пятница, 6 апреля 2012 г.

Скрижали гуманизма


Логотип блога
Глава из книги
Гуманизм: от Манифеста — к Конституции России. — СПб.: СПИКС, 2011. — 92 с.
ISBN 978-5-7288-0193-5
В книге представлены Гуманистический манифест и проект Конституции Российской Федерации, разработанные участниками Гуманистического движения.
Авторы-составители, депутаты Ленсовета:
С.Н.Егоров, доктор юридических наук
С.А.Басов, кандидат педагогических наук

Материалы книги, опубликованные в этом блоге:


От редактора блога. Скрижали – это список аксиом и политических тезисов, которые положены в основу гуманизма – философии и политической идеи, ставящей в основу человеческого сосуществования на планете приоритет интересов личности, отдельного человека. Гуманисты совершенно сознательно в качестве своего кредо выбрали область политического пространства, которая описывается в сочетании: «свобода + равноправие + демократия». Каждое из этих постоянно звучащих вокруг нас слов, оказывается, требует дополнительного растолкования с точки зрения гуманизма. Для этого и созданы скрижали – азбука гуманизма или, если хотите, столь же необходимая основа знаний политического деятеля, как таблица умножения для бухгалтера или инженера. В скобках указан номер термина, подлежащего дополнительному объяснению, приведенному после скрижалей.

Скрижали

  • Каждый человек обладает свободной волей, т.е. способностью самостоятельно выбирать — что ему хотеть.
  • Каждый человек хочет жить хорошо (1).
  • Только сам (2) человек решает, что для него хорошо.
  • Никто не вправе определять человеку цель его жизни (3), которой он обязан следовать.
  • Люди обречены на то, чтобы жить сообща, т.е. единственным способом жизни людей является общество.
  • Все люди имеют равные права на внешнюю свободу (6).
  • Стремление каждого человека к хорошей жизни правомерно.
  • Для обеспечения стремления к хорошей жизни каждому человеку должен быть предоставлен максимум внешней свободы.
  • Каждому должен быть предоставлен (7) максимум внешней свободы, совместимый с таким же максимумом свободы каждого другого.
  • Внешняя свобода человека может ограничиваться только требованиями внешней свободы других людей.
  • Всякое право (8) одного субъекта (9) предполагает наличие обязанности (10) другого субъекта (субъектов).
  • Никакой человек не может быть принужден воспользоваться своим правом (11).
  • Люди склонны нарушать нормативные границы внешней свободы других людей и своей собственной.
  • Всеобщая Декларация Прав Человека сегодня наиболее точно формулирует принципиальные обязанности людей по отношению друг к другу и государства (13) по отношению к человеку и должна быть неотъемлемой частью правовой системы.
  • Никакая норма (12) закона (14) не должна противоречить ни одному положению Всеобщей Декларации Прав Человека.
  • Единственной целью существования государства должно быть обеспечение безопасности (15) граждан (16).
  • Единственным источником политической власти (17) является населяющий данную территорию народ.
  • Законы вправе требовать от человека бездействия и не вправе требовать от него каких-либо действий, за исключением требования платить налоги, а также действий, выполнять которые он сам добровольно обязался (18).
  • Конфликты между человеком и государством, возникающие в процессе проектирования правовой системы, должны разрешаться в пользу человека.
  • Для каждого гражданина разрешено все, что не запрещено; для органов власти и должностных лиц запрещено все, что не предписано или не разрешено.
  • Всякая политическая власть должна быть предоставлена и ограничена позитивной нормой.
  • Законы (позитивные нормы) соблюдаются либо по принуждению либо добровольно (19).
  • Добровольное соблюдение позитивных норм (законов) предпочтительно.
  • Правовая система должна создаваться так и такой, чтобы побуждать граждан к добровольному соблюдению законов.
  • Правовая система не может содержать взаимоисключающих и (или) взаимно противоречивых норм.
  • Властные субъекты (23) политической власти состоят из людей.
  • Всякий субъект политической власти склонен к выходу за пределы, установленные позитивной нормой.
  • Сосредоточение политической власти в одном центре недопустимо.
  • Разделение политической власти по уровням (20) и функциям (21) является необходимым.
  • Политическая власть между уровнями в государстве должна быть разделена таким образом, чтобы публичные полномочия осуществлялись способным осуществлять данное полномочие органом власти, наиболее близким к гражданам.
  • Не предусмотренное никакой нормой действие, направленное на ограничение внешней свободы кого-либо, недопустимо.
  • Всякая норма правовой системы должна быть сформулирована так, чтобы минимизировать возможность ее неверного толкования.
  • Права и обязанности властного субъекта политической власти не могут не совпадать.
  • Политическая власть осуществляется путем создания правовых норм либо путем непосредственного повеления.
  • Критерием качества избирательной системы является доля граждан (28), имеющих своих представителей в представительном органе.

