четверг, 11 июня 2015 г.

Про Ленсовет по-научному


М.Б.Горный
доцент департамента прикладной политологии
НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

«ЛЕНСОВЕТУ-21» - 25 ЛЕТ


Resume.

"Lensovet-21" - 25 Years

Michael Gorny, Associate Professor of Political Science Department of Applied HSE, St. Petersburg

The article studies the composition, structure and activities of the last City Council - "Leningrad City Council-21," the 25th anniversary is celebrated in 2015. The statistics of Deputies, shows fundamental differences of "Lensovet-21" in gender, educational and occupational composition of the boards of Leningrad previous convocations is analyzed. Shows the organizational and political structures of "Lensovet-21." It is shown as belonging to different political factions influenced voting MPs. Provides important solutions "Lensovet-21", which influenced the development of the city and the country.



В 2015 году исполняется 25 лет со дня начала работы Ленсовета, а затем Петросовета ХХI созыва (3 апреля 1990 г. – 21 декабря 1993 г.).
В марте 1990 г. прошли первые (и на сегодняшний день последние) свободные, честные и демократические выборы в нашем городе: выборы депутатов «Ленсовета-21».
«Ленсовет-21» в период его работы куда чаще ругали, чем хвалили, сегодня наиболее распространенной его характеристикой служит слово романтический. В сложный исторический период депутаты в большинстве своем старались поддержать жителей в трудную минуту, прокормить их, не допустить кровавых событий, случившихся в Москве в 1991 и 1993 годах.
Общепризнанной отличительной особенностью «Ленсовета-21» были искренность помыслов и бескорыстие большинства депутатов. Подавляющее большинство из них голосовали по совести, исходя из своих убеждений. «Ленсовет-21» стремился действовать созвучно общественным настроениям и часто принимал решения, которые опережали свое время и предвосхищали будущее развитие общества.
В переломные моменты советской и российской действительности решения «Ленсовета-21» были направлены на развитие города и страны по демократическому, цивилизованному пути.
Вспомним, каким он был «Ленсовет-21», и что успели сделать его депутаты.

 Каким был «Ленсовет-21», и кто были его депутаты 

В настоящем разделе использованы материалы книги А.П.Сазанова «Они были двадцать первыми», Ленсовет, Петросовет XXI созыва. – СПб: «Издательство Александра Сазанова», 2010.

В 1990 году прошли выборы в Ленинградский городской совет народных депутатов ХХI созыва. На 400 мест (в 400 городских округах) баллотировались 2867 кандидатов, 2501 кандидат был допущен к выборам, таким образом, впервые на выборах в горсовет была реальная конкуренция (в среднем более 6 кандидатов на 1 депутатский мандат). 78% кандидатов выдвинули трудовые коллективы, 17% - социальные группы, 5% - собрания избирателей. Выборы проходили в 2 тура: явка на первом туре составила 63%, на втором – 58% (недостижимая мечта для сегодняшних выборов).
Взяты значения из газеты «Невское время» за 3 апреля 2015 г. 


Примечание редактора.

В статье указана явка избирателей в среднем по городу Ленинграду. Следует принять во внимание, что в отдельных избирательных округах явка была чрезвычайно высока и, может быть, превышала 80%, тогда как на территориях новых спальных районов и рабочих окраин, где культурный уровень и дисциплина избирателей были существенно ниже, чем в остальных районах города, явка была недостаточной, ниже 50%, и выборы признаны не состоявшимися. Так случилось, например, в избирательном округе, где баллотировался в мае 1990 года А.А.Собчак. Его сторонникам пришлось в буквальном смысле этого слова лично обращаться к избирателям в общежитиях с просьбой не полениться и дойти все же до избирательного участка. В конечном итоге 19 избирательных округов так и остались без своих депутатов - 5% от 400 округов, на которые был разграничен в 1990 году Ленинград.
Конец примечания.

Представляем коллективный портрет
депутатов «Ленсовета – 21».

Всего депутатами стали 381 человек, из них 28 женщин (7%).
Самому молодому депутату было 22 года, самому старшему – 61 год;
  • депутатов до 30 лет (годы рождения 1961-1967) было 19 человек;
  • от 30 до 40 лет (годы рождения 1951- 1960) – 124 человека;
  • от 40 до 50 лет (годы рождения 1941-1950) – 134 человека;
  • старше 50 лет (годы рождения 1928-1940) – 104 человека.  

Записки и очерки о Ленсовете-21. 2015 год.

Единственный и неповторимый...

Размышления на юбилейном собрании депутатов Ленсовета 21 созыва и после него

Ленсовет-Петросовет XXI созыва действует!

Ленсовет и А.Чубайс

25 лет назад начал свою работу Ленсовет 21 созыва. Конференция. Видеофильм.

Социолог-коммунист в Ленсовете

Ученые вспоминают о Ленсовете

На руинах СССР

Мемуар про Ленсовет

25 лет Ленсовету

О чем мечтали в Ленинграде 25 лет назад

Ленсовет вспоминают добром

Валерий Зорькин об Указе №1400 (21.09.1993)

Новое - это незабытое старое.

Судьба Моссовета

Анатолий Собчак и Ленсовет

Депутатские записки.

Юбилейное заседание депутатов Ленсовета 5 апреля 2010 года.

Краткая история Ленсовета

Избранные места из воспоминаний друзей

Демократия и Ленсовет

Перчатка, брошенная общественному разуму

Последние ландыши советской власти. Лето 1993.

