Достижением Михаила Горбачева является то, что это первый наш руководитель, которого критикуют при жизни, а не после смерти. В этом огромное его мужество и заслуга.
В партийно-коммунистическом еженедельном журнале "Диалог" в мае 1990 года напечатаны мнения, которое взяты у депутатов Ленсовета, партийных консерваторов и демократов-революционеров. В ознаменование 25-летия со дня начала работы Ленсовета XXI созыва публикую этот текст. Интересно вспомнить, о чем мечтали ленинградские депутаты 25 лет назад, и рассудить, как эти мечты, частично осуществившись, повлияли на судьбу России в XXI веке.
Единственный и неповторимый...
Размышления на юбилейном собрании депутатов Ленсовета 21 созыва и после него
Ленсовет-Петросовет XXI созыва действует!
Ленсовет и А.Чубайс
25 лет назад начал свою работу Ленсовет 21 созыва. Конференция. Видеофильм.
Социолог-коммунист в Ленсовете
Ученые вспоминают о Ленсовете
На руинах СССР
Мемуар про Ленсовет
25 лет Ленсовету
О чем мечтали в Ленинграде 25 лет назад
Ленсовет вспоминают добром
Валерий Зорькин об Указе №1400 (21.09.1993)
Новое - это незабытое старое.
Судьба Моссовета
Анатолий Собчак и Ленсовет
Депутатские записки.
Юбилейное заседание депутатов Ленсовета 5 апреля 2010 года.
Краткая история Ленсовета
Избранные места из воспоминаний друзей
Демократия и Ленсовет
Перчатка, брошенная общественному разуму
Последние ландыши советской власти. Лето 1993.
Владимир Сергеевич Жаров
Новому петербургскому парламенту исполнилось 20 лет
Революционеры и бунтовщики. Из книги "Колбасно-демократическая революция в России". Политический спектр депутатов Ленсовета
ГОВОРЯТ ДЕПУТАТЫ
Видимо, должно еще пройти немало времени, прежде чем мы осознаем, что происходило в нашем городе.
Более чем с 70-летним перерывом власть перешла именно к тем, кто был избран ленинградцами на демократической основе. Мы будем вспоминать эту сессию как митинговую, спорную, и все-таки — историческую. Предлагаем вашему вниманию блиц-интервью ее участников.
— Как человек, который работает в высшей школе более 25 лет, конечно, буду заниматься народным образованием, проблемами вузов, науки. И второе направление, которое меня очень интересует, поскольку я по образованию инженер-строитель и заведую в ЛИИЖТе кафедрой строительной механики,— это градостроительство, проблемы возведения жилья.
— Сейчас много споров о том, нужно ли нам высшее бесплатное образование в том виде, в котором существует. Скажите, вы сторонник платного или бесплатного образования в высшей школе?
— Вопрос поставлен в слишком категоричной форме...
— Да, но как ни ходи вокруг да около, когда-то придется все-таки поставить вопрос именно так.
— В принципе какие-то платные формы уже сейчас должны появляться. Кстати, совсем недавно у нас в ЛИИЖТе при обсуждении нового устава нашего института были предусмотрены элементы платного, как вы говорите, обучения. Студенты, которые будут пересдавать экзамены по причине своей лености, расхлябанности, еще каким-то субъективным причинам, должны будут вносить за это определенную плату.
— Таким образом, платить будет только неуспевающий?
— Да. Ведь до сих пор, к сожалению, в высшей технической школе очень много времени, сил, а значит, и государственных средств, мы тратим именно на такого студента-хвостиста. Плата за свои же «грехи» должна стимулировать к хорошей успеваемости, она в какой-то мере поможет избавиться от балласта, от тех, кто не хочет или не может освоить выбранную специальность. Я думаю, что в высшей школе в ближайшее время можно вводить систему вольнослушания. Помните? Если раньше молодой человек мог себе позволить быть «вечным студентом», то почему'не дать ему эту возможность сейчас?
Извлечения из книги
20 лет парламентаризма в Санкт-Петербурге: сборник.
— Тоже за определенную оплату?
— Да, конечно. Ведь, если вы еще не разобрались в своих способностях, у вас нет ярко выраженного призвания, лучше побыть год — два вольнослушателем, чем иметь диплом по «ненавистной» специальности и не работать по ней. Конечно, нельзя сделать так, чтобы вся высшая школа была платной, но вот дифференцированный подход здесь необходим. Ведь платят сейчас за обучение своих студентов предприятия, колхозы. Все это должно быть вновь пересмотрено. Не каждый студент может пройти испытание гарантированной и очень высокой стипендией от коллектива, который послал его на учебу. Умные, толковые ребята должны иметь максимум поддержки, чтобы они могли учиться в вузе. Здесь может быть использована и система спонсорства. Можно возродить и систему экстерната, которая сейчас отсутствует.
— В прошлом году вы были соперником Б.В.Гидаспова (Борис Вениаминович Гидаспов, ученый-химик, первый секретарь ленинградского ОК КПСС в 1988-1991 годах. - Ред. ) в избирательной кампании в народные депутаты СССР и тогда проиграли, а нынче победили сразу по двум округам, стали депутатом в городском и Российском Советах. Отчего такая перемена событий?
— Я не очень понимаю такие термины, как выиграл-проиграл. Все, что было тогда, и все, что было в течение этого года,— это мощная политическая школа, лично для меня, разумеется. Происходит политизация общества, и мы прошли за этот год очень много.
И сегодняшний Ленсовет— это срез нашего общества.
В каком положении находится город — в таком и его депутаты. И то, что происходило на первой сессии нового состава демократически избранного Ленсовета, говорит о том, что нам есть еще чему учиться. В первую очередь парламентаризму, в самом хорошем смысле этого слова.
— Я начала свою депутатскую деятельность, когда еще формировались рабочие группы, оргкомитет первой сессии Ленсовета и изъявила желание работать в группе по формированию постоянных депутатских комиссий. Там меня выбрали председателем этой группы. Мы взялись за создание депутатских комиссий, определение направлений их деятельности, функций, распределение сфер влияния, чтобы не было каких-то наслоений, чтобы была ответственность и каждая комиссия знала, за что она отвечает.
Если говорить конкретно, то меня волнуют вопросы по выработке социальной политики или социальной защите. Именно в комиссии с таким названием, в которой будет целая серия подкомиссий по семье, охране детства и материнства, по молодежи, ветеранам, блокадникам, военнослужащим, буду трудиться.
— Скажите, пожалуйста, а вы будете бороться против привилегий, которые существуют у исполкомовских работников, у депутатов?
— Да. Вот и на одном из заседаний нашей рабочей группы мы решили, что комиссия по привилегиям должна иметь статус постоянной, потому что это очень ответственный участок работы, а во временной комиссии депутаты могли бы работать только в свободное время. Напомню, что депутат имеет право выбрать для своей деятельности две комиссии. Вот и я решила, что вторая комиссия будет у меня по привилегиям. Потому что сейчас ликвидация всех привилегий — это один из важнейших вопросов. И начнем мы с себя — с Ленсовета. Почему? Потому что, пообжившись в Мариинском дворце, обнаружили, что суп в здешней столовой с осетриной, например, стоит 18 копеек. Где вы это видели?
Многое еще обнаружили. Например, когда приходит депутат за билетом на вокзал, там есть такая специальная комната, где предъявляешь свое удостоверение и без всякой росписи в журнале тебе выдают бесплатный билет в любую точку. Это очень странная ситуация, и возможностей для злоупотреблений тут множество.
Считаю, что стоимость билета депутата должна входить в командировочные расходы, но стоять за своим билетом депутат должен в общей очереди. Почему он приглашается в какую-то комнату, обставленную зеркалами и диванами? Право на проезд за счет государства по государственным делам депутат имеет, но как контролируются его поездки, например, по личным делам, на юг, куда угодно? Здесь должно быть строгое разграничение.
— Марина Евгеньевна, вы пользовались услугами парикмахерской в исполкоме? Правда, она почему-то не имеет вывески и расположена за «тайной» дубовой дверью у входа на главную лестницу, ведущую в Белый зал...
— Нет, я не знала о такой парикмахерской...
— Но многие телезрители обратили внимание на то, что именно на сессии вы сделали отличную прическу...
— Нет, вы ошибаетесь, прическу я делала у себя дома. У меня есть знакомая, моя тезка, Марина, которая, когда нужно, оказывает любезность — делает укладку...
— А как вы относитесь к парикмахерской для аппарата исполкома?
— Повторяю, что не знала о ней. Обязательно поинтересуюсь, для кого и зачем она здесь. Я ведь уже сказала, что мы намерены упорядочить работу столовой. Здесь великолепное обслуживание, а цены в несколько раз меньше, чем в городе. Хотя обед фактически ресторанный, стоит он 90 копеек — 1 рубль 20 копеек. Очевидно, что в исполкоме должно быть, как во всем Ленинграде, или во всем городе — как в этой образцовой столовой.
— Марина Евгеньевна, за время предвыборной кампании и во время первой сессии вы демонстрировали на, себе новые наряды. Где вы одеваетесь? Откуда они появились? Не пользуетесь ли вы каким-то спецраспределителем или ателье для депутатов?
— Одеваюсь я тоже в своем доме. В соседней парадной живет моя портниха — Елизавета Иосифовна, пожилая женщина, которая тоже из хорошего расположения ко мне иногда шьет что-то...
— В общем у вас, как у обычной ленинградки, какие-то личные контакты. Вы ведь, наверное, знаете, что в ателье из-за очереди ничего заказать практически невозможно?
— Да. И могу сказать, что за время избирательной кампании я сшила два костюма, остальные были у меня уже до этого. И думаю, что поступаю правильно. Все-таки депутат должен выглядеть прилично: он постоянно на людях, появляется на экранах телевизоров...
— И последний вопрос из области политики. Если после XXVIII съезда КПСС в партии произойдут какие-то важдше радикальные изменения, возможно ли, что вы вновь вступите в ее ряды?
— Нет, это невозможно. Сейчас вместе с большим количеством депутатов СССР и РСФСР и большим количеством сторонников мы создаем Демократическую партию России. На первом собрании группы депутатов «Демократическая Россия» в Москве приняли обращение, подписали его и обозначили сроки учредительного съезда. Считаю, что это будет одна из важнейших партий.
— Глубоко убежден, что бросаться очень спешно в сторону решения одного, другого, третьего вопроса — неправильно. Мне кажется, что мы страдаем из-за того, что пытаемся схватиться за самые насущные, на первый взгляд, вопросы, не разобравшись в состоянии дел. Видимо, от нас требуется больше организованности и спокойствия, чтобы разобраться в тех основных проблемах, которые стоят перед нами и по направлениям разработать решения, проверив предварительно обстановку на том или ином участке. И только после этого в спокойной манере можно принять решение. Это то, что касается законности и закона.
В связи с этим могу добавить, что меня очень огорчило выступление народного депутата СССР Н.В.Иванова на первой сессии Ленсовета в той его части, где он призывал Ленинградский городской Совет идти иногда впереди закона, не очень прислушиваясь к его требованиям. Как юрист считаю это недопустимым. Мне кажется, закон, как и гласность, — это два основных положения, которые могут вывести нас на разумную дорогу. И в этом плане я очень удовлетворен выступлением народного депутата СССР А.А.Собчака, который призывал нас следовать закону и только закону. И если он говорил о подзаконных актах, то их надо провести в рамках закона нашей страны. То есть любое, принятое Ленсоветом решение, должно быть законным, иначе последствия непредсказуемы. Принцип законности для нас сегодня — самое главное.
— Как вы считаете, образование всевозможных фракций в Ленсовете — это законное состояние? Нет ли .здесь каких-то юридических противоречий? Ведь избиратели голосовали за депутатов Ленсовета, а не за представителя какой-либо фракции.
— Я не вижу здесь каких-либо противоречий закону. По-моему, это вполне естественно, что депутаты группируются по каким-то интересам, взглядам.
— Но многие люди считают, что фракционность уместна при политической борьбе, в партийных структурах, но никак не в органах Советской власти.
— Повторяю, что это не противоречит закону. Если люди хотят решать какие-то вопросы во фракциях — это их право. Знаете, ведь, как мы помним, чтобы объединиться, прежде необходимо размежеваться. Может быть, в этом есть определенный смысл. Думаю, что чувство ответственности у депутатов в конце концов возобладает и раскола в Ленсовете не наступит. А пока в ходе первой сессии у меня сложилось впечатление, что депутаты еще не совсем поняли, какая на них легла ответственность. Митинговость с улиц и площадей перешла в зал Ленсовета— это тоже надо констатировать. Попытки перекричать, а иногда даже оскорбить, истерические выпады ничего не дадут. Это может только скомпрометировать Ленсовет. Тем более, я убежден, что большинство ленинградцев воспринимают не отдельных депутатов, а весь Ленсовет, его работу в целом. Так что продемонстрированное на первой сессии балаганное настроение должно уйти. От этого надо избавляться. Я бы пожелал депутатам просто человеческой мудрости и вдумчивой работы.
— По специальности я врач. Считаю себя специалистом по организации здравоохранения. А так как можно выбрать и вторую комиссию, то решила, что смогу принести пользу при обсуждении вопросов экологии.
— С какими вы придете предложениями, идеями, что будете отстаивать?
— 25 лет я возглавляла работу Санэпидстанции. И считаю, что за последние годы органы санитарного надзора утратили свою значимость и роль именно в организации охраны здоровья населения. Эти органы лишь осуществляют контроль за вопросами экологии, ведают профилактическими мероприятиями, направленными на снижение заболеваемости, контролируют охрану условий труда на промышленных предприятиях и т. д. Я считаю, что вопросы экологии и здоровья связаны неразрывно. Сегодня вот ведь какая раскладка по заболеваемости населения: 40 процентов — зависит от внешних факторов, окружающей среды, 20 — от образа жизни, 20—30 — генетического фона и только 10 процентов — это то, что зависит от медицины. Поэтому считаю, что основное внимание должно уделяться экологии и здоровому образу жизни.
За последние полтора года трижды менялась структура органов санитарного надзора. И это очень отрицательно сказалось на состоянии дел, что заметна по Ленинграду, нанесло ущерб здоровью людей. Нужны преобразования.
— То есть вы считаете, что нужно вновь изменить структуру здравоохранения, но уже так, чтобы она больше не менялась и работала на пользу, а не во вред?
— Безусловно.
—Как она будет действовать в нашей стране, пока сказать трудно. Я — сторонник экономической стабилизации. А пути ее должны подсказать специалисты.
— Не считаете ли вы, что прошлое в нашей стране подвергается в данный период оболганию?
— Нет, я так не считаю. Но, думаю, что, увлекаясь развенчиванием недостатков, люди переходят рамки разумного. А надо думать и о последствиях. Отобрать у юных прошлое — историю, веру в своих отцов — это не достойно любого народа. Подвергнуть критике — да, отделить факты от эмоций — да, но лишиться корней — это недопустимо.
— Чего добился М.С.Горбачев, начавший перестройку в стране?
— Если рассматривать революцию как несколько стадий, то первая — разрушение старого, осуществлена успешно. На этой основе можно создать любое общество, если не учитывать людскую психологию. Полагаю, что политики не допустят крайностей. Если есть крайности — то это незрелая политика.
— Что вы думаете о положении президента?
— Думаю, он не предвидел многого в своей деятельности, что является обязанностью любого крупного руководителя. Полагаю, что президенту сейчас очень сложно. Ему нужна сильная, надежная, образованная команда.
— Да, мы сейчас переживаем переходный период к планово-рыночным отношениям. Обеспечить этот нелегкий переход мирным путем, без крови — вот наша главная задача. Уже сделан первый важный шаг — введен институт президентства. И нужно учиться уважать президентское правление, если мы на него пошли.
— Возможны ли в нашей стране военные перевороты? Сейчас ими пугают население в различных регионах...
— Используя Советы, мы можем полностью избежать опасности военного переворота. То есть, власть действительно, а не на словах, должна быть взята Советами. Кроме того, не надо преувеличивать. Среди армейских чинов нет крупных политиков. Они и армией-то не могут управлять нормально...
— Вы видите сегодня нашу страну многопартийной?
— Мне кажется, для того чтобы любая партия стала партией, ей, как минимум, нужно 5 лет. Очевидно, некоторые организации уже вступили в начало этой фазы. Думаю, что выделение Демократической платформы в КПСС могло бы создать реальную многопартийность.
— Должен ли президент оставаться Генеральным секретарем?
— Если вопрос о Горбачеве, то навряд ли он сохранит свой партийный пост после XXVIII съезда КПСС. Ведь большинство депутатов в Верховном Совете СССР уже высказались по этому поводу — президент не должен совмещать свой пост с партийной номенклатурой.
— В чем вы видите достижения М.С.Горбачева?
— Он сделал главное — отвел опасность атомной войны. Это для всего народа планеты. А внутри страны его достижением является то, что это первый наш руководитель, которого критикуют при жизни, а не после смерти. В этом огромное его мужество и заслуга.
Судьба России в XXI веке
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои статьи, заметки, наблюдения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, газетные вырезки.
Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Авторы статей в этом блоге действительный государственный советник Леонид Романков, философ Лев Семашко, искуствовед Сергей Басов, политик Павел Цыпленков, правозащитник Сергей Егоров, общественник Юрий Вдовин, журналист Александр Сазанов в декабре 2011 года призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.
Какая власть сложится в России в 21 веке: олигархия, демократия, деспотия, монархия, анархия или, может быть, гуманизм?
Судьба революционных реформ в книге
The Fate of Russia in XXI Century
Deputies of Lensoviet convocation today preoccupied follow the fate of Russia, put in this online journal his observation, articles, links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes, press clippings.
What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, despoteia, oligarchy, monarchy, anarchy or, perhaps, humanism?
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
The fate of the revolutionary reforms in the book
А.А.Собчак
В партийно-коммунистическом еженедельном журнале "Диалог" в мае 1990 года напечатаны мнения, которое взяты у депутатов Ленсовета, партийных консерваторов и демократов-революционеров. В ознаменование 25-летия со дня начала работы Ленсовета XXI созыва публикую этот текст. Интересно вспомнить, о чем мечтали ленинградские депутаты 25 лет назад, и рассудить, как эти мечты, частично осуществившись, повлияли на судьбу России в XXI веке.
Записки и очерки о Ленсовете-21. 2015 год.
Единственный и неповторимый...
It is the one and only...
Кронштадт, Ленсовет, юбилейное заседание
Размышления на юбилейном собрании депутатов Ленсовета 21 созыва и после него
Thoughts on the anniversary meeting of the deputies of the Leningrad City Council of 21 convocation and after it
Владимир Беляков, Сергей Егоров, видео, Ленсовет, депутат, выборы, партия, КГБ-ФСБ, Ельцин, Путин
Ленсовет-Петросовет XXI созыва действует!
St.Petersburg City Council working right now!
Ленсовет, Сазанов, юбилейное заседание, 10 апреля 2015 года
Ленсовет и А.Чубайс
Lensoviet and Anatoly Chubais
Ленсовет, Чубайс, Санкт-Петербургский горсовет, Юлий Рыбаков
25 лет назад начал свою работу Ленсовет 21 созыва. Конференция. Видеофильм.
25 years ago Lensoviet of 21st convocation started. Conference. Videos
видео, Ленсовет, Сергей Егоров, Conference, Videos
Социолог-коммунист в Ленсовете
Sociologist-Communist at the City council of St.Petersburg
Альберт Баранов, Ленсовет, Собчак, социология
Ученые вспоминают о Ленсовете
Scientists remember the City council of St.Petersburg
Ельцин, Ленсовет, Путин, Салье, Собчак, Филиппов
На руинах СССР
On the ruins of the USSR
Анатолий Собчак, Васюточкин, Ленсовет, Россия, СССР
Мемуар про Ленсовет
Memoir about Lensoviet
демократия, депутат, Ленсовет, Невское Время, революция, Санкт-Петербург
25 лет Ленсовету
The Leningrad City Council celebrated 25 years
Ленсовет, статья Александра Сазанова
О чем мечтали в Ленинграде 25 лет назад
About the dream of Leningrad 25 years ago
Александров, Виталий Васильев, Горбачев, депутат, Ленинград, Ленсовет, первая сессия, Салье, Севенард, Собчак
Ленсовет вспоминают добром
Residents of the city of Leningrad remember Soviet the good word
ЗакС, история, Ленинград, Ленсовет, Санкт-Петербург, фальсификация
Валерий Зорькин об Указе №1400 (21.09.1993)
Valery Zorkin remembered Decree №1400
Борис Ельцин, Валерий Зорькин, Киев, Крым, майдан, революция, Украина
Новое - это незабытое старое.
Modern - it is unforgotten old.
Борис Вишневский, выборы, демократия, Ленсовет, свобода
Судьба Моссовета
Fate of Moscow City Council
КПСС, Моссовет, революция, Россия, СССР, как буржуи уничтожили советскую власть в России
Анатолий Собчак и Ленсовет
Anatoly Sobchak and Lensoviet
lensoviet, Анатолий Собчак, депутат, Ленсовет, Петербургский горсовет, Санкт-Петербург
Депутатские записки.
Notes of deputies
deputy, lensoviet, депутат, Ленсовет
Юбилейное заседание депутатов Ленсовета 5 апреля 2010 года.
Anniversary meeting of the Leningrad Council at April 5, 2010.
депутат, Ленсовет, юбилейное заседание
Краткая история Ленсовета
Brief history of Lensoviet
депутат, история, Ленсовет, Петербургский горсовет, политика
Избранные места из воспоминаний друзей
Selected passages from the memoirs of friends
leningrad, lensovet, lensoviet, Pavel Tsyplenkov, Ленсовет, Павел Цыпленков
Демократия и Ленсовет
Democracy and the Lensoviet
демократия, Ленсовет, ЛНФ, Михаил Журавлев, реформа, Россия, Сергей Егоров
Перчатка, брошенная общественному разуму
Glove thrown to the public mind
власть, государство, демократия, колбасно-демократическая революция, Россия, Сергей Егоров
Последние ландыши советской власти. Лето 1993.
Recent lilies of the valley for Soviet power. Summer 1993.
Анатолий Собчак, Ленсовет, малый совет, Петербургский горсовет, Санкт-Петербург
Владимир Сергеевич Жаров
V.S.Zharov. Deputy of Lensoviet died.
Автовские ведомости, Владимир Жаров, Жаров, Ленсовет, Трусканов, Цыпленков
Новому петербургскому парламенту исполнилось 20 лет
New Petersburg parliament celebrated its 20th anniversary
Ватаняр Ягья, Законодательное собрание, ЗакС, Ленсовет, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургские ведомости, Ягья
Революционеры и бунтовщики. Из книги "Колбасно-демократическая революция в России". Политический спектр депутатов Ленсовета
Revolutionaries and rebels. From the book "Sausage-democratic revolution in Russia". Political spectrum of deputies of the Leningrad City Council
бунтовщик, консерватор, Ленсовет, Петербургский горсовет, радикал, реакционер, революционер, реформатор, центрист
ГОВОРЯТ ДЕПУТАТЫ
первой сессии Ленсовета XXI созыва
Видимо, должно еще пройти немало времени, прежде чем мы осознаем, что происходило в нашем городе.
(Справедливо заметила эта журналистка. Прошло 25 лет, и мы только-только начали осоознавать. что же натворили! - Ред.)
Более чем с 70-летним перерывом власть перешла именно к тем, кто был избран ленинградцами на демократической основе. Мы будем вспоминать эту сессию как митинговую, спорную, и все-таки — историческую. Предлагаем вашему вниманию блиц-интервью ее участников.
Виталий Захарович ВАСИЛЬЕВ, депутат Ленсовета и депутат России, доктор технических наук.
— Чем будете заниматься в Горсовете, что видите главным для себя?— Как человек, который работает в высшей школе более 25 лет, конечно, буду заниматься народным образованием, проблемами вузов, науки. И второе направление, которое меня очень интересует, поскольку я по образованию инженер-строитель и заведую в ЛИИЖТе кафедрой строительной механики,— это градостроительство, проблемы возведения жилья.
— Сейчас много споров о том, нужно ли нам высшее бесплатное образование в том виде, в котором существует. Скажите, вы сторонник платного или бесплатного образования в высшей школе?
— Вопрос поставлен в слишком категоричной форме...
— Да, но как ни ходи вокруг да около, когда-то придется все-таки поставить вопрос именно так.
— В принципе какие-то платные формы уже сейчас должны появляться. Кстати, совсем недавно у нас в ЛИИЖТе при обсуждении нового устава нашего института были предусмотрены элементы платного, как вы говорите, обучения. Студенты, которые будут пересдавать экзамены по причине своей лености, расхлябанности, еще каким-то субъективным причинам, должны будут вносить за это определенную плату.
— Таким образом, платить будет только неуспевающий?
— Да. Ведь до сих пор, к сожалению, в высшей технической школе очень много времени, сил, а значит, и государственных средств, мы тратим именно на такого студента-хвостиста. Плата за свои же «грехи» должна стимулировать к хорошей успеваемости, она в какой-то мере поможет избавиться от балласта, от тех, кто не хочет или не может освоить выбранную специальность. Я думаю, что в высшей школе в ближайшее время можно вводить систему вольнослушания. Помните? Если раньше молодой человек мог себе позволить быть «вечным студентом», то почему'не дать ему эту возможность сейчас?
Извлечения из книги
20 лет парламентаризма в Санкт-Петербурге: сборник.
Главы из книги
- Юбилейное заседание депутатов Ленсовета 5 апреля 2010 года.
- Краткая история Ленсовета.
- Избранные места из воспоминаний друзей. Последний год работы Петербургского горсовета 21 созыва.
- Депутатские записки. Статьи и очерки о истории Ленсовета и деятельности депутатов.
- Анатолий Собчак и Ленсовет
— Да, конечно. Ведь, если вы еще не разобрались в своих способностях, у вас нет ярко выраженного призвания, лучше побыть год — два вольнослушателем, чем иметь диплом по «ненавистной» специальности и не работать по ней. Конечно, нельзя сделать так, чтобы вся высшая школа была платной, но вот дифференцированный подход здесь необходим. Ведь платят сейчас за обучение своих студентов предприятия, колхозы. Все это должно быть вновь пересмотрено. Не каждый студент может пройти испытание гарантированной и очень высокой стипендией от коллектива, который послал его на учебу. Умные, толковые ребята должны иметь максимум поддержки, чтобы они могли учиться в вузе. Здесь может быть использована и система спонсорства. Можно возродить и систему экстерната, которая сейчас отсутствует.
— В прошлом году вы были соперником Б.В.Гидаспова (Борис Вениаминович Гидаспов, ученый-химик, первый секретарь ленинградского ОК КПСС в 1988-1991 годах. - Ред. ) в избирательной кампании в народные депутаты СССР и тогда проиграли, а нынче победили сразу по двум округам, стали депутатом в городском и Российском Советах. Отчего такая перемена событий?
— Я не очень понимаю такие термины, как выиграл-проиграл. Все, что было тогда, и все, что было в течение этого года,— это мощная политическая школа, лично для меня, разумеется. Происходит политизация общества, и мы прошли за этот год очень много.
И сегодняшний Ленсовет— это срез нашего общества.
В каком положении находится город — в таком и его депутаты. И то, что происходило на первой сессии нового состава демократически избранного Ленсовета, говорит о том, что нам есть еще чему учиться. В первую очередь парламентаризму, в самом хорошем смысле этого слова.
Марина Евгеньевна САЛЬЕ, депутат Ленсовета и России, доктор геолого-минералогических наук.
— Чему будет посвящена ваша депутатская деятельность в Ленсовете? В каких комиссиях будете работать?— Я начала свою депутатскую деятельность, когда еще формировались рабочие группы, оргкомитет первой сессии Ленсовета и изъявила желание работать в группе по формированию постоянных депутатских комиссий. Там меня выбрали председателем этой группы. Мы взялись за создание депутатских комиссий, определение направлений их деятельности, функций, распределение сфер влияния, чтобы не было каких-то наслоений, чтобы была ответственность и каждая комиссия знала, за что она отвечает.
Если говорить конкретно, то меня волнуют вопросы по выработке социальной политики или социальной защите. Именно в комиссии с таким названием, в которой будет целая серия подкомиссий по семье, охране детства и материнства, по молодежи, ветеранам, блокадникам, военнослужащим, буду трудиться.
— Скажите, пожалуйста, а вы будете бороться против привилегий, которые существуют у исполкомовских работников, у депутатов?
— Да. Вот и на одном из заседаний нашей рабочей группы мы решили, что комиссия по привилегиям должна иметь статус постоянной, потому что это очень ответственный участок работы, а во временной комиссии депутаты могли бы работать только в свободное время. Напомню, что депутат имеет право выбрать для своей деятельности две комиссии. Вот и я решила, что вторая комиссия будет у меня по привилегиям. Потому что сейчас ликвидация всех привилегий — это один из важнейших вопросов. И начнем мы с себя — с Ленсовета. Почему? Потому что, пообжившись в Мариинском дворце, обнаружили, что суп в здешней столовой с осетриной, например, стоит 18 копеек. Где вы это видели?
Многое еще обнаружили. Например, когда приходит депутат за билетом на вокзал, там есть такая специальная комната, где предъявляешь свое удостоверение и без всякой росписи в журнале тебе выдают бесплатный билет в любую точку. Это очень странная ситуация, и возможностей для злоупотреблений тут множество.
Считаю, что стоимость билета депутата должна входить в командировочные расходы, но стоять за своим билетом депутат должен в общей очереди. Почему он приглашается в какую-то комнату, обставленную зеркалами и диванами? Право на проезд за счет государства по государственным делам депутат имеет, но как контролируются его поездки, например, по личным делам, на юг, куда угодно? Здесь должно быть строгое разграничение.
Сбылась мечта М.Е.Салье! Депутатов Ленсовета по настоянию В.И.Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, в 2003 году лишили надбавок к пенсиям. Исполкомовским, партийным и комсомольским работникам оставили, поскольку они не боролись с привилениями, а ленсоветовцев лишили, поскольку эти ленсоветовцы и не привыкли к привилегиям за короткий срок своего "всевластия" в Санкт-Петербурге. - Ред.
— Марина Евгеньевна, вы пользовались услугами парикмахерской в исполкоме? Правда, она почему-то не имеет вывески и расположена за «тайной» дубовой дверью у входа на главную лестницу, ведущую в Белый зал...
— Нет, я не знала о такой парикмахерской...
— Но многие телезрители обратили внимание на то, что именно на сессии вы сделали отличную прическу...
— Нет, вы ошибаетесь, прическу я делала у себя дома. У меня есть знакомая, моя тезка, Марина, которая, когда нужно, оказывает любезность — делает укладку...
— А как вы относитесь к парикмахерской для аппарата исполкома?
— Повторяю, что не знала о ней. Обязательно поинтересуюсь, для кого и зачем она здесь. Я ведь уже сказала, что мы намерены упорядочить работу столовой. Здесь великолепное обслуживание, а цены в несколько раз меньше, чем в городе. Хотя обед фактически ресторанный, стоит он 90 копеек — 1 рубль 20 копеек. Очевидно, что в исполкоме должно быть, как во всем Ленинграде, или во всем городе — как в этой образцовой столовой.
— Марина Евгеньевна, за время предвыборной кампании и во время первой сессии вы демонстрировали на, себе новые наряды. Где вы одеваетесь? Откуда они появились? Не пользуетесь ли вы каким-то спецраспределителем или ателье для депутатов?
— Одеваюсь я тоже в своем доме. В соседней парадной живет моя портниха — Елизавета Иосифовна, пожилая женщина, которая тоже из хорошего расположения ко мне иногда шьет что-то...
— В общем у вас, как у обычной ленинградки, какие-то личные контакты. Вы ведь, наверное, знаете, что в ателье из-за очереди ничего заказать практически невозможно?
— Да. И могу сказать, что за время избирательной кампании я сшила два костюма, остальные были у меня уже до этого. И думаю, что поступаю правильно. Все-таки депутат должен выглядеть прилично: он постоянно на людях, появляется на экранах телевизоров...
— И последний вопрос из области политики. Если после XXVIII съезда КПСС в партии произойдут какие-то важдше радикальные изменения, возможно ли, что вы вновь вступите в ее ряды?
— Нет, это невозможно. Сейчас вместе с большим количеством депутатов СССР и РСФСР и большим количеством сторонников мы создаем Демократическую партию России. На первом собрании группы депутатов «Демократическая Россия» в Москве приняли обращение, подписали его и обозначили сроки учредительного съезда. Считаю, что это будет одна из важнейших партий.
Алексей Иванович АЛЕКСАНДРОВ, депутат Ленсовета, кандидат юридических наук.
— Как вы думаете, что сейчас прежде всего нужно делать нынешнему Ленсовету, чтобы улучшить жизнь ленинградцев? Как строить свою работу?— Глубоко убежден, что бросаться очень спешно в сторону решения одного, другого, третьего вопроса — неправильно. Мне кажется, что мы страдаем из-за того, что пытаемся схватиться за самые насущные, на первый взгляд, вопросы, не разобравшись в состоянии дел. Видимо, от нас требуется больше организованности и спокойствия, чтобы разобраться в тех основных проблемах, которые стоят перед нами и по направлениям разработать решения, проверив предварительно обстановку на том или ином участке. И только после этого в спокойной манере можно принять решение. Это то, что касается законности и закона.
В связи с этим могу добавить, что меня очень огорчило выступление народного депутата СССР Н.В.Иванова на первой сессии Ленсовета в той его части, где он призывал Ленинградский городской Совет идти иногда впереди закона, не очень прислушиваясь к его требованиям. Как юрист считаю это недопустимым. Мне кажется, закон, как и гласность, — это два основных положения, которые могут вывести нас на разумную дорогу. И в этом плане я очень удовлетворен выступлением народного депутата СССР А.А.Собчака, который призывал нас следовать закону и только закону. И если он говорил о подзаконных актах, то их надо провести в рамках закона нашей страны. То есть любое, принятое Ленсоветом решение, должно быть законным, иначе последствия непредсказуемы. Принцип законности для нас сегодня — самое главное.
— Как вы считаете, образование всевозможных фракций в Ленсовете — это законное состояние? Нет ли .здесь каких-то юридических противоречий? Ведь избиратели голосовали за депутатов Ленсовета, а не за представителя какой-либо фракции.
— Я не вижу здесь каких-либо противоречий закону. По-моему, это вполне естественно, что депутаты группируются по каким-то интересам, взглядам.
— Но многие люди считают, что фракционность уместна при политической борьбе, в партийных структурах, но никак не в органах Советской власти.
— Повторяю, что это не противоречит закону. Если люди хотят решать какие-то вопросы во фракциях — это их право. Знаете, ведь, как мы помним, чтобы объединиться, прежде необходимо размежеваться. Может быть, в этом есть определенный смысл. Думаю, что чувство ответственности у депутатов в конце концов возобладает и раскола в Ленсовете не наступит. А пока в ходе первой сессии у меня сложилось впечатление, что депутаты еще не совсем поняли, какая на них легла ответственность. Митинговость с улиц и площадей перешла в зал Ленсовета— это тоже надо констатировать. Попытки перекричать, а иногда даже оскорбить, истерические выпады ничего не дадут. Это может только скомпрометировать Ленсовет. Тем более, я убежден, что большинство ленинградцев воспринимают не отдельных депутатов, а весь Ленсовет, его работу в целом. Так что продемонстрированное на первой сессии балаганное настроение должно уйти. От этого надо избавляться. Я бы пожелал депутатам просто человеческой мудрости и вдумчивой работы.
Мария Михайловна СОКОВНИНА, депутат Ленсовета, начальник бюро отдела охраны окружающей среды ПО «Ижорский завод».
— Почему вы решили для себя работать в комиссии по охране здоровья?— По специальности я врач. Считаю себя специалистом по организации здравоохранения. А так как можно выбрать и вторую комиссию, то решила, что смогу принести пользу при обсуждении вопросов экологии.
— С какими вы придете предложениями, идеями, что будете отстаивать?
— 25 лет я возглавляла работу Санэпидстанции. И считаю, что за последние годы органы санитарного надзора утратили свою значимость и роль именно в организации охраны здоровья населения. Эти органы лишь осуществляют контроль за вопросами экологии, ведают профилактическими мероприятиями, направленными на снижение заболеваемости, контролируют охрану условий труда на промышленных предприятиях и т. д. Я считаю, что вопросы экологии и здоровья связаны неразрывно. Сегодня вот ведь какая раскладка по заболеваемости населения: 40 процентов — зависит от внешних факторов, окружающей среды, 20 — от образа жизни, 20—30 — генетического фона и только 10 процентов — это то, что зависит от медицины. Поэтому считаю, что основное внимание должно уделяться экологии и здоровому образу жизни.
За последние полтора года трижды менялась структура органов санитарного надзора. И это очень отрицательно сказалось на состоянии дел, что заметна по Ленинграду, нанесло ущерб здоровью людей. Нужны преобразования.
— То есть вы считаете, что нужно вновь изменить структуру здравоохранения, но уже так, чтобы она больше не менялась и работала на пользу, а не во вред?
— Безусловно.
Юрий Константинович СЕВЕНАРД, депутат Ленсовета, начальник «Ленгидроэнергоспецстроя».
— Как вы относитесь к идее планово-рыночной экономики?—Как она будет действовать в нашей стране, пока сказать трудно. Я — сторонник экономической стабилизации. А пути ее должны подсказать специалисты.
— Не считаете ли вы, что прошлое в нашей стране подвергается в данный период оболганию?
— Нет, я так не считаю. Но, думаю, что, увлекаясь развенчиванием недостатков, люди переходят рамки разумного. А надо думать и о последствиях. Отобрать у юных прошлое — историю, веру в своих отцов — это не достойно любого народа. Подвергнуть критике — да, отделить факты от эмоций — да, но лишиться корней — это недопустимо.
— Чего добился М.С.Горбачев, начавший перестройку в стране?
— Если рассматривать революцию как несколько стадий, то первая — разрушение старого, осуществлена успешно. На этой основе можно создать любое общество, если не учитывать людскую психологию. Полагаю, что политики не допустят крайностей. Если есть крайности — то это незрелая политика.
— Что вы думаете о положении президента?
— Думаю, он не предвидел многого в своей деятельности, что является обязанностью любого крупного руководителя. Полагаю, что президенту сейчас очень сложно. Ему нужна сильная, надежная, образованная команда.
Гостем и участником первой сессии Ленсовета был народный депутат СССР, доктор юридических наук Анатолий Александрович СОБЧАК.
— Наша страна переживает сейчас сложный период, в том числе и в экономической сфере. Что вы можете сказать по этому поводу?— Да, мы сейчас переживаем переходный период к планово-рыночным отношениям. Обеспечить этот нелегкий переход мирным путем, без крови — вот наша главная задача. Уже сделан первый важный шаг — введен институт президентства. И нужно учиться уважать президентское правление, если мы на него пошли.
— Возможны ли в нашей стране военные перевороты? Сейчас ими пугают население в различных регионах...
— Используя Советы, мы можем полностью избежать опасности военного переворота. То есть, власть действительно, а не на словах, должна быть взята Советами. Кроме того, не надо преувеличивать. Среди армейских чинов нет крупных политиков. Они и армией-то не могут управлять нормально...
— Вы видите сегодня нашу страну многопартийной?
— Мне кажется, для того чтобы любая партия стала партией, ей, как минимум, нужно 5 лет. Очевидно, некоторые организации уже вступили в начало этой фазы. Думаю, что выделение Демократической платформы в КПСС могло бы создать реальную многопартийность.
— Должен ли президент оставаться Генеральным секретарем?
— Если вопрос о Горбачеве, то навряд ли он сохранит свой партийный пост после XXVIII съезда КПСС. Ведь большинство депутатов в Верховном Совете СССР уже высказались по этому поводу — президент не должен совмещать свой пост с партийной номенклатурой.
— В чем вы видите достижения М.С.Горбачева?
— Он сделал главное — отвел опасность атомной войны. Это для всего народа планеты. А внутри страны его достижением является то, что это первый наш руководитель, которого критикуют при жизни, а не после смерти. В этом огромное его мужество и заслуга.
Вопросы задавала Е.ДОЛГОПЯТОВА
Судьба России в XXI веке
Философия блога.
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои статьи, заметки, наблюдения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, газетные вырезки.Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Авторы статей в этом блоге действительный государственный советник Леонид Романков, философ Лев Семашко, искуствовед Сергей Басов, политик Павел Цыпленков, правозащитник Сергей Егоров, общественник Юрий Вдовин, журналист Александр Сазанов в декабре 2011 года призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.
Какая власть сложится в России в 21 веке: олигархия, демократия, деспотия, монархия, анархия или, может быть, гуманизм?
На страницах этого дневника - публикации о культуре, экономике, финансах, истории, войне, политике:
- Сергей Егоров. Yes, yes, no, yes in St.-Petersburg. 1993..
- Павел Цыпленков. Бархатная осень 1989 года.
- Сергей Басов. Гуманизм.
- Юрий Вдовин. Одичание – очередной виток в истории России?.
- Лев Семашко. Si vis pacem, para bellum (боимся войны).
Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»
The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.
Deputies of Lensoviet convocation today preoccupied follow the fate of Russia, put in this online journal his observation, articles, links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes, press clippings.What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, despoteia, oligarchy, monarchy, anarchy or, perhaps, humanism?
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
On the pages of this Blog - publication of the Culture, History, War, Economy, Politics, Finance:
- S.Egorov. Roll: one down, and some up.
- A.Sazanov. Deputies of the Leningrad City Council met Year of the Black Snake.
- Yu.Vdovin. Savagery - the latest twist in the history of Russia?.
- P.Tsyplenkov. Fatherland and Freedom. Acquired and lost.
- S.Basov. The Constitution of a human.
- L.Semashko. Vladimir Putin - a historical reformer of the 21st century.
Комментариев нет :
Отправить комментарий