четверг, 18 декабря 2014 г.

Катимся: кто вниз, а кто и вверх!


Причины расцвета
или упадка демократии
следует искать в школе
и университете.
Нигде более улучшения
или ошибки
не имеют столь долгих
и глубоких последствий.
Пьер Де Кубертен

Ответ Сергея Егорова Леониду Романкову


Дорогой Леонид Петрович.

Вы предлагаете обсудить кризис в нашей стране, происходящий или грядущий. Ну что же давайте попробуем обсудить кризис. Поскольку, что такое кризис (как приемлемое нами обоими научное определение и предмет для спора), неизвестно, начну обсуждение со старой, наверняка известной Вам, притчи.


Демократия - власть народа
(его представителей) - это прогресс



Результаты
Пришел как-то раз мужик к мудрецу с жалобой: домик у меня маленький, детей много, да еще теща… Как бы мне избавиться от тесноты?
- У тебя корова есть?- спрашивает мудрец.
- Есть,- отвечает мужик.
- Заведи ее в дом. Пусть с вами поживет.
Мужик согласился. После этого еще три раза приходил мужик к мудрецу с жалобами на то, что жить все теснее и теснее. Мудрец последовательно советовал мужику завести в дом еще и барана, и козу, и курицу. Когда мужик в четвертый раз пришел к мудрецу с жалобами, что жить стало совсем невмоготу, да еще и курица кудахчет, мудрец посоветовал ему выгнать курицу на улицу. На следующий день прибежал радостный мужик с благодарностями. Стал рассказывать, как хорошо и свободно стало в доме без курицы.

Куда катимся
и когда это движение началось

Вооруженные люди в Крыму. Весна 2014 года. 
Суть проблемы, по вашему мнению – «оккупация Крыма». А, по моему мнению – то, что Вы называете оккупацией Крыма, это всего лишь «курица» из притчи. Правильнее размышлять сейчас не то что не о «курице», но даже не о «корове с козой да бараном». Правильно думать об исходной, основополагающей «тесноте». Но в нашей с Вами стране никто о «тесноте» не говорит. Никто не говорит даже о «корове с бараном». Иногда кто-нибудь промямлит что-то невнятное о «козе» (честные выборы им подавай!). И это все, на что способно наше общество с его так горячо Вами любимым авангардом – интеллигенцией.

«Далеко идущие последствия» от «появления в доме курицы» не кажутся мне значительными на фоне проблем, возникших из-за начальной, имманентной «тесноты», «коровы» и «барана». Правильно определить – в чем суть кризиса – значит наполовину его преодолеть.
Мы уже давным-давно катимся вниз по наклонной плоскости. Катиться вниз мы начали еще в 1993 году. Катимся вниз с тех пор примерно с одинаковой скоростью. В последние годы ничего особенного нового не произошло – как катились, так и катимся. Просто скатились уже так низко (или глубоко), что и Вы, и какая-то часть общества, «мыслящих» сограждан, несмотря на свое ослабленное зрение, начали замечать, где мы, в каком ущелье, наконец, оказались.
Очень важно понять, что катимся вниз мы только с Вашей и моей точек зрения. С точки зрения тех, кто в нашей стране принимает решения, с точки зрения власти никакого скатывания вниз (кризиса) нет! Для них все это время все было хорошо. Был короткий период в 1996 году, когда они испытывали опасения, но они эту свою проблему решили – заставили всех, в том числе и Вас, проголосовать сердцем. У НИХ никакого кризиса нет. У них все в шоколаде. Даже «курица» (присоединение Крыма) снесла им золотое яичко. Теперь все то, что Вы называете кризисом – это происки запада в отместку за «курицу». Практически весь народ считает происходящее злыми происками врагов. А им (то есть власти, правящей элите) больше ничего и не надо.
Наша с Вами проблема заключается в том, что общество, хотя бы в какой-то, хотя бы в мизерной своей части, так и не осознало, что мы давно (с 1993 года) катимся вниз, и тем более не осознало – почему мы катимся вниз. Написанная нами в прошлом году, задолго до формулировки «украинского вопроса», книга «Колбасно-демократическая революция» и есть отчаянная попытка помочь такому осознанию. В этой книге мы, по нашему мнению, вскрыли причины того, почему наша страна медленно катится в пропасть. Без осознания этих причин так и будем катиться дальше. Даже осознание этого обстоятельства ничего не гарантирует, но неосознание совершенно точно гарантирует дальнейшее скольжение вниз (или углубление в …)! Я не вижу перспективы для такого осознания проблемы широкими массами или даже «узким кругом» (думаю, последующая наша дискуссия это подтвердит), так что будем катиться и дальше. Это мой прогноз.

Если идея не овладеет массами, то она не превратится в силу, и мы
будем катиться дальше!

Имперское сознание масс
и способы оболванивания нас

Давайте посмотрим на то, что Вы называете сутью проблемы. С Вашими констатациями я не во всем могу согласиться. У меня совсем другой диагноз.
Никакого возрождения имперского сознания народа (из подсознания…) нет. Имперское сознание есть, а вот его возрождения – нет. Наш народ характеризует имперское сознание непрерывно и постоянно на протяжении всей описанной истории страны. Наш народ всегда хотел и хочет жить в Великой Державе. Чтобы нас все уважали или хотя бы боялись. Может быть, по примеру монгольских учителей, передавших своим улусникам мечту о Евразийской империи? Как всем вокруг нравится слушать, что при Матушке Екатерине ни одна пушка в Европе без ее разрешения выстрелить не могла! Так было всегда, так есть и сейчас. Так будет и дальше. А власть (правящая элита) и дальше будет этим пользоваться.
Никакого резкого увеличения агрессии против «инакомыслящих» нет. Агрессия есть, а вот резкого увеличения – нет. Я такого резкого увеличения ксенофобии не замечаю. Есть плавное возрастание этой агрессии в течение всех последних 20 лет. Вспомните хотя бы, сколько лет уже сидят «узники Болотной». Медленность закручивания гаек есть очень грамотное (с точки зрения ее целеполагания) поведение власти. Новые тюрьмы начали строиться не вчера.
Никакого беспрецедентного оболванивания «ширнармасс» (широких народных масс) нет. Оболванивание есть, а беспрецедентности оболванивания – нет. То есть каждый последующий день население оболванивают сильнее, чем в день предыдущий. Но всего лишь чуть-чуть сильнее, никакого скачка интенсивности оболванивания нет. Власть демонстрирует грамотную постепенность и в этом вопросе. Ваш уничижительный термин – «ширнармасса» – вряд ли уместен. Вы, как и иные «мыслящие граждане» подвержены оболваниванию не в меньшей степени, чем «ширнармассы». Мне это ясно из прошедшей дискуссии. Только Вас, как умного, талантливого и разносторонне образованного человека, оболванивают несколько в другом направлении. Для каждой группы населения у НИХ найдутся свои темы для оболванивания.
Тут я должен сделать заявление: я восхищен тем, как наша власть оболванивает население! Восхищен в том смысле, как можно восхищаться, например, тем как ловко Коба на пару с Камо грабанули Тифлисский банк. Наша власть не совершает ошибок в медийном пространстве! «Создание картинки» – это лучшее из того, что она умеет делать, а ведь она еще много чего умеет делать «хорошо», например, закручивать гайки. Эта картинка предназначена не только для «ширнармасс», Вы тоже являетесь адресатом этой картинки. В частности, все то, что в эту картинку попадает «от Кудрина», «от Ходорковского» или «от Юргенса»… предназначено Вам, а не «ширнармассам». Примеры подобного оболванивания грамотных людей можно найти в давно уже написанных книгах С.Лема или Дж.Оруэлла.
Констатация подъема рейтинга действующего президента – это, действительно, факт. С этим не поспоришь, да я и не собираюсь этого делать. Скажу только, что вся внешняя политика именно на это и направлена. Включая Крым. И вся «картинка», как я уже сказал, великолепно сверстанная, работает именно на это. И это еще раз подтверждает, что у НИХ, наших властителей и их подручных, кризиса нет.
А вот исключение России из клуба ведущих мировых держав меня ни сколько не волнует. Замечу на полях, что эта Ваша фраза подтверждает, что и Вам не чуждо имперское сознание, что в этом вопросе Вы от «ширнармасс» ушли не далеко. У меня к мировому сообществу сосем другое отношение. Если я буду знать, что мое государство действует в интересах моего народа, что моему народу от этих действий становится лучше, мне будет плевать на то, как мировое сообщество оценивает такие действия моего правительства, на то признают Россию мировой державой или не признают.

Курс рубля давно намечен и взвешен

Что касается курса рубля. Попробую объяснить Вам, в чем здесь дело, и имеет ли Крым (или цена на нефть) к этим событиям какое-либо отношение. Сначала факт: последние лет 15 инфляция в нашей стране была примерно 10% в год. В США инфляции практически нет. Это означает, что каждый год рубль по отношению к доллару должен был терять около 10%. За 15 лет это 150% (простых). То есть правильный курс сегодня – 75 рублей за 1 доллар. Или больше - с учетом сложных процентов. Считать сложные проценты мне сейчас лень. Вместе с тем, последние 10 лет курсы валют нашей страны и США стояли практически на одном уровне. Как и почему это возможно? Это очень просто: ЦБ за наш счет поддерживал этот уровень искусственно своими интервенциями. Это стоило немало, но кому-то это было нужно и этот «кто-то», оказывается, рулит «нашим» ЦБ. Кто же этот «кто-то»? Этот кто-то - тот, кто «зарабатывает» (ворует) в рублях, а хранит заработанное (наворованное) в долларах. Вот заработал этот кто-то 30 миллионов рублей. При искусственно поддерживаемом его центральным банком курсе он может купить на эти рубли миллион долларов. А если курс искусственно не поддерживать, отпустить его до паритетного по покупательной способности - до 75 рублей за доллар, то этот кто-то сможет купить только 400 000 долларов. При том, что этому кому-то рубли не нужны, догадайтесь с двух раз, даст он своему ЦБ соответствующее указание или нет. Одна беда – вечно поддерживать такой искусственный курс нельзя… Как выяснилось, эту пружину можно растянуть только в два – два с половиной раза. Когда-то ее надо отпускать, а то порвется. Вот и «курица» как раз кстати: курс выровняем, а неудобства от этого спишем на врагов-американцев, которые опустили и цены на нефть, и, следовательно, курс рубля. Всё происки врагов - и против народа, и против правительства. Чем не повод для единения?

Нет места для революции
в ближайшей истории России

Вы совершенно правы, когда говорите, что будет «спад производства, инфляция, доходящая до двузначных цифр, безработица, невозврат кредитов, обнищание значительной части населения». Согласен, но с небольшим уточнением: обнищание еще большей части населения. В этом ряду «разорение турфирм» выглядит курьезно (хотя, на самом деле, это горькая правда). Что касается «закрытия производств», думаю, закрываться уже просто нечему. Что касается «дефицита продуктов и товаров», это нам тоже не грозит. На прилавках дефицита не будет. Черный кобель – капитализм обеспечит товары на прилавках в любом случае. Американские фирмы торговали с Круппом и Порше вплоть до 1944 года. Вот в наших домашних холодильниках продуктов станет меньше… Но и это власть спишет на происки и козни врагов.
Не будет и никаких народных волнений, если под народными волнениями Вы понимаете нечто большее, чем то, что уже мы не раз наблюдали за последние 20 лет.

Следствие колбасной революции

Площадь Тяньаньмэнь в Пекине
Из трех Ваших сценариев реакции власти для меня очевиден один – сохранение статус-кво. Под сохранением статус-кво я понимаю продолжение качения вниз, начатого в 1993 году, и примерно с той же скоростью. Нынешняя власть крепка. Она не остановится перед своим «Тяньаньмэнем». Но я думаю, что это ей даже и не понадобится. И в Китае не было бы тех событий, если бы не наша перестройка.
Свои вторые два срока Путин на галерах отсидит. Не сомневайтесь. Про отведенный ему Вами срок в один два года мне читать просто смешно. Боюсь, что и вторая операция «преемник» им тоже удастся. Но об этом пока говорить рано.
Когда-то в декабре 1999 года в присутствии большого числа наших коллег – депутатов (а было это в Дубовом буфете Мариинского дворца во время отмечания 10-летия первых свободных выборов в СССР) я сказал, что нынешняя власть всерьез и надолго. Кажется, Вы тоже при этом присутствовали. Почти никто мне тогда не поверил. Прошло 15 лет. Может быть, Вы считаете, что это не всерьез или не надолго?
Как я уже сказал, будущий сценарий – сохранение статус-кво. Так что ни один из Ваших четырех вариантов сценариев смены власти не будет реализован. Ни один. В том числе и «народное восстание, смута, гражданская война, распад России».
Я так понял, что распад России Вы связываете именно со смутой. С этим я не согласен. Смуты не будет. Но это не значит, что не будет и распада России. Россия в нынешних границах не сохранится. Это очевидно как таблица умножения. Мы с сыном успели съездить в путешествие на Байкал, пока он еще в нашей стране. Скоро (еще при нашей жизни) это будет заграница. И я думаю, деньги, потраченные на остров Русский, потрачены напрасно еще и по этой причине.
Все, что я здесь пишу, есть прямое следствие победы колбасной революции.
Так что связь с предыдущей частью нашей дискуссии прямая. Тут самое время вспомнить о том, что мы говорим о «кризисе». Кризис это что-то резкое. В нашей стране все давно происходит плавно, так что в этом смысле кризиса нет.
Если еще одним из имманентных признаков «кризиса» считать его нежелательность, то этот кризис существует только в Вашем воображении. У российского государства, российской власти никакого кризиса нет! Всё в нашей стране происходит ровно так, как они это наметили. Своих целей власть всегда и во всем достигала и достигает. Точно так же, как ИХ революция закончилась ИХ полным успехом. Когда Вы размышляете о каком-то выходе из кризиса, Вы должны понимать, что у них никакого кризиса нет, а из того кризиса, который видите Вы, они выйти не дадут. Ваш кризис – ИХ комфортное существование. У Вас и у них разные ценности и, как следствие, разные цели. Ваших целей они Вам достичь не дадут, а Вы не можете помешать им достигать их целей. Единственное, что Вы можете делать (пока еще можете), это показывать населению разницу между Вашими и их ценностями и целями. Показывать так, чтобы населению стала, наконец, понятна эта разница, и чтобы оно приняло Ваши ценности и цели, поняло, что Ваши ценности и цели для народа действительно лучше. Должен с прискорбием констатировать – Вам пока этого сделать не удалось. Даже в вопросе присоединения Крыма народ не с Вами. И это - ваша вина! 
Когда я говорю «ваша», я имею в виду не только лично Вас, но и всех остальных Ваших единомышленников.

Нет оппозиции - не бывать и революции 

Ксения Собчак и Алексей Навальный, в 2012 году
они претендовали на роль лидеров оппозиции
Вы спрашиваете, что нужно делать оппозиции, гражданскому обществу, независимо мыслящим гражданам? Этот вопрос сродни вопросам о том, сколько ангелов помещается на острие иглы.
Оппозиции в нашей стране нет (перечитайте наше ее определение).
Все так называемые «оппозиционеры» (кудрины, касьяновы, немцовы, рыжковы…) всего лишь контрэлитарии, мечтающие заменить собой нынешнюю элиту. В нашей стране нет даже просто революционеров, часть из которых, сформулировавшие свою политическую программу (проект изменений Конституции и Избирательный закон), явили бы собой оппозицию. Гражданского общества, его политических страт, в России тоже нет. Остаются «независимо мыслящие граждане». Надеюсь, какое-то количество независимо мыслящих граждан в нашей стране все-таки остается сегодня, и всегда будет появляться в будущем. Нуждаются ли независимо мыслящие граждане в Ваших или моих советах? Вот это ключевой вопрос, на который мне хотелось бы вместе поискать ответ в дальнейших наших спорах.
Вот, Вы говорите мне, что надо готовить основополагающие документы – проект Конституции, избирательный кодекс, ревизию уголовного кодекса… Мысль вполне здравая. Правда, мне она пришла немного раньше. Напомню, что проект новой Конституции, не допускающей совместного проживания с «коровой, бараном, козой и курицей», мы уже написали в 2007 году. Мы работали конкретно над этим проектом семь лет. Еженедельно. Работали. (А начали поиск целей и объектов исследования и преобразования, я полагаю, гораздо раньше, ещё будучи депутатами Ленсовета).
Нас результат вполне устроил. Организация жизни по нашей Конституции гарантирует даже простор вместо тесноты. И что? Где та оппозиция, которая взяла наш проект на вооружение? Где же то гражданское общество, которое хотя бы обсудило и раскритиковало наш проект? Может быть, это те школяры, которые сегодня набираются ума в школах и университетах? Где те независимо мыслящие граждане, которые хотя бы заметили наш проект? А ведь он достаточно растиражирован «на бумаге», и опубликован в Интернете. Кто еще в нашей стране занимался чем-либо подобным?
Я могу написать и избирательные законы, и законы судебной реформы и многие другие основополагающие законы, если кто-то эту Работу оплатит. Работа, как Вы понимаете, требует долгого времени. Мне ведь нужно на что-то жить. Нынешней России такие законы не нужны. И та, будущая Россия, о которой Вы мечтаете, тоже мало кому нужна, даже среди наших друзей-политиков. Разве что Вам и мне.

Вот такие перспективы…
А Вы – Крым!

Следующий документ по теме:

С.Егоров. Идти к демократии и равноправию

Все статьи по данной теме;

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.


Группа депутатов Ленсовета 21 созыва и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, помещают в этом блоге свои наблюдения, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи, газетные вырезки, заметки.
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на площади в Москве и Петербурге. Депутаты Петросовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Каким государством станет Россия в 21 веке: анархия, демократия, деспотия, олигархия, монархия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого сетевого журнала вы найдете интересные статьи:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, despoteia, democracy, oligarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog coined after the election in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.


Deputies of Lensoviet convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his observation, Offers, Notes, press clippings, articles, links to interesting posts on the Internet.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

2 комментария :

  1. Дорогие коллеги! Дискусссия получается весьма интересная и полезная: она во многом разворачивает мысли авторов книги, делает их более доступными для многих заинересованных граждан. А сейчас стало еще интереснее: ибо речь зашла о сценариях будущего России. Надо продолжать. Уважаемый Леонид Петрович, как-то Егоров чересчур уверен в своей "простой" правоте, что всё логично вырастает из результатов революции, завершившейся аж в 1993 году... Так ли это?

    ОтветитьУдалить
  2. Это комментарий знаменитого петербургского правозащитника Юлия Рыбакова.

    Я не поклонник империи.. Но, все же не могу в полной мере согласится с Сергеем Нестеровичем Егоровым:
    1. Имперское сознание характеризует не только наш народ, через эту форма государственности прошли многие народы и рудименты имперского сознания есть в не только в российском сознании.
    2. "Наш народ характеризует имперское сознание непрерывно и постоянно на протяжении всей описанной истории страны" - так уж "непрерывно и постоянно"?А можно уточнить -со времен палеолита? или прихода Рюриков? И в Новгородской республике тоже? А может быть все таки имперское сознание (Третий Рим) начало складываться со времен Ивана III, а получила свое развитие Петре Алексеевиче?
    3. Вы уверены, что другие народы, а точнее их отдельные представители, не млеют от сказок о том, как их все боялись?
    4.Вы уверены в том, что сегодня в России " всем вокруг нравится слушать, что при Матушке Екатерине ни одна пушка в Европе без ее разрешения выстрелить не могла!"? И вам тоже нравится (хотя нет вы сказали - "вокруг" т.е. себя вы из той толпы имперцев которые вас окружают исключили) - но тогда, значит, все таки не всем?
    5."Так было всегда, так есть и сейчас. Так будет и дальше" - это из Эклезиаста или из Нострадамуса?

    ОтветитьУдалить