Владимир Сергеевич Жаров

Новому петербургскому парламенту исполнилось 20 лет

Революционеры и бунтовщики. Из книги "Колбасно-демократическая революция в России". Политический спектр депутатов Ленсовета


Огромным был интеллектуальный потенциал народных избранников - на момент избрания высшее образование имели 345 депутатов (91%), среднее образование было у 32 человек и 4 человека являлись студентами, которые учились на последних курсах. Из 345 человек с двумя и тремя высшими образованиями – 72 депутата. 
Ленинградский государственный университет окончили 88 человек, отметим, что кроме этого, получили дополнительно высшее юридическое образование в уже петербургском университете без отрыва от депутатской работы – 38 депутатов, и еще 11 человек закончили петербургские вузы в постленсоветовские годы.
Ленинградский политехнический институт закончили 43 человека, ЛЭТИ – 24 человека, Военмех – 15 человек, Педагогический институт Герцена – 11, Финансово экономический институт – 10, медицинские институты – 13, Ленинградский кораблестроительный институт – 9, СЗПИ – 9, ЛИИЖТ - 9, Ленинградский технологический институт – 6, ЛИТМО – 4 и прочая, и прочая и прочая (всего прочих - 53 вуза).
Ученые степени на момент избрания имели 107 депутатов (28%), из них: 85 кандидатов наук, 22 доктора наук.
Стали кандидатами наук после избрания и в постленсоветовские годы – 5 депутатов; стали после избрания и в постленсоветовские годы докторами наук, профессорами, членами-корреспондентами академий, академиками – 23 депутата.
36 депутатов были профессорами и доцентами, 34 – занимали должности ректоров, деканов и просто преподавателей вузов.
Силовые структуры также широко были представлены в депутатском корпусе: всего офицеров в составе депутатов было 56 человек (15%), в т.ч., 7 генералов и адмиралов, 24 депутата были офицерами армии и флота, причем 5 из них были генералами и адмиралами; офицерами МВД служили 22 депутата, из них генералами – 2 депутата (еще 1 стал генералом в постленсоветовские годы); офицерами КГБ были 4 депутата; «офицерские» должности прокуратуры занимали 6 депутатов.
Подавляющее большинство из этих 56 человек имели высшее военное образование.



Примечание редактора.

В отношении чекистов в Ленсовете. Полковник КГБ в отставке Валерий Иванович Аксаков (изб округ №381, Фрунзенский район. В 1990 - майор КГБ.) в своих опубликованных мемуарах сообщает, что в Ленсовет были избраны два работника этой спецслужбы: он сам и офицер Юрий Владимирович Мамедов, вместе с которым они вступили в депутатскую группу "силовиков".
Цитаты из воспоминаний В.И.Аксакова.
"Газета «Невское время» опубликовала статью, в которой прозвучала такая сентенция: мол, в Ленсовете на одной депутатской скамье сидят палач и жертва. Имелись в виду я и Юлий Андреевич Рыбаков. Статья была написана приличным шрифтом, а когда я написал ответное письмо, его опубликовали мелкими-мелкими буковками. Так подчас действовала демократическая пресса.
<...>
...припоминаю случай, когда к нам в управление приходил Анатолий Александрович Собчак, уже ставший мэром города и пришедший представиться именно как мэр. В актовом зале собрались и полковники, и молодые лейтенанты госбезопасности. Зал напряжён. И вот мэр города с места в карьер заявляет: «Если кому-то из вас, чекисты, снится красное знамя, завтра приходите в отдел кадров». Народ просто очумел от таких слов: пришёл человек в гости, ни здрасте, ни до свидания - нахамил и ушёл. Жуткое впечатление…
<...>

...у меня и начал вырабатываться совершенно критичный взгляд на работу Ленсовета, на ауру вокруг него. ...Если говорить в целом о моей оценке, которая, может быть, будет не совсем объективной, но будет, всё-таки, моей, то горсовет был своего рода ярмаркой тщеславия отдельных людей. И поэтому, когда нас распустили раньше срока (это было чудовищно, этого нельзя было делать), я понял, что те «духовные отцы», которые это сделали, понимали: Ленсовет-Петросовет - это не тот коллектив, который сможет дать им отпор, так как в нём каждый со своими амбициями. Кто-то пришёл в Мариинский дворец в кроссовках, чтобы сменить их на ботинки; кто-то пришёл с непомерными амбициями, чтобы его услышали и увидели массы народные. Но! Безусловно, была большая часть депутатов-ленсоветовцев, которые самоотрешённо и самозабвенно работали не для себя, а для горожан, родного города. Перед ними я и тогда снимал шапку, снимаю и сейчас. И это видно по результатам их работы".

Учитывая особенность КГБ как организации секретной, невозможно точно подсчитать, сколько явных и тайных агентов этой могущественной службы оказались в числе депутатов Ленсовета. Некое подозрение, что осведомителей было больше двух или четырех, как пишет М.Б.Горный, основывается на поведенческих реакциях отдельных депутатов, на том, какова была их судьба и политическая траектория после роспуска Ленсовета в декабре 1993 года. Например, когда в 1991 году наша фракция "На платформе Ленинградского народного фронта" вносила предложение, чтобы  после роспуска КПСС и фактического поражения консерваторов в Кремле потребовать от КГБ обнародовать списки своих тайных агентов и осведомителей из числа депутатов Ленсовета, а также среди профессуры учебных заведений и на производствах, то некоторые считавшиеся демократами депутаты очень забеспокоились. Они горячо выступили против того, чтобы полоскать "нечистое белье" из биографий наших коллег прилюдно. Мол, это негуманно и нелиберально. Может быть, как раз сами и были осведомителями? Отдельные депутаты Ленсовета впоследствии внезапно и без особых видимых оснований оказывались на каких-нибудь руководящих должностях, в администрации города и даже правительстве страны, превращались в лидеров политических партий или получали ещё какие-нибудь синекуры накануне пенсионного возраста. И эти факты также наводят на мысль, что спецслужбы таким манером благодарят своих служащих за верный тайный труд в течение многих лет в тоталитарном СССР и новой демократической России.
Конец примечания.