Определения

  1. Жизнь — время между рождением и смертью. скрижали
  2. Сам — это означает, что никто не вправе давать оценку действиям и желаниям человека с этой позиции. Данное положение ни в коей мере не мешает давать оценку действиям и желаниям человека с позиции — а хорошо ли это для других людей. скрижали
  3. Цель жизни — высшая цель (4), к которой стремится человек. скрижали
  4. Цель — предвидимое, желаемое и осуществимое состояние вещей и людей, достигаемое с помощью средств (5).
  5. Средства — вещи, действия с которыми, и люди, действия которых приводят к цели.
  6. Внешняя свобода — возможность действовать в соответствии со своей внутренней свободой тем или иным образом, преследуя те или иные цели. скрижали
  7. Предоставление внешней свободы состоит из ее провозглашения и обеспечения возможности ее осуществления, т.е. представляет собой такую систему правовых норм, которая препятствует нарушению прав одного субъекта действиями другого. скрижали
  8. Право — это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой (12). скрижали
  9. Субъект — обладатель внешней свободы — человек, лицо, орган. скрижали
  10. Обязанности — конкретные ограничения внешней свободы одного субъекта, обеспечивающие возможность осуществления прав другого субъекта. скрижали
  11. Права — конкретные элементы права, т.е. внешней свободы субъекта, предоставленной и ограниченной нормой. скрижали
  12. Норма — повеление, направленное субъекту права. скрижали
  13. Государство — совокупность институтов и механизмов, осуществляющих политическую власть. скрижали
  14. Закон — совокупность норм (12), исходящая от властного субъекта (23) политической власти (17), адресованная всем подвластным субъектам (24) и определяющая их права и обязанности в отношениях друг с другом и с властным субъектом. скрижали
  15. Безопасность граждан — возможность беспрепятственно и самостоятельно осуществлять свое право. скрижали
  16. Гражданин — человек, наделенный правом участвовать в управлении государством.
  17. Политическая власть (государственная власть и местное самоуправление) — власть (22), осуществляемая над населением, находящимся на определенной территории, способом осуществления которой является закон. скрижали
  18. Обязательство — обязанность, самостоятельно возложенная на себя субъектом. скрижали
  19. Добровольно (самостоятельно), — прилагается к знаниям, убеждениям, решениям, которые человек склонен считать своими собственными, обретенными или принятыми без внешнего принуждения, а также и те, с которыми он готов свободно согласиться по тем или иным своим собственным мотивам, определяемым только внутренней свободой человека и, в частности, по мотивам осознанного доверия к органам власти, принимающим законы. скрижали
  20. Уровень власти — характер прав и обязанностей властного субъекта, включающий пространственно-количественные характеристики подвластных субъектов.скрижали
  21. Функция власти — обязанность властного субъекта политической власти по обеспечению конкретной формы (вида, средства) безопасности граждан. скрижали
  22. Власть — право властного субъекта (23) предоставлять и ограничивать внешнюю свободу подвластных субъектов (24).
  23. Властный субъект (субъект, наделенный властью в отношении подвластных субъектов) — лицо или орган, который имеет возможность обеспечить выполнение своего повеления. скрижали
  24. Подвластный субъект (субъект, в обязанности которого входит подчинение повелениям (25) определенного властного субъекта) — лицо или орган, который не может безнаказанно отказаться от исполнения повеления властного субъекта.
  25. Повеление — словесное выражение ограничения внешней свободы.
  26. Демократия — форма правления, при которой все граждане могут пользоваться равными правами на управление делами государства.
  27. Правовое государство — государство, правовая система которого гарантирует каждому гражданину максимум свободы, совместимый с таким же максимумом свободы каждого другого.
  28. Гражданином, имеющим своего представителя в представительном органе, является гражданин, голосовавший за того, кто оказался депутатом в результате выборов при условии, что он сам внес или, как минимум, хотел бы внести его в список кандидатов. скрижали

* * *

После того, как нам удалось договориться об основополагающих идеях, и дать определения используемых понятий в Скрижалях, мы приступили к разработке проекта правовой системы идеального гуманистического государства для его строительства здесь и сейчас.
«Идеального», — это значит идеально соответствующего гуманистической области политического пространства, ограниченного тремя основными ценностями: свобода, равноправие, демократия. «Здесь и сейчас», это значит, — в посткоммунистической России, граждане которой отнюдь не идеальны и обладают богатым набором недостатков.
Конституция — это сложный концептуальный и юридико-технический документ. Вы уже ознакомились с Манифестом, Вы знаете, что законы бывают хорошие и плохие. Хороший закон предполагает встраивание непосредственно в него механизма его исполнения, реализации. Конституция — это Закон самого высокого уровня и, как следствие этого, самой высокой степени «концентрации» норм права. Несмотря на это важное обстоятельство, мы всегда старались встроить в каждую норму механизм ее реализации. Довольно часто это удавалось. Жанр Конституции позволяет формулировать только самые общие нормы, которые впоследствии должны быть развернуты в подробные законы более низких уровней. Формулируя общие нормы конституционного уровня, мы всегда помнили, что, рассматривая вопросы правоприменения, Конституционный суд может и должен опираться только на формулировки Конституции. В частности и поэтому мы старались снабдить Конституционный суд для его будущей трудной работы всеми необходимыми формулировками.
Структурно мы старались не отклоняться от действующей конституции. Но в ходе работы выяснилось, что она не содержит некоторых существенных элементов, и в таких случаях мы восполняем имеющиеся пробелы. Так, в частности, вопросы обеспечения волеизъявления народа — источника власти — отсутствуют в действующей конституции совершенно неоправданно. Формирование государства — это наделение его властными полномочиями, следовательно, условия, на которых мы соглашаемся уступить государству часть нашей свободы, имеют особенно важное значение. Заполняя этот пробел, в наш проект введен новый раздел — глава «Народовластие». Введена также и новая глава «Контрольная власть». Мы посчитали, что надзор за соблюдением прав и свобод человека на территории Российской Федерации, в том числе в части соблюдения условий, на которых мы передаем государству часть нашей свободы, заслуживает специального раздела Конституции.
Получившийся у нас проект Конституции, созданный исходя из гуманистических представлений, безусловно, лучше конституции действующей. Означает ли это, что мы считаем его идеальным? Нет, не означает! Даже этот проект может быть усовершенствован. Еще раз повторим, Конституция — это закон самой малой степени детализации. Для реализации государства, правовая система которого в самых общих чертах описана в Конституции, требуются и многие другие законы. Гуманистическое движение предполагает использовать накопленный при разработке текста Конституции опыт для подготовки и других проектов законов по реализации такого государства. В этой работе мы готовы принять помощь как интеллектуальную, в виде проектов или участия в разработке проектов, так и финансовую.
Мы заинтересованы в обсуждении того, что у нас получилось, и приглашаем к дискуссии тех, кому эти вопросы интересны. Единственное и безусловное ограничение — обсуждение возможно только с позиций гуманизма (принципов «свободы-равноправия-демократии»). Так как для системы других идей должна быть создана другая конституция.
Ну, а теперь, — сам проект Конституции.

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.


Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, помещают в настоящем сетевом журнале свои предложения, наблюдения, газетные вырезки, статьи, заметки, ссылки на интересные сообщения в Интернете.
Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Депутаты Петросовета в те тревожные дни критиковали фальсификацию выборов.
Какое государство сложится в России в 21 веке: олигархия, монархия, демократия, анархия, деспотия или, может быть, гуманизм?

На страницах этого сетевого журнала вы найдете интересные статьи:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

Deputies of Lensoviet convocation today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his articles, Notes, observation, Offers, press clippings, links to interesting posts on the Internet.
Blog launched after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: monarchy, anarchy, despoteia, oligarchy, democracy or, perhaps, clericalism?

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий