воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Русский клерикализм. Церковь наступает.

Хосе де Рибера. Св.Франциск Ассизский.
Музей Прадо, Испания.
Ученые спорят о боге, о религии. Забавляет даже не сам предмет спора, а то обстоятельство, что эта дискуссия ведется в начале 21 века в России. Не во времена Франциска Ассизского (XII век) и даже не в императорской России конца XIX века, в которой, как помнится, "Православие, самодержавие, народность" играло роль популярного слогана. А в России демократической, интернетной, инновационно-сколковской, в которой бозон Хиггса домохозяйкам ближе и понятнее, чем приключения ветхозаветных старцев и новозаветных апостолов.
Почитаем и обсудим публикации в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (статьи приводятся в сокращении).



Комментарии



Александр Казин,
доктор философских наук, профессор 

Ярославский возвращается?



Вначале немного истории. Как помнят, вероятно, читатели, в 1920-е годы молодая советская власть одной из главных партийно-государственных задач провозгласила борьбу с «религиозными пережитками». Религию назвали «опиумом для народа» (по Марксу) и даже «невыразимейшей мерзостью» (по Ленину). Организовали Общество воинствующих безбожников и начали издавать одноименный журнал. А во главе всего дела встал небезызвестный человек под именем Емельян Ярославский.
И пошли громить Церковь словом и делом. Вспомнили, правда, о ней, когда немцы оказались в глубине России...

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н; 19 февраля [3 марта] 1878 года, Чита, Забайкальская область, Российская империя — 4 декабря 1943, Москва) — революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Один из инициаторов создания журнала Сибирские Огни. Председатель «Союза воинствующих безбожников».


Недавняя статья М. Казинцева в «СПб ведомостях» (№ 145 от 6.08.2012) под названием «Побойтесь Бога, батюшка!» напомнила мне те печальной памяти времена.
(М.Казинцев пишет, например:"Дожили. Оказывается, в Петербурге незаконно строятся не только частные дома и мансарды, но и... церковные здания.". - П.Ц.)

Напомнила скорее тоном, чем фактами, хотя и событийная сторона дела имеет значение. Речь в статье идет о священниках – настоятелях петербургских церквей, которые, видите ли, стремятся строить что-то новое (или хорошо забытое старое) на канонической территории своих храмов. В этой связи упоминаются, в частности, настоятель храма Александра Невского на Шуваловском кладбище о. Иоанн Лущик, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора о. Богдан Сойко и другие иереи. Завершает автор статью грозным напоминанием о том, что теперь любой строительный проект в охранной зоне города должен пройти историко-культурную экспертизу, о чем КГИОП-де неоднократно сообщал городским и районным чиновникам. «Неужели об этом не наслышаны церковники?»

Давненько я не встречал в солидной печати слова «церковники» – любимое выражение профессиональных атеистов 1920 – 1930-х годов. Надо очень не любить Русскую православную церковь, чтобы ставить точку в статье именно после такого слова. Топили предков этих церковников в прорубях, вешали на воротах монастырей, расстреливали на Левашовской пустоши, ссылали десятками тысяч в ГУЛАГ, а они все не переводятся. Более того, старые церковные (часто полуразвалившиеся) здания им не так давно отдали. Так им мало. Еще строить хотят.

Прошу понять меня правильно. Я отнюдь не против, чтобы любое новое строительство в охранной зоне Санкт-Петербурга согласовывали с КГИОП. Иначе действительно будет плохо. Но я и за то, чтобы великие христианские святыни – например, Владимирская икона Божией Матери или «Троица» Андрея Рублева – находились в храмах, а не в музеях, куда их насильственно переместили люди, не понимающие, что такое вера.
Я вообще за то, чтобы церквей в нашем граде Святого Петра было больше, даже если купол с крестом какого-либо нового храма, например в Парке 300-летия Петербурга, будет возвышаться на 60 метров. Именно для храмов, а не для бизнес-центров в таких случаях надо делать исключения.

Но самое главное – я за то, чтобы мы не путали божий дар с яичницей. Русская православная церковь в нынешних условиях – это, по сути, единственный человеческий (точнее, богочеловеческий) социальный институт, способный хоть немного возвысить душу человека, подтянув ее от земного к небесному. Ни искусство, ни наука, ни философия начала ХХI века сделать это не в состоянии – они заняты совсем другим. Современная философия интересуется почти исключительно вопросами языка, наука озабочена всем, кроме духовных ценностей (ибо не имеет инструментов для их изучения), а чем занимается актуальное искусство, показали панки из Pussy Riot. Православие в России сегодня подвергается нападкам со всех сторон, в том числе имеет мощных зарубежных противников. И уже не только на словах. Надо ли в этих условиях еще и церковное строительство осуждать? Ведь строят батюшки не для себя.

Читать полностью  - Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск №170 от 07.09.2012


Михаил Богословский,
профессор Невского института управления и дизайна 

Не вернуться бы в Средневековье


Недавняя статья профессора А. Казина в «СПб ведомостях» от 07.09.2012 «Ярославский возвращается?» является, на мой взгляд, свидетельством того, что в нашей стране опять наступают давно забытые времена, когда церковь вместе с царским самодержавием правила бал. Свободомыслие тогда было запрещено, а малейшая критика деятельности РПЦ или ее идеологии жестко пресекалась и считалась уголовным преступлением.


Поосторожнее с приоритетами!


Автор статьи пытается обосновать особое положение Русской православной церкви и ее клира, не замечая при этом, что наделение РПЦ особыми правами и льготами – это прямое нарушение нашей Конституции. Ведь, согласно статье 14, все религии (а значит, и представляющие их церкви) равны. Тем самым профессор Казин фактически оказывает РПЦ медвежью услугу.


Забыли, кто начал первым?

Не могли остаться незамеченными сентенции автора о том, что предков «церковников» топили в прорубях, вешали на воротах монастырей, ссылали десятками тысяч в ГУЛАГ. Профессор Казин вступил здесь на зыбкую для православия почву. Нисколько не оправдывая и даже осуждая указанные деяния большевиков, хочу отметить: радетелям православия надо бы знать историю своей церкви в России и, в частности, кто первым начал совершать насилие над верующими.

Согласно летописи, для крещения жителей Новгорода вместе с епископом Иоакимом Корсуняниным были направлены войска – киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой и воеводой Добрыней. Город был взят штурмом, и княжеская дружина совершила акт кощунства над верой новгородцев – статуи их богов были повержены (сожжены, разбиты или утоплены). Так как желающих отказаться от своей исконной веры, веры отцов и дедов, и принять чужую веру было немного, дружина заставила новгородцев принять ее под страхом смерти.

Практика насильственного крещения продолжалась на Руси и в последующие столетия. Даже в XIII – XIV веках в Вятском крае христианство утверждалось огнем и мечом. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как именно христианство насаждалось среди нерусских народов. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Православной церкви. Помимо крещения РПЦ отличилась и в преследовании своих православных братьев-старообрядцев, отличавшихся от них только тем, что они несколько иначе проводили обряды и иначе крестились.

В связи с этим важно отметить, что в отличие от Папы Римского Иоанна Павла II, который покаялся в грехах самой большой по численности в христианском мире Католической церкви, РПЦ в лице своих патриархов этому примеру не последовала.

В статье упоминаются ссылки православных в ГУЛАГ. Однако не следует думать, что туда ссылались только они. Точно так же страдали от репрессий сотни тысяч протестантов (баптистов, пятидесятников, евангелистов, адвентистов и т. д.), католиков, иудеев, мусульман, буддистов. Их судьбу разделили и многие атеисты, как беспартийные так и партийные.


Возвысить душу не удается

Недоумение вызывает утверждение профессора Казина о том, что РПЦ сегодня – единственный социальный институт, способный хоть немного возвысить душу человека. Уже более 20 лет она занимается этим возвышением, но результаты его просто удручают.

Особо низким уровнем духовности отличаются нынешние бизнесмены, для которых главное – прибыль любой ценой. Многие коммерсанты всеми средствами и уловками стараются повысить цену товара, а также обмануть покупателей.

Уровень преступности за последние 20 лет не только не уменьшился, но даже увеличился. За последние шесть лет количество сексуальных преступлений в отношении детей возросло в 30 раз! При этом, по данным международных общественных организаций, до 45% сайтов с детской порнографией изготовлены в нашей стране.

Серьезный кризис в нашей стране переживает семья. По данным Петростата, треть детей в Петербурге рождаются вне брака, количество разводов возросло на 8%. Слом тысячелетних взаимоотношений полов приводит к депопуляции и деградации общества.


Рискованная игра

Эта далеко не полная картина положения с нравственностью в нашей стране за последние 20 лет свидетельствует: церковь явно не справляется со взятыми на себя обязанностями по «духовному» воспитанию народа. Вместо того чтобы пересмотреть свою политику и занять достойное место в нашем государстве, руководство церкви занялось поиском врагов, критикующих ее деятельность, говорит о ее преследовании и привлекает государственную власть для преследования недовольных и инакомыслящих. Появление вновь летом этого года в УК РФ статьи о клевете и предложенный недавно законопроект об оскорблении чувств верующих, похоже, возвращают нас чуть ли не в Средневековье. Введение этих законов может взорвать наше общество, поскольку в каждой из авраамических религий есть элементы учения, противопоставляющие свою религию другим. В случае принятия такого законопроекта любая взаимная критика может рассматриваться как экстремизм, оскорбление и, при желании, как клевета. Свободомыслие и критические высказывания о религиях станут невозможными.

Времена Средневековья, впрочем, давно прошли, и я уверен, что большинство наших граждан не хотят их возвращения. Совсем недавно мы пережили распад одного государства и теперь строим государство новое, поэтому нам просто необходимы мир, рассудительность и спокойная жизнь.

Читать полностью - Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 207 от 26.10.2012


Каин Стюарт

Научный атеизм КПРФ


Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на вчерашнем пленуме ЦК КПРФ разъяснил позицию партии по отношению к ППЦ и другим религиозным объединениям на территории России.
«Партия считает свободу совести — свободу вероисповедания — гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов», — говорится в докладе.
«Нападки, которым подвергает вера в современной России, идентичны тем, что уничтожили светлую память о великом советском прошлом», — категорично высказался Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Вести 24», — «Свою задачу КПРФ видит в том, чтобы сохранить все лучшее, что есть в религии, для начала возрождения страны».

Согласно докладу, опубликованному на сайте КПРФ, думская фракция партии в ближайшее время выступит с законодательной инициативой по компенсации верующим расходов, связанный с осуществлением религиозных обрядов. Коммунисты настаивают, что это поможет вернуть моральные устои общества на высокий советский уровень, растраченный за время правления Путина. Верующие по большей части не пьют, признают божественное происхождение власти, среди них преобладает фаталистическое отношение к жизни и собственным усилиям, их правила проще и понятнее, чем светское законодательство, они признают тоталитарные формы правления в собственных общинах, то есть являются идеальными избирателями для любой партии. КПРФ играет на опережение, и, пока «Единая России» открещивается от близкой связи с ППЦ, зюгановцы объявляют себя борцами за права верующих.

ЦК партии предлагает компенсировать расходы всем конфессиям на территории России.

Возмещению подлежат следующие затраты:
  • покупка нательного креста,
  • крещение детей в храме,
  • оплата парковки во время богослужения,
  • приобретение икон, свечей и книг религиозного содержания,
  • расходы на постные продукты, — для православных;
  • оплата процедуры обрезания,
  • коврик для молитв,
  • пошив хиджаба или других женских одежд,
  • расходы на хадж в Мекку,
  • содержание второй и третьей жены, — для мусульман;
  • медикаментозное обеспечение при обрезании,
  • расходы на кошерные продукты,
  • обучение в музыкальной или юридической школе детей,
  • проведение бар-мицвы,
  • компенсация выпадающих доходов из-за соблюдения субботы, — для иудеев.
Аналогичные пункты есть для буддистов, синтоистов, даосистов и католиков.

Финансировать новую инициативу предлагается за счет повышения налогов на богатых и увеличения акциза на добычу нефти и газа. По словам Геннадия Андреевича, как только закон будет принят, Россия кардинально изменится и снова станет примером для всего остального мира, как это было при советской власти.

Читать первоисточник - Фог-Ньюс, 30.10.2012

Комментарии.

Денис Румянцев

Вот это понравилось:

"Верующие по большей части не пьют, признают божественное происхождение власти, среди них преобладает фаталистическое отношение к жизни и собственным усилиям, их правила проще и понятнее, чем светское законодательство, они признают тоталитарные формы правления в собственных общинах, то есть являются идеальными избирателями для любой партии."



Судьба России в XXI веке
Философия этого блога
Политики, составляющие Клуб депутатов Ленсовета (Петросовета), с начала 2012 года, создав этот блог, ставят вопросы, каким образом реформируется государство в России в XXI веке. Какую форму правления изберет свободолюбивый многонациональный и народ России? демократию, олигархию, монархию или гуманизм? Возможно, даже меритократию (власть "отличников" по результатам ЕГЭ) или религиозный строй - клерикализм. В декабре 2011 года появилось у жителей крупных городов России желание добиться от властей правды. Уже не одни только российские правозащитники не хотят жить по-старому, в бюрократическом рабстве. Проблема не так проста, как представляется сидящим на кухнях или в социальных сетях. Естественно, анархия "по щучьему велению" не превратится в гуманизм или демократию. Лишь некоторые народы движутся по направлению к демократии, к гуманизму. Настоящей демократии нет ни в одной стране на нашей планете. Пока. В этом уверены авторы блога.

Важнейшие статьи
Принципиальными для понимания судьбы России являются несколько политических статей, например: Павел Цыпленков. Родина и свобода. Обретенные и потерянные, Сергей Егоров. Гуманизм как политическая философия или Сергей Басов, Сергей Егоров. Гуманистический манифест. Двигаясь наугад, без ясной программы и целей, мы можем запутаться, заблудиться и забрести в Страну Лжецов. Фальшивая система избирательных комиссий это атрибут Страны Лжецов, описанной итальянцем Джанни Родари в детской сказке.
Авторы блога: культуролог Сергей Басов, философ и просветитель Сергей Егоров и другие политики, а также просто люди, неравнодушные к судьбе России. Сообщениями в блоге заинтересовались жители США, Белоруссии, России, Германии, Франции, Украины и из других стран понемногу.
А что вы думаете о будущем России?
Интересные сайты


Fate of Russia in the XXI century
Philosophy of this blog
False (December 2011) election rebelled Policies that make Club of Deputies of Lensoviet, constant blog discuss is the political system in Russia at beginning of the third millennium. The state system of Russia in the near future - anarchy , true power of people or slavery ? the residents of large cities in Russia protest movement. Young Russians do not want to live in the old way, a lie ruled by the Kremlin "vertical". The problem is not as simple as it may suggest people sitting in social networks or in the kitchen. Certainly, pseudocracy magically did not turn into humanism or democracy. Real democracy, then the truth-speaking, does not exist in one state on the planet. So far. Few people are moving towards democracy, to Humanism. This blog authors believe.

Most important
Main for understanding the fate of Russia are some principal political articles, such as: Pavel Tsyplenkov. Homeland and Freedom. Acquired and lost Sergey Basov, Sergei Egorov. Humanist Manifesto or Sergei Yegorov. Who are ill-floured of Russian history. Our response to Andrei Konchalovsky..
Blog Authors: Professor of Law Sergei Egorov, culturologist Sergey Basov and other policies, as well as just people who are not indifferent to the fate of Russia. Blog Visit people Belorussia, France, Germany, Ukraine, USA, Russia and other countries gradually.
Wish Your Comments.
Interesting websites

Комментариев нет :

Отправить комментарий