Значительно слабее выглядел управленческий потенциал депутатов, большинство из пришедших в Мариинский дворец не имели опыта ни управления, ни депутатской работы:
среди депутатов директоров, руководителей предприятий и учреждений было 22 человека (6%). При этом, практически все из них не захотели быть освобожденными депутатами, не уходили с основного места работы.
Были в «Ленсовете-21» и представители партийного и советского аппаратов:
14 депутатов (4%) работали секретарями обкома, горкома, райкомов КПСС и ВЛКСМ, работниками горисполкома и райисполкомов.
Таким образом, среди депутатов были врачи и учителя, юристы и экономисты, ученые, специалисты в области культуры и искусства, управленцы и военные, но больше всего было инженеров.

Получается, что депутат «Ленсовета-21» - это зрелый мужчина, которому за 40, но меньше 45, имеющий высшее инженерное образование, т.е. «технарь».

Интересно сравнить депутата «Ленсовета-21» с депутатами других созывов. В таблице 1 приведены сведения о депутатах Ленсовета 11 и 13 созывов в сравнении с депутатами 21 созыва.
Таблица 1.
Сравнение статистических данных
депутатов горсовета разных созывов. 
ПоказательСозыв (год)
11 (1965)13 (1969)«Ленсовет-21»
(1990-1993)
Количество депутатов615642381
Женщины41% (252)45% (289)7% (28)
Моложе 30 лет7% (40)24% (152)5% (19)
От 30 до 50 лет71% (434)55% (354)68% (258)
Старше 50 лет23% (141)21% (136)27% (104)
Члены КПСС и ВЛКСМ56% (342)50% (321)66% (248)
Рабочие50% (305)57% (369)10% (39)
Партийные и хозяйственные
руководители высокого ранга
32% (196)28% (182)10% (36)
Ученые, ИТР, творческая
интеллигенция
10% (60)6% (38)57% (215)
Медики, учителя6% (34)5% (29)6% (22)
Военнослужащие и милиция3% (16)3% (19)15% (56)
С высшим образованием47% (291)41% (263)91% (345)

Столбцы таблицы, касающиеся депутатов Ленсовета 11 и 13 созывов, взяты из раздела «Краткая история Ленсовета» в книге под ред. Павла Цыпленкова «20 лет парламентаризма в Санкт-Петербурге», издательство Политехнического университета, 2010, с.22.

До 1990 г. депутат – это рабочий (скорее мужчина, чем женщина), возраст – около 40 лет.
Из сравнения видны коренные отличия депутатского корпуса «Ленсовнета-21» от своих предшественников. Итак:
- численность уменьшилась в 1.5 раза;
в процентном отношении
  • представительство женщин упало более, чем в 6 раз;
  • рабочих стало меньше более, чем в 5 раз;
  • партийных руководителей меньше в 3 раза;
  • представительство творческой интеллигенции возросло в 6 раз;
  • людей с высшим образованием стало больше в 2 раза;
  • представительство военнослужащих и милиции возросло в 5 раз.
Если до 1990 г. состав представительных органов формировался партией и примерно соответствовал социальному и демографическому составу населения, то на выборах 1990 г. люди получили возможность выбирать, кого хотели. Выбирали в основном тех, кто громко и складно ругал партию и выступал за рынок и демократию, а это – люди с высшим образованием, ИТР.

В 1990 г. закон позволял быть депутатами двух советов одновременно, в связи с этим в составе «Ленсовета-21» были:
  • 1 народный депутат СССР;
  • 8 народных депутатов РСФСР;
  • 29 депутатов районных советов (из них 6 были избраны председателями районных советов, а в 1991 г. 2 из 6 стали главами районных администраций).
  • 17 депутатов были лауреатами различных премий.
  • 93 депутата или 24% были награждены орденами и медалями СССР.

Впоследствии, подавляющее большинство депутатов «Ленсовета-21» реализовали себя: стали политиками и чиновниками, учеными и бизнесменами, руководителями организаций и учреждений, силовых структур. Мы рассмотрим, как депутаты «Ленсовета-21» после его разгона были представлены в органах власти.

На федеральном уровне

  • Депутатами Государственной Думы разных созывов стали 17 ленсоветовцев, 
  • членами Совета Федерации – 4 депутата «Ленсовета-21».
  • Министрами правительства России становились 3 депутата (из них 2 – вице-премьера) и 7 бывших сотрудников аппарата «Ленсовета-21» (из них 2 – вице-премьера).
  • 1 ленсоветовец стал председателем Центральной избирательной комиссии.
  • 1 депутат стал губернатором Иркутской области.
  • Работали в правительстве, администрации президента, центральной избирательной комиссии и приравненных к ним структурам 6 депутатов «Ленсовета-21».
  • Стали руководителями и чиновниками федеральных структур и структур СНГ 4 депутата и 2 работника аппарата «Ленсовета-21».

В городских органах власти ленсоветовцы также имели широкое представительство :

  • 19 депутатов «Ленсовета-21» становились депутатами Законодательных Собраний Санкт-Петербурга разных созывов (1 из них стал первым председателем Законодательного Собрания города - Ю.А.Кравцов);
  • судьями Уставного суда стали 2 ленсоветовца;
  • 1 депутат стал членом городской избирательной комиссии.
  • Членами правительства Санкт-Петербурга становились 26 человек, из них 1 мэр города и 4 вице (зама)-мэра или вице-губернатора (в разное время должности назывались по-разному).
  • 2 депутата избирались Уполномоченными по защите прав человека (омбудсманом).

На сегодняшний день (март 2015 года) ушли из жизни 76 человек.
Большинство депутатов «Ленсовета – 21» и сейчас живут полной жизнью, продолжают активную деятельность в экономической, политической и общественной жизни города и страны.

Структура «Ленсовета-21»

Рассмотрим, как был устроен «Ленсовет-21».
Использованы материалы автора из раздела «Структура и деятельность Ленсовета – XXI» в кн.: «Автобиография Петербургского горсовета. 2-й том», СПб, Издательство Александра Сазанова, 2011. 

Организационная структура

1. Руководящие органы. 
Председатель и его замы.
Первая сессия открылась 3 апреля 1990 года.
23 мая 1990 года председателем Совета был избран Анатолий Александрович Собчак. Его заместителями стали Вячеслав Николаевич Щербаков (первый заместитель), Игорь Михайлович Кучеренко и Виталий Захарович Васильев.
В июне 1991 г. А.Собчак стал мэром, и на десятой сессии председателем Совета был избран Александр Николаевич Беляев. Борис Александрович Моисеев стал его первым и единственным заместителем.

Президиум Совета
Председатель Совета и его заместители не могли принимать никаких нормативных или персональных решений - все это относилось к ведению коллегиального руководящего органа Совета - его Президиума. Первый состав президиума был сформирован первой сессией и состоял из председателей постоянных комиссий Совета. Председатель Совета и его заместители входили в состав президиума по должности. Всего в президиум входили 30 человек.
На десятой сессии состав президиума был изменен: туда стали входить персоналии, избранные сессией – всего 13 человек, большинство из них было выдвинуто и/или поддержаны депутатскими фракциями.

2. Комиссии и комитеты Совета.
Именно комиссии и комитеты «Ленсовета-21» были теми органами, где готовились содержательные решения Совета.
Были сформированы и успешно работали 31 комиссий и комитетов, причем впервые в стране создана комиссия по правам человека, появилась комиссия по делам общественных и общественно-политических организаций.
В отличие от своих предшественников в «Ленсовете-21» помимо отраслевых появились и фукциональные комиссии: по вопросам законодательства, по экономической реформе, по комплексному развитию исторического центра, по социальной политике, контрольная. Новыми стали комитеты по международным и внешнеэкономическим связям, по делам городских имуществ.

3. Исполком «Ленсовета – 21»
Ленсовет имел свой исполнительно-распорядительный орган – исполком. На первой сессии 18 июня был избран председатель исполкома – Александр Александрович Щелканов.
К новому 1991 году формирование исполнительных структур горсовета было в основном закончено.
Шесть заместителей председателя исполкома на паритетных началах представляли как старые, так и новые кадры. Первым заместителем и председателем плановой комиссии был избран А.А.Большаков, занимавший этот пост и ранее. Другим заместителем - по торговле - стал О.В.Шишкин. С другой стороны, заместителем председателя по экономической реформе стал молодой экономист Анатолий Чубайс, замом по социальной политике - социолог Александр Тихонов, замом по культуре - профессор-музыковед А.Мациевский. На 2-ой сессии (начало – 03.10.1990 г.) были образованы новые подразделения в структуре исполкома: комитеты по экономической реформе (руководитель – А.Чубайс), по продовольствию (С.Покровский), главное управление имуществ (С.Утевский).

Исполком «Ленсовета-21» к июню 1991 г. имел следующую структуру.
  1. Председатель исполкома,
  2. Заместители председателя, составляющие коллегиальный орган Исполнительный комитет: возглавляющие комплексы - плановый комплекс, комплекс «Культура», комплекс «Социальная политика», продовольственный комплекс, комплекс по экономической реформе, комплекс «Городское хозяйство» и др.; управляющий делами,
  3. Комитеты, главные управления, управления и отделы (все - отраслевые подразделения): 14 комитетов, 7 главных управлений, 5 управлений, 5 отделов и штаб гражданской обороны.
Структура Совета в 1990-1991 гг приведена на рис.1.
Рис.1. Структура «Ленсовета-21» в 1990-1991 гг.

В июне 1991 г. после образования мэрии (городской администрации) структура городского совета резко изменилась: исполком был упразднен, а мэрия уже не подчинялась Совету. Кроме этого в начале 1992 г. был образован малый Совет.

4. Малый Совет.
Малый Совет стал обладать всеми полномочиями «большого», кроме тех, которые составляли исключительную компетенцию сессии «большого» Совета. Малый Совет был подотчетен и подконтролен Ленсовету: Ленсовет был вправе отменить любое решение малого Совета, противоречащее решению «большого». 17 января 1992 года на 13-й сессии малый Совет был сформирован. В него вошли председатель, его заместитель – по должности, и 36 избранных депутатов: всего 38 человек.
В 1993 году была проведена ротация малого Совета, в ходе которой ряд депутатов был выведен из его состава, а численность малого Совета изменилась до 35 человек.

5. Аппарат Совета
Совет имел свой аппарат. В июле 1990 г. было утверждено штатное расписание Ленсовета, при котором действовали следующие подразделения: отдел ситуационного анализа и экспертизы, секретариат (с 29 апреля 1993 г. общий отдел), управление делами (с 29 апреля 1993 г. хозяйственное управление), организационно-методический отдел, юридическое управление, отдел информационной работы (с 2 октября 1990 г. пресс-центр и информационный центр), управление внешних сношений, отдел кадров, финансовый отдел (с 29 апреля 1993 г. управление), сектор наград (передан в мэрию 29 апреля 1993 г.).
На рис.2 приведена структура «Ленсовета-21» в 1992-1993 гг.
Рис.2. Структура «Ленсовета-21» в 1992-1993 гг.

Политическая структура

Как и во всей стране в «Ленсовете-21» происходило расслоение депутатов в зависимости от разделяемых ими ценностей и идеологий, т.е. политическая структуризация Совета. За время работы «Ленсовета-21» в нем образовывались и распадались, действовали и оказывали большее или меньшее влияние следующие депутатские группы, блоки и фракции: «На платформе ЛНФ», «Демократическая Россия», «Конструктивный подход», «Возрождение Ленинграда», «Межпрофессиональная группа депутатов» (МПГ), «Антикризис», «Беспартийная межрайонная группа», «Зеленые», «Март», «Новые либералы», «Либеральный клуб», ДПР, СДПР-РПР, СвДПР, РПЦ, РП СПб, «Гражданское демократическое движение» и др. На наш взгляд наиболее влиятельными были фракции «На платформе ЛНФ», «Возрождение Ленинграда», «Март», блок «Демократическая Россия», в последний год также и фракция РПЦ.
Фракции Возрождение Ленинграда, Ленинград были «левой» ориентации и состояли в основном из коммунистов. «На платформе ЛНФ», Демократическая Россия были «правыми», Март, РПЦ – представляли центр. Впоследствии фракции «Ленсовета-21» стали основой политических партий в городе.
В таблице 2 приведены наиболее влиятельные депутатские группы и фракции в различные периоды «Ленсовета-21».
Таблица 2. 
Политическая структура «Ленсовета-21»
в различные периоды его деятельности.
Период Депутатские группы и фракции «Ленсовета – 21»
1990 На платформе ЛНФ, Конструктивный подход, Антикризиз, Межпрофессиональная группа депутатов, Ленинград, За возрождение Ленинграда (Коммунисты Ленинграда)
1990-1991 На платформе ЛНФ, ДПР, СДПР, РПР, За возрождение Ленинграда (Коммунисты Ленинграда), Отечество, блок Демократическая Россия
1991-1992 На платформе ЛНФ, ДПР, СДПР-РПР, СвДПР, фракция Демократическая Россия, Март, Возрождение Ленинграда
1992-1993 На платформе ЛНФ, Март, фракция Демократическая Россия, Возрождение Ленинграда
1993 На платформе ЛНФ, фракция Демократическая Россия, СвДПР, РПЦ, РП СПб, Возрождение Ленинграда


Интересно посмотреть, как голосовали депутаты в зависимости от их политической ориентации и профессиональной принадлежности. В июне 1991 г. было проведено исследование голосований по итогам 8-й сессии.
ВладимирГельман, Павел Цыпленков. Ленсовет: кто есть кто. Смена №143. 25 июня 1991года.

Анализировались 30 поименных голосований за решения, которые приводили к изменениям (реформам) в политической, экономической, социальной сферах жизни города и страны, и за те решения, которые противодействовали таким изменениям (реформам).
Приводим результаты исследования. В зависимости от того, как голосовали депутаты, они были разделены на «радикалов» (29 депутатов - 7.7%), «реформаторов» (109 депутатов – 29.1%), «центристов» (130 депутатов – 34.2%), «консерваторов» (82 депутата – 21.6%), «реакционеров» (14 депутатов – 3.7%). Кроме этого, 14 депутатов (3.7%) не принимали участия в голосовании. Чем чаще депутат голосовал за реформы и/или против сохранения статус-кво, тем более, по мнению исследователей, он был «радикален», чем чаще депутат голосовал против изменений и/или за сохранение статус-кво, тем более он был «реакционен».
Авторы исследования сравнивали результаты голосования депутатов с их принадлежностью к различным фракциям. Получилось, что наиболее реформаторской была фракция «На платформе ЛНФ», далее следовала фракция «Март», социал-демократы и республиканцы могли быть отнесены к «центристам», наиболее консервативной проявила себя фракция «За возрождение Ленинграда» («Коммунисты Ленинграда»). Примечательно, хотя и не удивительно, что партийные и хозяйственные руководители были по результатам голосования существенно более консервативны, чем ИТР. Любопытно также, что президиум горсовета хотя и был «центристским», как и «Ленсовет-21» в целом, но члены президиума голосовали более «консервативно», нежели весь горсовет.
Понятно, что по итогам только одной сессии характеризовать всю деятельность горсовета некорректно. Однако, примерную картину реформаторского потенциала «Ленсовета-21» можно рассмотреть. Представительный орган государственной власти Ленинграда-Санкт-Петербурга не был ни радикальным, ни реакционным. «Ленсовет-21» представлял собой центристский орган с сильным реформаторским уклоном.

***

На заседании 20-й сессии 22.12.1993 г. депутатам стало известно, что указом президента №2252 деятельность Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов прекращена, а исполнение его полномочий передано мэру Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургский городской Совет народных депутатов XXI созыва перестал существовать, проработав 1361 день. «Ленсовет-21» продолжает жить.

Что успели сделать депутаты «Ленсовета-21»

Итак, потенциал у вновь избранных депутатов был громадным, Совет обрел структуру, оставалось работать на благо города и горожан. Проследим, что и как у них получилось.
«Ленсовет – 21» выполнял 3 основные функции:
  •  бюджетную,
  •  нормотворческую,
  •  контрольную
- путем принятия решений по вопросам жизни города и осуществления контроля за их исполнением.
Кроме этого, Совет принимал политические декларации в судьбоносные для страны моменты, выполнял представительскую функцию:
  • орган представлял интересы города, как целого во взаимоотношениях с представительными органами субъектов федерации, а также с зарубежными законодательными (представительными) органами,
  • депутаты голосовали, в т.ч., представляя интересы своих избирателей. 
Решения готовились в комиссиях, комитетах и рабочих группах, обсуждались в комиссиях, комитетах, депутатских группах и фракциях, а затем выносились на президиум, малый Совет и сессии большого Совета. На сессиях большого Совета также утверждались либо отклонялись решения президиума и малого Совета. В случае утверждения решения приобретали статус решений большого Совета.

Главные решения «Ленсовета – 21»

Использованы материалы автора из раздела «Структура и деятельность Ленсовета – XXI» в кн.: «Автобиография Петербургского горсовета. 2-й том», СПб, Издательство Александра Сазанова, 2011. 

Сессии.

Всего, за 3 года и 9 месяцев своей работы на сессиях горсовета (20 сессий горсовета и 2 совместных сессии горсовета и облсовета) было принято 663 решения.
Статистика решений «Ленсовета – 21» и их тематический анализ взят из дипломной работы депутата горсовета М.И.Пирогова «Акты органа представительной власти города федерального значения: на примере деятельности Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского совета народных депутатов в 1987-1993 гг.»., СПб, 1994. 

Все решения Горсовета можно разделить на:
  • организационные решения (ОР), включающие в себя организационно-правоохранительные (ОПР) – взаимодействие с правоохранительными органами, выборы судей, назначение государственных арбитров и т.п. и контрольные (КР) – контроль выполнения ранее принятых решений, 
  • финансово-экономические (ФЭР) – вопросы бюджета и финансирования, планы комплексного экономического и социального развития, а также вопросы их исполнения, 
  • социальные (СР) – вопросы здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, науки и спорта, 
  • решения правового регулирования (РПР) – правовое регулирование отдельных сторон жизнедеятельности города (правила торговли; благоустройства; о порядке распоряжения нежилым фондом и др.), 
  • экологические (ЭР), 
  • политические (ПР) – это, главным образом, прокламационные акты. 

Количественное распределение решений «Ленсовета – 21» приведено в таблице 3.

Таблица 3.
Количественное распределение решений «Ленсовета – 21»
по тематике и по годам.
Некоторые решения могли попасть одновременно в несколько столбцов.
Период (год)Количество решений по темам
(доля в % в данный период)
ОР, в т.ч.
ОПР
КР
ФЭРСРРПРЭРПР
Ленсовет
20-го созыва
1989*
47 (69.1%)
6 (8.82%)
5 (7.35%)
7 (10.3%)7 (10.3%)6 (8.82%)1 (1.47%)0
«Ленсовет-21»
1990 153 (78%)
17 (8.67%)
9 (4.6%)
12 (6.12%)17 (8.67%)4 (2.04%)024 (12.24%)
1991136 (61.3%)
28 (12.6%)
9 (4.05%)
24 (10.81%)37 (16.67%)18 (8.1%)1 (0.45%)25 (11.3%)
1992* 75 (52%)
5 (3.47%)
10 (6.94%)
27 (18.75%)18 (12.5%)27 (18.75%)2 (1.39%)7 (4.86%)
1993 58 (57.4%)
11 (10.89%)
6 (5.94%)
20 (19.8%)3 (2.97%)15 (14.85%)05 (4.95%)
Итого422 (59.6%)
61 (8.62%)
34 (4.8%)
83 (11.72%)75 (10.59%)64 (9.04%)3 (0.42%)61 (8.62%)
Доля (%) строки «итого» от общего числа (663) принятых «Ленсоветом–21» решений
63.6%
9.2%
5.1%
12.52%11.31%9.65%0.45%9.2%
* - Наиболее характерные (типичные) годы в работе Советов 20-го и 21-го созывов.

Анализ таблицы позволяет сделать следующий вывод: чисто организационные решения (без контрольных и организационно-правовых) составили примерно равную долю со всеми остальными вместе взятыми решениями. Если сравнить решения «Ленсовета – 21» с решениями Ленсовета 20-го созыва (полномочия 1987-1990 гг.), то окажется, что Совет 20-го созыва принял чисто организационных решений в 2 раза больше, чем всех остальных, т.е. распространенные и распространяемые утверждения, что «Ленсовет–21» занимался исключительно вопросами самоорганизации, дележом кресел и принятием всевозможных политических деклараций являются очередным мифом.
Например, именно «Ленсовет-21» начал добиваться приравнивания блокадников к ветеранам войны по уровню пенсионного обеспечения и льгот. Именно «Ленсоветом-21» впервые в стране были разработаны простые и понятные правила регистрации общественных организаций, таких организаций за время работы Совета было зарегистрировано более полутора тысяч.
Важнейшими решениями «Ленсовета – 21», оказавшими влияние на развитие города, страны, демократии стали следующие:
  • Впервые в стране создана комиссия «По правам человека» (1-я сессия), 
  • Работа Совета над проблемой приватизации жилья началась еще на 4-ой сессии (конец декабря 1990 г.). В решении «Об основных направлениях жилищной реформы в Ленинграде» предусматривалась возможность приватизации жилищного фонда. На 12-й сессии (ноябрь-декабрь 1991 г.) принимается решение о приватизации жилого фонда, согласно которому 18 кв.м. жилплощади на человека передаются в собственность бесплатно, наконец, 16-я сессия (ноябрь 1992 г.) принимает решение о полностью бесплатной приватизации жилья,
  • Впервые в стране утвержден состав и стоимость минимальной потребительской корзины, назначена выплата компенсаций удорожания жизни (6-я сессия, февраль 1991 г.),
  • 7-я сессия: решение о выделении земельных участков жителям города,
  • 30 апреля в последний день 7 сессии принято решение о проведении опроса по возвращению городу его исторического названия, а 6 мая 1991 года 8-я сессия Ленсовета утвердила положение об опросе населения Ленинграда «О восстановлении первоначального названия города». Городу было возвращено его историческое название Санкт-Петербург 6 сентября 1991 г.,
  • Впервые в стране принято положение о главе городской администрации (мэре) Ленинграда, вводившее принцип разделения властей в систему управления городом (8-я сессия, май 1991 г.), 
  • Решение №26 девятой сессии Ленсовета «О порядке распоряжения нежилым фондом в Ленинграде» (июнь 1991 г.) регулировало процесс распоряжения объектами недвижимости в городе,
  • В «Ленсовете-21» были разработаны первые варианты городской конституции (Устава города). Работа началась еще в 1991 г., 14.10.91 11-я сессия рассмотрела проект закона «О статусе Санкт-Петербурга», разработанный специальной рабочей группой, и направила его в Верховный Совет. Данный проект законом так и не стал, однако, работа над Уставом города не прекращалась и в 1992 г. Результаты этой работы были доложены на 17-й сессии (март 1993 г.) и впоследствии использованы при окончательном принятии Устава Санкт-Петербурга первым созывом Законодательного Собрания,
  • Впервые в стране на 11-й сессии (октябрь 1991 г.) принято решение «О принципах формирования бюджета на 1992 год», в результате чего бюджет начал предоставляться и рассматриваться открыто, подробно и постатейно. В бюджет стали включаться составной частью адресная программа капитального строительства, программы капитального ремонта и реконструкции (13-я сессия, декабрь 1992 г., решение малого Совета в 1993 г.), 
  • Утвержден флаг и гимн города (14-я сессия, июнь 1992 г.). Впервые в своей истории город получил флаг и гимн,  
  • Решение о состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге (14-я сессия, июнь 1992 г.),
  • Решение о выплате пособий родителям воинов, погибших в Афганистане (15-я сессия, октябрь 1992 г.),
  • Решение о борьбе с коррупцией в органах власти и управления (17-я сессия, январь 1993 г.). Одним из первых в стране «Ленсовет-21» обратил внимание на коррупцию в органах власти,
  • Решение о льготах по проезду на городском транспорте (19-я сессия, май 1993 г.). Согласно данному решению для всех пенсионеров на всех видах транспорта проезд стал бесплатным.

Малый Совет.

Малый совет в 1992 г. принял 440 решений, в 1993 г. – 416 решений, всего – 856 решений. Среди них наиболее значимыми для города, горожан и для страны были следующие:

  • Положение о территориальном фонде социальной поддержки населения Санкт-Петербурга (04.02.92). Последнее решение о смете фонда на 1993 г. было принято на 18-й сессии Совета (апрель, 1993 г.). Фонд выплачивал компенсации в связи с либерализацией цен, обеспечивал выплату пособий инвалидам (решение о пособиях инвалидам по зрению принято на 19-й сессии Совета в мае 1993 г.) и др. Всего малый Совет по социальным вопросам принял более 70 решений, 
  • Впервые в городе принято решение об использовании жетонов для метрополитена (18.02.92),
  • Программа приватизации, принятая малым Советом в феврале 1992г., была первой в России. Она касалась предприятий торговли, общественного питания и прочих услуг, а также предприятий легкой, пищевой, строительной промышленности, автотранспортных предприятий, 
  • О совершенствовании деятельности УГИОП (25.02.92). С самого начала своей деятельности малый Совет занимается проблемами охраны памятников в городе.  
  • Впервые в стране (11.03.92) принято решение о льготах при реализации целевых социальных программ, согласно которому программы исполнялись не органами власти, а негосударственными организациями, 
  • Впервые в стране гуманитарная помощь стала распределяться на основе понятия «душевой доход» (11.03.92). Гуманитарная помощь начала поступать в город в начале 1991 г. Введение критерия «душевой доход» позволяло распределять ее действительно среди самых нуждающихся,
  • Положение о порядке государственной регистрации предприятий и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (23.04.92). Положение определяло исчерпывающий список документов, необходимых для регистрации, и вводило запрет на требование любых иных документов, уменьшая, т.о. возможность коррупции со стороны чиновников, 
  • Адресная программа капитальных вложений (19.05.92; 02.07.92),
  • О комплексе социальных программ «Защита семьи и детства» (16.06.92). Позднее (28.09.92), малый Совет принимает общее решение «О целевых социальных программах», 
  • Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка (26.06.92), 
  • Временные Правила уличной мелкорозничной торговли (03.07.92), 
  • Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для городского хозяйства (принималось несколько раз в 1992 и 1993 годах), 
  • Одним из первых в стране малый Совет принял решение о продаже жилья бесквартирным военнослужащим (26.08.92). Оплата должна была производиться Ленинградским военным округом,
  • Малый Совет (31.08.92) принял решение о пособиях на воспитание детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, 
  • 01.09.1992 года малый Совет принял решение «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей предприятий и учреждений, находящихся в собственности города»,
  • О создании института культурных программ (02.09.92). Институт успешно работает в настоящее время,
  • Решение об использовании кассовых аппаратов для расчетов за купленные товары и услуги было принято в сентябре 1992г. одним из первых в России,
  • Положение о продаже имущества Санкт-Петербурга и городских контрактов на инвестиционных торгах (20.10.92). Победитель конкурса был обязан выполнить определенные работы, например, передать городу части построенных им жилых или/и нежилых помещений, 
  • Решения о соглашениях между Санкт-Петербургом и другими субъектами федерации и муниципалитетами: с Ленинградской областью (03.03.92), с Новосибирской областью и Новосибирском (07.12.92), с Архангельской областью и Архангельском (23.03.93), с Читинской областью и Читой (23.03.93), с Самарской областью и Самарой (29.06.93), с Приморским краем и Владивостоком (06.07.93), с Псковом и Псковской областью (25.08.93). В Совете в условиях разрыва всех связей между городами и регионами России начала осуществляться деятельность (впервые в стране) по их восстановлению и налаживанию сотрудничества,  
  • Утверждение перечня социально-значимых объектов (04.11.92). Объекты из этого перечня не подлежали приватизации,
  • Проведение конкурса на разработку концепции градостроительного развития города (13.03.92; 20.05.92) и подведение его итогов (23.10.92; 06.04.93). По результатам конкурса определены заказчики и выделены средства на проведение работ по разработке нового генерального плана, градостроительного устава, правил застройки и др., 
  • Об обеспечении деятельности футбольного клуба «Зенит» (12.02.93),
  • Создание культурного центра на Пушкинской, 10 (05.05.93). Центр популярен среди молодежи, и функционирует в настоящее время, 
  • Учреждение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» (18.05.93 г.). Первым Почетным гражданином города стал Дмитрий Сергеевич Лихачев,
  • О создании территориального фонда обязательного медицинского страхования Петербурга (01.06.93),
  • О комплексе «Апраксин двор» (09.11.93).

Президиум.

Президиум «Ленсовета–21» за время своей работы принял более 900 решений.
В 1990-1992 гг, до избрания малого Совета президиум занимался организацией работы Совета, а также принимал содержательные решения. В 1993 г. деятельность президиума свелась к организационным вопросам: подготовка сессий, определение повестки дня заседаний малого Совета, заслушивание отчетов и оценка работы постоянных комиссий и др.
Из великого множества содержательных решений президиума выделим на наш взгляд наиболее значительные:

  • Об учреждении газет. 28.06.90 г. решением Президиума учреждена ежедневная утренняя газета Ленсовета «Невское время», учредителем выступил горсовет. 11 ноября 1990 года принято решение об учреждении газеты «Вечерний Ленинград». В 1990-1991 гг. органы власти активно вмешивались в дела телевидения, газет, учреждали собственные СМИ. Впоследствии в 1993 г. Петербургский горсовет впервые в стране принимает решение об отказе от своего соучредительства газет «Вечерний Петербург» и «Невское время», предоставляя им независимость от органов власти. Сегодня обе газеты продолжают регулярно выходить, 
  • Первоочередные задачи Союза городов Северо-Запада России (07.09.90). В решении содержались предложения по работе одной из первых в России ассоциаций органов власти. В начале 1992 г. Санкт-Петербург вступил в самую сильную ассоциацию городских властей: Союз Российских городов (решение малого Совета 14.02.92),
  • О Целевой программе профилактики ВИЧ-инфекции (15.03.91). Это была одна из первых целевых программ города,
  • Об увековечивании памяти погибших в годы Великой Отечественной войны и при героической обороны Ленинграда и создании Ленинградской книги памяти (07.05.91),
  • О незаконности ГКЧП (19.08.91). Впервые в стране заявлено о незаконности ГКЧП на заседании президиума. Чрезвычайная сессия Совета, созванная президиумом, и собравшаяся в тот же день, признала незаконность ГКЧП,
  • Утверждение герба города (сентябрь 1991 г.). Этим решением восстанавливался старинный герб Санкт-Петербурга,
  • О развитии системы банков и расширении банковских услуг в Санкт-Петербурге (27.12.91), 
  • Топонимическая комиссия Ленсовета была создана еще в 1990 г. на 2-ой сессии. Президиум принял решение о ее составе, утвердил положение о порядке переименования городских объектов, принял программу поэтапного возвращения исторических наименований (решение президиума «О Петербургской топонимической программе» (27.12.91)), 
  • О строительстве городского аэропорта (09.03.92), 
  • Об участии Санкт-Петербурга в международном проекте ВОЗ «Здоровые города» (13.04.92),
  • и многие-многие другие.

***

В заключение приведем слова депутата (и Ленсовета, и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - Прим. ред.) Михаила Ивановича Пирогова:
«… за исторически краткий период Совет (Ленсовет, Санкт-Петербургский городской совет народных депутатов) проделал гигантское мощное качественное движение от органа, осуществляющего лишь юридическое освящение, оформление решений фактически властвовавшей верхушки местной организации КПСС, к коллегиальному, демократическому органу государственной власти, реально выполнявшему конституционные полномочия по правовому регулированию на подведомственной территории…».


Судьба России в XXI веке
Философия блога.


Блог создан после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Авторы публикаций в этом блоге правозащитник Юрий Вдовин, правозащитник Сергей Егоров, писатель Александр Сазанов, автор концепции сферной политики Лев Семашко, политик Павел Цыпленков, культуролог Сергей Басов, действительный государственный советник Леонид Романков в те тревожные дни призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.
Петербургские политики и сегодня внимательно следят за судьбой России, публикуют в этом сетевом журнале свои газетные вырезки, наблюдения, предложения, заметки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи.
Каким государством станет Россия в 21 веке: демократия, олигархия, деспотия, монархия, анархия или, может быть, гуманизм?

На страницах этого блога вы найдете интересные статьи:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today closely follow the fate of Russia, publish in this online journal his links to interesting posts on the Internet, articles, press clippings, Notes, observation, Offers.
What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, monarchy, despoteia, oligarchy, anarchy or, perhaps, clericalism?
Blog created after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this online journal you will find interesting articles:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий