пятница, 27 апреля 2012 г.

Крепить монархию во всем мире!

Наталья Бокарева

Институт британской монархии укрепился в XXI веке

BFM.RU, 27 апреля 2012


Британская монархия только за последнее столетие пережила две мировые войны, развал Империи, многочисленные внутренние кризисы и, благодаря авторитету Елизаветы II, уверенно вступила в XXI век
2012 год в Британии — не только год летней Олимпиады, но и год Бриллиантового юбилея, 60-летия восшествия на престол королевы Елизаветы II. Если обладательница абсолютного рекорда пребывания на троне (63 года) королева Виктория стала символом британского XIX века, то нынешний монарх олицетворяет собой не только вторую половину века XX, но и вхождение Британии в XXI век.

Многое из того, чем была викторианская Британия, стало анахронизмом при нынешней королеве. Страна претерпела гигантскую эволюцию, но институт монархии пережил все кризисы и в год Бриллиантового юбилея выглядит достаточно прочным.

Ни одна политическая партия не демонстрирует подобной устойчивости к внешним и внутренним потрясениям. Институт монархии устоял в Первую и Вторую мировые войны. Пережил краткое правление и скандальное отречение от престола Эдуарда VIII в 1936 году ради брака с разведенной американкой. Монархия перенесла закат Империи в послевоенные годы и создание Содружества Наций. На Елизавету II покушались: в 1981 году во время церемонии выноса знамени на параде по случаю официального дня рождения Королевы из толпы у Букингемского дворца прогремели выстрелы. В 1997 году смерть принцессы Дианы в автокатастрофе в Париже едва не стала началом заката британской монархии, но королева вышла и из этого испытания. На рубеже веков важнейшим поворотом для Соединенного Королевства стала так называемая деволюция Шотландии — начало бракоразводного процесса, или, точнее, возможного цивилизованного «разъезда» Англии и Шотландии.

Что остается неизменным при всех потрясениях — это роль монарха, которая не изменилась, говорит в интервью BFM.ru доктор Мэтью Уорли, преподаватель кафедры истории Университета Рединга: «Королева по-прежнему имеет очень значимый конституционный статус. Монархия остается также и важным государственным символом, о чем свидетельствуют празднования, которые сопровождали последние королевские юбилеи и свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон».
По словам Уорли, королевская семья по-прежнему пользуется поддержкой подданных, хотя, возможно, популярность ее сегодня — с меньшим оттенком почитания. «Во многих отношениях это отражает изменения в британском обществе, в особенности в период правления Елизаветы II. Классовые границы по-прежнему существуют, но они становятся более подвижными, сильнее проявляется социальная мобильность, общество неуклонно становится менее статусным», — полагает историк.

После смерти принцессы Дианы имиджу монархии был нанесен урон, но и он не стал критическим. Сегодня к Бриллиантовому юбилею Королевы отношение в целом положительное, во всяком случае, нет сколько-нибудь очевидных протестов и возмущения: желающие будут праздновать, те, кто не хочет эту дату отмечать, просто будут заниматься своими делами. По мнению Уорли, ложкой дегтя в бочке общей популярности Королевы, скорее, можно считать растущее безразличие к монархии.
BFM.ru обратился к трем видным британским историкам из Университета Рединга с просьбой проанализировать некоторые из наиболее сложных процессов, в которые вовлечено в настоящее время Соединенной Королевство, а стало быть, и монархия. Это, прежде всего, — грядущий референдум о независимости Шотландии. Это также перемены в британской внутренней политике, связанные с образованием — впервые за 65 лет — коалиционного правительства, а также с положением в Содружестве Наций. И, наконец, роль и место Британии в европейском кризисе.

Брак по экономическому расчету дал трещину

Идее шотландской независимости, как любят говорить историки, столько же лет, сколько самому парламентскому союзу Шотландии с Англией, образованному в 1707 году. После подписания Закона об унии шотландский парламент перестал существовать, и его члены вошли в новый британский парламент в Вестминстере. К этому времени уже около века Англия и Шотландия находились под властью одного монарха: в 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал английский трон, став преемником Елизаветы I Английской. Он был коронован королем Англии под именем Якова I. И объединение Корон, и объединение парламентов встречало сопротивление со стороны как шотландцев, так и англичан.
«Фактически Шотландия считает себя отдельным государством и в культурном, и в историческом плане. В Унии были предусмотрены положения, позволяющие шотландцам сохранить самостоятельными свою правовую систему, университеты и церковь, это очень важные сферы, в которых различия между странами отчетливо проявляются до сих пор», — отмечает в интервью BFM.ru преподаватель истории раннего Нового времени доктор Эстер Майерс из Университета Рединга.

Читать статью полностью.

Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.

Блог создан после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился пренебрежением его мнением и вышел на массовые демонстрации протеста. Авторы публикаций в этом блоге петербургский адвокат Сергей Егоров, автор концепции сферной политики Лев Семашко, общественник Юрий Вдовин, писатель Александр Сазанов, действительный государственный советник Леонид Романков, культуролог Сергей Басов, политик Павел Цыпленков в те тревожные дни призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.
Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в этом блоге свои предложения, газетные вырезки, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, наблюдения.
Какое государство сложится в России в 21 веке: монархия, олигархия, анархия, демократия, деспотия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого сетевого журнала вы найдете интересные статьи:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.

A group of deputies of Lensoviet 21 convocation today closely follow the fate of Russia, put in this blog his Notes, press clippings, articles, observation, Offers, links to interesting posts on the Internet.

Blog created after the election in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: monarchy, despoteia, oligarchy, democracy, anarchy or, perhaps, clericalism?

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

1 комментарий :

  1. Английский писатель Саймон Толкиен, внук знаменитого автора «Властелина колец», в своем блоге назвал страну «Разъединенным Королевством» (Desunited Kingdom). Обозреватели ставили вопросы о доверии к британскому политическому классу и стабильности политической системы.
    Если королева Виктория была первой леди Британской империи, то королева Елизавета может быть сейчас признана первой леди Содружества, считает автор книг об истории британской монархии Роберт Джобсон.
    Из личного уважения к Елизавете II многие страны Содружества умерили пыл республиканской риторики о разрыве исторических связей с метрополией. «Тем не менее, мы слышим разговоры и заявления о том, что ряд стран, например, Австралия и Ямайка, в меньшей мере Новая Зеландия и Канада, возможно, поднимут вопрос о лишении британского монарха формальной роли главы этих государств после окончания правления Елизаветы II. По их мнению, смена монарха будет логичным и приемлемым моментом для этого», — цитирует Джобсона агентство РИА «Новости».
    У Британии имеется собственный, — краткий, но негативный — опыт участия в европейской валютной системе.
    Как известно, в свое время Маргарет Тэтчер выступила против присоединения Великобритании к Европейскому валютному механизму (ERM), который был предшественником Европейского валютного союза. Она сочла, что таким образом европейская организация будет оказывать еще большее влияние на британскую бюджетную и финансовую политику. Однако Джону Мейджору в итоге удалось переубедить Тэтчер, и в октябре 1990 года Великобритания стала участником механизма. Как стало очевидно позже, обменный курс был принят слишком высоким. 16 сентября 1992, в так называемую «Черную среду», британский фунт стерлингов после резкого обвала пришлось вывести из европейской валютной системы. «В силу аналогичных проблем была выведена из валютной системы и итальянская лира. Тем не менее, итальянские власти приняли экстренные меры, чтобы добиться скорого возвращения в ERM, а британское правительство решило, что это «счастливое избавление» и на том поставило точку», — резюмирует доктор Линда Риссо из Университета Рединга

    ОтветитьУдалить