеет право выдвинуть любую кандидатуру. Никакие ограничения гуманизм не допускает.
Если перечисленные принципы будут реализованы, в стране можно будет достичь приемлемого уровня демократизации. Гуманистическое движение принципиально не намерено участвовать в политической борьбе, то есть участвовать в выборах в качестве общественного движения. Ни сейчас, когда это совершенно бессмысленно, ни потом, когда степень демократизации достигнет приемлемого уровня. Потом, потому, что приемлемый уровень демократизации достижим только при мажоритарной избирательной системе, при которой нет, и не может быть никаких списков кандидатов, в том числе и от Гуманистического движения. И, тем более, сейчас, когда участие в выборах равносильно мошеннической игре в наперстки. Это не только глупо, но и беспринципно для гуманиста — участвовать в таких выборах, значит признать власть, сформированную подобным образом.
А мы, гуманисты, сформированную таким образом власть не признаем.
Важнейшим направлением совершенствования правовой системы является комплекс законов о функционировании судебной власти. Сегодня уже очевидно — необходимость судебно-правовой реформы в стране перезрела. Суд не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. При действующей законодательной базе никогда и не станет. А между тем, справедливый закон может стать хорошим только тогда, когда он может опереться на справедливую судебную власть. Если судебная власть работает плохо, ни один закон хорошим быть не может, что бы он ни провозглашал.
То же касается и закона о прокуратуре, которая обязана реагировать на каждое нарушение закона кем бы то ни было — от президента до начальника ЖЭКа, от нищего до последнего олигарха, а не только иметь на это право, которое она никогда по-настоящему сегодня не реализует. В любом законе, в котором появляется любой государственный орган или должностное лицо с какими бы то ни было полномочиями, должно быть четко прописано, что их права и обязанности совпадают.
Все, что должностным лицам разрешено, должно быть вменено им в обязанность.
Недопустима ситуация, когда в зависимости от своего желания прокурор может возбудить уголовное дело, а может и не возбудить, милиционер может задержать правонарушителя, а может и проводить его равнодушным взглядом.
Законы об устройстве и функционировании государства также требуют существенного усовершенствования, исходя из правильного понимания смысла государства. Для гуманистов государство не может быть «всесильным властителем», но не может быть и «ночным сторожем». Для гуманистов государство — это инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование людей, то есть провозглашает и обеспечивает им элементы внешней свободы. А чтобы государство могло это делать, мы, общество, должны наделить его властью. Для этого у нас есть только один способ — мы, каждый из нас, должны пожертвовать государству часть нашей свободы. Делая это осознанно, гуманисты готовы пожертвовать государству только часть своей свободы, причем такую ее часть, которой необходимо и достаточно для того, чтобы этот инструмент функционировал эффективно и при этом не мог нам навредить, выйдя из-под контроля. Такой инструмент никогда не отомрет, он будет нужен до тех пор, пока люди не переродятся в ангелов, то есть всегда. Единственной целью существования гуманистического государства должно быть обеспечение безопасности граждан, то есть возможности беспрепятственно и самостоятельно осуществлять каждым из них свое право.
Из сказанного следует важный вывод: у государства нет права управлять нами — людьми. Мы — люди — не являемся объектами управления государства–инструмента. Мы сами субъекты управления государством.

* * *

Гуманистическое понимание сущности государства, цели его существования, смысла понятия «безопасность» означает, что гуманисты готовы самостоятельно осуществлять все свои права и свободы. Мы не собираемся требовать от государства, чтобы оно делало это за нас. Задача государства — только убирать препятствия с пути осуществления нами самими наших прав и свобод.
Вместе с тем, есть несколько сфер жизни, в которых мы, гуманисты,
считаем необходимым отступить от этого правила.
Возможность любого гражданина самостоятельно осуществлять все его права и свободы напрямую связана с полученным им в детстве и юности, когда он полностью зависим от внешних условий, образованием. Обеспечить ему такое образование, качество которого зависело бы только от его собственных способностей, — обязанность гуманистического государства. Кроме образования, в течение всей жизни человек должен иметь возможность свободно пользоваться интеллектуальными плодами, накопленными человечеством за свою историю, то есть культурными ценностями.
Такую возможность человеку должно предоставлять государство. Определенная часть культурных благ должна быть бесплатной и одинаково доступной для всех.
В каждом обществе есть категории граждан с ограниченными возможностями — дети-сироты, инвалиды, которые по независящим от них причинам не в состоянии сами о себе позаботиться. Заботу о них полностью должно принять на себя гуманистическое государство. Все мы болеем и в принципе не можем самостоятельно защитить себя от этой напасти. Гуманистическое государство обязано построить систему предупреждения болезней и восстановления здоровья больных людей. Часть этой системы должна быть бесплатной и одинаково доступной для всех. Другая часть, на обеспечение бесплатной доступности которой для всех пока не хватает средств, должна быть для всех без исключения — и рабочего, и министра — одинаково платной. Все мы стареем. Для каждого наступает момент, когда он уже не может зарабатывать себе на жизнь. Задача гуманистического государства состоит в том, чтобы создать такую систему пенсионного обеспечения, которая гарантировала бы каждому пенсионеру достойную старость и дополнительные преимущества тем, чей трудовой вклад в его трудоспособном возрасте был выше, чем у других.
И этим исчерпывается перечень сфер жизни, в которых мы готовы принять помощь государства и, тем более, требуем от гуманистического государства такую помощь.
Мы понимаем, что «равные права» и «равные возможности» — это две разные и недостижимые одновременно цели. Признавая равноправие, мы соглашаемся с тем, что разные люди обладают разными возможностями. Если добиваться выравнивания возможностей у разных людей, то это можно делать только одним путем: уменьшая права тех людей, у кого возможностей больше.
Гуманизм признает только две обязанности у человека, одна из которых — платить налоги. Именно в процессе уплаты налогов образуются средства на обеспечение нашей безопасности. И именно здесь равноправие подвергается наиболее серьезному испытанию. Тот, у кого нет доходов, не может и не должен платить такие же налоги, как и тот, у кого доходы велики. Тот, у кого доходы очень велики, должен, в том числе, оплачивать и безопасность неимущих, в противном случае его безопасность будет подвергнута испытанию с их стороны.
Как решать задачу справедливого налогообложения? Гуманизм решает ее путем перехода от обложения доходов к обложению расходов. Налоги нужны на содержание государства. Государство обеспечивает всем справедливое сосуществование. Уровень расходов объективно проявляет уровень качества жизни каждого. Тот, у кого расходы больше, получает от государства больше того, у кого расходы меньше. Если каждый раз, приобретая товар, работу, услугу гражданин или организация платит налог, пропорционально средствам, потраченным на такое приобретение, он вносит на содержание государства сумму, пропорциональную полученной им от существования государства выгоде, в виде более высокого качества жизни.
Человек счастлив, когда ему удается реализовать заложенные в нем таланты. Каждый человек талантлив, пусть в разном, но обязательно талантлив. Гуманизм в состоянии помочь многим людям реализовать свои таланты, кроме тех, чей талант по природе своей антигуманен, например, ворам, тиранам…
Именно гуманизм обеспечивает возможность счастья максимально большой доле граждан!


* * *


Ничего из описанного выше, нельзя добиться без опоры на самый главный Закон — Конституцию. Действующая конституция России 1993 года, конституция переходного периода, рассмотренная с позиции Гуманизма, никуда не годится. Она противоречива, декларативна и не содержит механизмов обеспечения даже той малости хорошего, что в ней как-то оказалось. Однако это не значит, что нужно затевать ее изменение прямо завтра. Завтра нам не удастся изменить ее в лучшую сторону — гуманистам просто не хватит для этого сил, а те, у кого сегодня силы на это есть, несомненно, конституцию только ухудшат. Они это уже делали, и не раз.
У нас, гуманистов есть проект хорошей Конституции. Нам предстоит пропагандировать её основные положения и копить силы для того, чтобы гуманистическую Конституцию можно было принять. В мире людей нет ничего заранее абсолютно предопределенного. Наша жизнь складывается из поступков. Всех людей и каждого человека. К сожалению, многие поступки людей часто являются результатом манипуляций с их сознанием. А это можно делать только тогда, когда человек чего-то не понимает. Мы уверены, что абсолютное большинство наших граждан разделяют гуманистические идеи, поймут изложенное в Манифесте, примут предложенное в проекте Конституции.
Как только люди осознают прямую связь качества их жизни с наличием в ней свободы, равноправия и демократии, поймут, как правильно должны быть устроены общество и государство, и объединятся для воплощения этих идей, наша жизнь начнет меняться к лучшему.
Мы хотим понять, как нам всем вместе правильно организовать свое сосуществование, и объяснить это тем, кто еще этого не понял. Мы намерены объединить гуманистов для того, чтобы развитие нашей страны строилось на принципах свободы, равноправия и демократии. В этом мы видим главные задачи гуманистического движения. И когда нас станет достаточно много, жизнь обязательно станет лучше!

Судьба России в XXI веке
Философия блога.

Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.


Каким государством станет Россия в 21 веке: демократия, монархия, деспотия, олигархия, анархия или, может быть, клерикализм?
Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем сетевом журнале свои газетные вырезки, заметки, предложения, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, наблюдения.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о финансах, истории, экономике, культуре, войне, политике:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.


Petersburg politics convocation today preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his links to interesting posts on the Internet, press clippings, Notes, Offers, articles, observation.
What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, despoteia, democracy, monarchy, anarchy or, perhaps, humanism?
Blog coined after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий