Содоклад, прочитанный С.Н.Егоровым в клубе «Что делать?» 19.12.2013 г.
Только что мы прослушали очень интересный популярный политологический доклад «обо всем». Я не политолог и привык на прямо поставленные вопросы давать прямые ответы. В приглашении прямо написано: «Как прийти к демократии»? Я собираюсь отвечать именно на этот вопрос.
Начну с того, в чем мы с оппонентом сходимся. Для нас обоих демократия – нечто положительное. Я, во всяком случае, буду исходить из того, что демократия есть нечто хорошее и к ней нужно бы прийти как можно скорее. Но вот одно ли мы с оппонентом понимаем под демократией? Трудно сказать. Где-то мой оппонент говорит о достижении демократического общества (не государства), где-то о демократии как о правилах, блокирующих явные антиобщественные проявления, где-то еще как-то. Не определился. Судя по тому. что мы только что услышали, слово «демократия» означает для нас разное. Многократно повторенная в докладе фраза: «После перехода к демократии нам предстоит сделать такие-то демократические шаги и такие-то шаги из инструкции по сборке»,- я совершенно потерялся, в том смысле, что я теперь совсем не понимаю, что под демократией понимает мой оппонент.
Я так раскованно говорить не могу. Я привык рассуждать, а рассуждать нужно от какой-то «печки». При этом последующее должно по возможности следовать из предыдущего. При таком подходе всегда возникает проблема исходного тезиса, того начала, от которого в дальнейшем предстоит «плясать».
Сегодня мы говорим о демократии, о том, как ее добиться. Как можно рассуждать о том, как собирать демократию, как к ней прийти, если мы заранее не договоримся о том, что мы собираемся собирать, к чему собираемся прийти, что именно мы понимаем под демократией? Я так не умею, это мой недостаток, поскольку мой оппонент вполне без этого обошелся.
Я попробую вместе с вами порассуждать.
Давайте рассмотрим некую совокупность слов: олигархия, демократия, аристократия, монархия… и попробуем эти слова расположить закономерно. В таком ряду демократия обязательно займет крайнее положение. В таком ряду после демократии поставить ничего нельзя.
В закономерном ряду монархия – аристократия – демократия именно демократия представляет собой такую форму государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством.
Следовательно, демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством.
При монархии совсем мало, при аристократии чуть больше, при демократии максимальное число. Как видим, не все, а только максимальное число. Все граждане никогда не будут управлять государством, такая цель не достижима.
Сегодня мы говорим о представительной демократии, о той форме демократии, при которой граждане управляют государством не непосредственно, а через своих представителей.
Следовательно, представительная демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством через своих представителей.
Такое понимание демократии позволяет сформулировать для себя вполне конкретную, проверяемую, инструментальную цель: вырвать у нынешнего правящего класса такую форму государственного устройства, при которой максимальное число наших соотечественников будут управлять государством через своих представителей.
Для того, чтобы этой цели достичь, нам предстоит решить две главные задачи:
Первая задача не требует изменений в конституции, там про это просто ничего нет, а вторая требует. Поговорить о второй задаче сегодня у меня не хватит времени. Вместе с тем, в проекте конституции Гуманистического движения, которое я сегодня здесь представляю, обе эти задачи решены юридикотехнически, их решение облечено в строгие юридические формулировки самого общего конституционного уровня.
Анализируя в своей брошюре две избирательные системы, мой оппонент предлагает нам выбирать из двух зол. Обе системы и мажоритарная, и пропорциональная плохи. В этом я с оппонентом согласен. Какой же критерий он нам предлагает для выбора из этих двух зол? Очень простой – поверьте мне специалисту, что пропорциональная система для нас лучше. Я так не согласен! Я бы хотел, чтобы специалисты предложили мне критерий оценки, чтобы я сам по этому критерию выбрал избирательную систему из нескольких десятков существующих избирательных систем. Ан, нет. Специалисты нам никакого критерия не дают. С одним из специалистов я в интернете довольно долго дискутировал на эту тему, но так и не добился от него никакого критерия.
Если нет критерия, как можно определить, какая система лучше?
Вместе с тем, из нашего определения представительной демократии такой критерий извлекается легко, как простая гамма.
Если представительная демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством через своих представителей, то и наилучшая избирательная система это такая система, которая обеспечивает максимальному числу граждан своего представителя в представительном органе власти.
Такая система есть. Это мажоритарная многомандатная избирательная система с единственным непередаваемым голосом. Специалисты все время делают вид, что они об этой системе не знают.
Идеально, если эта система реализуется в едином избирательном округе по выборам данного представительного органа власти, но мы не много теряем, если таких округов будет больше одного при условии, что в каждом избирается не менее пяти депутатов.
В чем смысл этой системы? Формируется список кандидатов, из которых нужно выбрать, например, пять депутатов. У каждого избирателя один голос, он может проголосовать только за одного кандидата. Подсчитываются голоса, отданные за каждого кандидата, и кандидаты выстраиваются в последовательность по убыванию отданных за них голосов. Избранными считаются первые пять, набравшие относительное большинство.
Всякая избирательная кампания состоит из нескольких одинаково важных этапов: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование, подсчет голосов, определение депутатов. Если на любом одном этапе избирательной кампании некоей группе граждан дать преимущество, она получит всё.
Форма реализации трех последних этапов определяется самой избирательной системой. Об агитации поговорим в другой раз. А вот о выдвижении обязательно нужно сказать пару слов.
В приснопамятное КПССное время большевики решали все свои избирательные проблемы сразу на первом этапе избирательной кампании. Поскольку без разрешения парткома ни один кандидат не мог быть выдвинут, не имело значения, ни как агитируют за блок коммунистов и беспартийных, ни как голосуют, ни как считают. Все равно избранным будет тот, кто попал в бюллетень. Примерно такую же картину мы наблюдаем и сегодня: только карманные партии могут выдвигать кандидатов. Не члены партий, а нас подавляющее большинство - народ, возможности выдвижения лишены. С тем, что это плохо, согласен и мой оппонент, когда говорит о соблюдении конституционного права граждан быть избранными не только от партий.
В истории нашей страны только два раза были достаточно демократические выборы - 12 ноября 1917 и 4 марта 1990 года. Именно тогда выдвижение кандидатов было максимально облегчено. В 1917 году было достаточно ста подписей для выдвижения кандидата в Учредительное собрание. Это максимальное затруднение, на которое я готов согласиться.
Я утверждаю, что при условии соблюдения полной свободы выдвижения многомандатная мажоритарная избирательная система с единственным непередаваемым голосом является лучшей по принятому нами критерию.
А как же политические партии? Мой оппонент считает их, чуть ли не панацеей. Давайте зададимся вопросом: что сначала партии или демократия? Конечно, демократия! Будет демократия, будут и партии. А вот наличие партий демократию не гарантирует. Хотят партии быть – пусть будут, не хотят – пусть не будут. Хочет кандидат указать свою принадлежность к партии – пусть указывает, не хочет – пусть не указывает. Так что давайте не будем дожидаться, пока политические партии вырастут и созреют на нашем политическом асфальте, давайте начнем бороться за демократию завтра. Но! Партии сегодня интересны только потому, что они имеют монопольное преимущество при формировании представительных органов власти. Вы только представьте себе, что завтра у партий не будет этого монопольного преимущества. Да кому они тогда будут нужны. Никто о них тогда и не вспомнит.
В самом начале мы посмотрели на слово демократия под определенным углом зрения и получили интересные результаты. Давайте посмотрим на это слово еще под одним углом зрения. Давайте посмотрим на это слово с точки зрения тех целей, которые в действительности достигают те, кто строит демократии в разных странах. При таком взгляде «демократические» страны разбиваются на три группы.
Первая самая большая группа стран, называемых демократическими, в которых
осуществляется управление государством от имени народа.
Это такие страны, как КНДР, РФ и много еще других стран. Очевидно, что в нашей стране кто-то правит от нашего с вами имени. При такой системе некая группа лиц (в нашей стране это Путин, Зюганов, Миронов, Жириновский, Касьянов и др.) узурпируют себе право выдвижения кандидатов, а остальные граждане «совершенно свободно» голосуют за любую команду, думая, что они сознательно выбирают между альтернативными программами развития страны. Вместе с тем, члены этой ничтожной кучки людей, объединившихся в партии, решают только одну задачу, оттеснить других членов этой кучки от кормушки власти. Так что граждане своих представителей в представительном органе так и не получают.
В более развитых странах, в таких странах, которые не только они сами, но и другие склонны называть демократическими, к первой главной цели добавляется еще одна:
психотерапевтическое воздействие на население.
Правящие круги в таких странах ставят себе задачу не просто нагло править от имени народа, а сделать так, чтобы народ думал, будто бы он правит сам. Таких стран на планете несколько десятков. Реализации психотерапевтической цели в наибольшей степени как раз и соответствует именно пропорциональная избирательная система в любых ее вариантах.
И, наконец, третья, самая маленькая группа стран, в которых демократия существенно приблизилась к тому, чтобы
управление государством осуществлялось народом .
Страны, в которых народы приблизились к реализации третьей цели, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Давайте поставим себе именно эту цель. Это же так просто – научиться формировать представительный орган именно из наших представителей. Это самая главная наша задача. Решим эту задачу – все остальное приложится.
Тогда и только тогда можно будет приступать к решению второй главной задачи – обеспечению того, чтобы только представительный орган власти управлял нашим государством.
Итак, как нам прийти к демократии.
Во-первых, нам самим надо решить, чего мы хотим? Мы сами хотим управлять государством вместе со всем остальным народом или согласны, чтобы государством управляли от нашего имени, но не больно, так чтобы нам казалось, будто мы управляем сами. К сожалению, людей, которые так считают, которые хотят, чтобы именно народ управлял государством – то есть демократов, в нашей стране крайне мало. Среди действующих политиков их просто нет. Их точка зрения нигде не звучит.
Во-вторых, нам нужно решить, реализация каких принципов позволила бы нам добиться такого состояния нашей страны.
В-третьих, нам необходимо изложить принятые нами принципы в строго юридических формулировках. То есть нам самим – демократам внутри себя точно договориться, чего именно мы собираемся добиваться. Сегодня я вам раздал вариант такого юридического текста. Дело за малым – договориться.
И, наконец, последнее. После того, как мы демократы договоримся между собой, нам нужно написать избирательный закон, реализация которого позволила бы максимальному числу граждан получить своих представителей в каждом представительном органе власти и заставить власть принять этот закон. Как только такой закон будет принят, мы вступим на короткую дорогу к демократии. Пока такой закон не будет принят, надеяться на достижение демократии глупо.
Надеюсь, я ответил на поставленный организаторами вопрос максимально конкретно.
Статья1.
1. Активным и пассивным избирательным правом обладают только граждане Российской Федерации.
2. Избиратели - граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет, обладают активным избирательным правом - правом избирать, голосовать на референдуме.
3. Пассивным избирательным правом - правом быть избранными - обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 21 года, если более зрелый возраст не указан в соответствующем избирательном законе.
Статья 2.
1. Каждый избиратель на каждых выборах и референдумах, в которых он имеет право участвовать, имеет один голос.
2. Равные для всех граждан Российской Федерации права на выборах всех уровней и на всех этапах избирательных кампаний: выдвижение, агитация, голосование, подсчет голосов - гарантируются Федеральным законом.
Статья 3.
1. Голосование на выборах и референдумах является тайным: каждому избирателю гарантируется возможность тайного заполнения бюллетеня, контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 4.
1. Референдум организуется представительным органом власти на всей территории, на которую распространяется его юрисдикция.
2. Представительный орган власти может организовать референдум только по вопросу, относящемуся к предметам ведения соответствующего ему уровня власти: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления.
Статья 5.
1. Вся территория Российской Федерации разбивается на избирательные участки.
2. На территории каждого избирательного участка формируется участковая избирательная комиссия, которая постоянно ведет учет и регистрацию избирателей.
3. В качестве избирателей граждане Российской Федерации регистрируются по месту их проживания на территории одного избирательного участка.
4. Территории избирательных участков ежегодно формируются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации таким образом, чтобы на первое сентября на территории каждого избирательного участка было зарегистрировано не более 2000 и не менее 1000 проживающих там избирателей.
5. Федеральным законом могут устанавливаться условия, допускающие формирование избирательных участков меньшей численности.
6. Избиратели каждого избирательного участка могут голосовать на выборах только тех органов власти, под юрисдикцию которых попадает территория соответствующего избирательного участка.
7. Избиратели каждого избирательного участка могут голосовать на референдуме, организованном тем представительным органом власти, под чью юрисдикцию попадает территория, на которой расположен этот участок.
8. На выборах представительного органа власти, под юрисдикцию которого попадает территория избирательного участка, где зарегистрирован конкретный избиратель, не допускается ограничение его права проголосовать за одного любого кандидата, баллотирующегося в этот орган власти.
Статья 6.
1. Для организации и проведения выборов, голосования на референдуме на каждом избирательном участке представительными органами власти местного самоуправления самого нижнего уровня, на территории которых он находится, формируется участковая избирательная комиссия.
2. Каждая участковая избирательная комиссия состоит из семи членов. Группа депутатов (депутат), составляющая не менее одной седьмой состава представительного органа власти местного самоуправления, вправе направить по одному представителю в каждую участковую избирательную комиссию избирательного участка, расположенного на территории, подпадающей под юрисдикцию данного представительного органа. Каждый депутат вправе участвовать в направлении только одного члена в каждую комиссию.
3. Если к установленному законом сроку представительный орган власти местного самоуправления не сформирует какую-либо участковую избирательную комиссию в полном составе, недостающих членов в такую комиссию направляет исполнительный орган власти местного самоуправления.
4. Участковые избирательные комиссии формируются сроком на один год - с 30 сентября по 30 сентября следующего года.
Статья 7.
1. Для организации выборов каждого органа власти формируется соответствующая избирательная комиссия по выборам этого органа власти.
2. Организацией проведения референдума занимается избирательная комиссия по выборам того органа власти, на территории которого организуется референдум.
3. Каждая такая избирательная комиссия состоит из семи членов. Группа депутатов (депутат), составляющая не менее одной седьмой состава избираемого органа власти, вправе направить своего представителя в избирательную комиссию по выборам этого органа власти. Каждый депутат вправе участвовать в направлении только одного члена в такую комиссию.
4. Если к установленному законом сроку представительный орган власти не сформирует избирательную комиссию в полном составе, недостающих членов в такую комиссию направляет соответствующий исполнительный орган власти.
5. Все избирательные комиссии формируются сроком на один год - с 1 декабря по 1 декабря следующего года.
Статья 8.
1. Любой гражданин, группа граждан вправе выдвинуть в качестве кандидата для выборов в орган власти любого гражданина, обладающего соответствующим пассивным избирательным правом. Единственным условием для его регистрации в качестве кандидата является согласие данного гражданина баллотироваться в соответствующий орган власти.
2. Никакие иные ограничения пассивного избирательного права не допускаются.
Статья 9.
1. Любая группа депутатов, составляющая не менее четверти представительного органа власти, вправе в срок до первого октября потребовать от представительного органа власти назначить в ближайший общий день выборов проведение референдума по предлагаемому ими вопросу в предложенной ими формулировке.
2. Количество вопросов референдума не может быть ограничено. Каждый депутат вправе принять участие в выдвижении требований о назначении референдума только по двум вопросам в год.
3. Решение о назначении референдума по каждому конкретному вопросу принимается на заседании представительного органа власти, которое должно быть проведено не позднее месяца с момента получения соответствующего требования. Единственным основанием отклонения требования о проведении референдума может служить только несоответствие выносимого на референдум вопроса уровню компетенции представительного органа власти.
4. Любая другая группа депутатов, составляющая не менее четверти представительного органа власти, вправе не позднее первого февраля предложить альтернативную формулировку вопроса назначенного референдума. Депутат имеет право участвовать в выдвижении только одной формулировки референдума по каждому вопросу. В бюллетень для голосования по каждому вопросу референдума должны быть внесены все предложенные в соответствии с данной статьей формулировки.
Статья 10.
1. Любая публичная агитация - побуждение к голосованию за или против того или иного кандидата, группы кандидатов, той или иной формулировки вопроса референдума, в частности, выступления и публикации в средствах массовой информации, выступления на собраниях и митингах, распространение печатной информации - допускается исключительно при условии организации такой агитации избирательными комиссиями.
При организации агитации избирательные комиссии обеспечивают равенство прав кандидатов, сторонников разных формулировок вопроса референдума.
2. Избирательные комиссии обязаны предоставлять гражданам информацию о кандидатах по форме, установленной федеральным законом.
3. Каждая избирательная комиссия формирует избирательный фонд, предназначенный для финансирования всех агитационных действий на территории этой избирательной комиссии. Фонд формируется из государственных средств, размер которых определяется федеральным законом, средств кандидатов и из пожертвований граждан и организаций.
4. Финансирование каких-либо товаров, работ и услуг, имеющих целью агитацию за или против того или иного кандидата, группы кандидатов, той или иной формулировки вопроса референдума, сверх финансирования через избирательные комиссии преследуется по федеральному закону.
5. Нарушение равенства прав по агитации со стороны кандидата влечет отстранение его судом от участия в выборах, а в случае избрания - лишение его судом мандата депутата.
6. Нарушение равенства прав по агитации со стороны кандидата, иных граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций преследуется по федеральному закону.
Статья 11.
1. Голосование проводится в общий день выборов в специально отведенных помещениях, оборудованных в достаточном количестве кабинами для тайного голосования.
2. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается.
3. Бюллетени для голосования заполняются голосующим в кабине для тайного голосования и опускаются им в избирательные ящики, которые должны быть установлены таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для голосования.
Статья 12.
1. Подсчет голосов проводится на каждом избирательном участке участковой избирательной комиссией вручную и по каждому виду бюллетеней отдельно.
2. Результаты подсчета голосов по каждому виду бюллетеней фиксируются в протоколе, который подписывается всеми членами избирательной комиссии, хранится вместе с бюллетенями для голосования участковой избирательной комиссией в течение двух лет. Каждому члену избирательной комиссии вручается заверенная копия такого протокола.
3. Результаты подсчета голосов каждой участковой избирательной комиссией немедленно направляются в избирательную комиссию по выборам соответствующего органа власти и публикуются в средствах массовой информации для всеобщего сведения не позднее 7 дней со дня голосования.
4. Фальсификация результатов голосования преследуется по федеральному закону.
Статья 13.
1. Подготовка и проведение выборов, референдума проводится открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют избирателей обо всех проводимых ими мероприятиях.
2. Любой избиратель вправе присутствовать на любом мероприятии, проводимом соответствующей избирательной комиссией, учитывающей его голос, в том числе на их заседаниях, включая заседание по подсчету голосов. Избиратель, находящийся на мероприятии, проводимом избирательной комиссией, вправе фиксировать все происходящее, но не вправе вмешиваться в работу избирательной комиссии, мешать ее работе.
Судьба России в XXI веке
Каким государством станет Россия в 21 веке: олигархия, анархия, монархия, деспотия, демократия или, может быть, клерикализм?
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.
Петербургские политики и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои наблюдения, заметки, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи, газетные вырезки.
Судьба революционныж реформ в книге
The Fate of Russia in XXI Century
A group of deputies of Lensoviet 21 convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his articles, observation, links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes, press clippings.
Blog launched after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: despoteia, democracy, anarchy, monarchy, oligarchy or, perhaps, humanism?
The fate of the revolutionary reforms in the book
Инструкция по сборке или как прийти к демократии?
Только что мы прослушали очень интересный популярный политологический доклад «обо всем». Я не политолог и привык на прямо поставленные вопросы давать прямые ответы. В приглашении прямо написано: «Как прийти к демократии»? Я собираюсь отвечать именно на этот вопрос.
Начну с того, в чем мы с оппонентом сходимся. Для нас обоих демократия – нечто положительное. Я, во всяком случае, буду исходить из того, что демократия есть нечто хорошее и к ней нужно бы прийти как можно скорее. Но вот одно ли мы с оппонентом понимаем под демократией? Трудно сказать. Где-то мой оппонент говорит о достижении демократического общества (не государства), где-то о демократии как о правилах, блокирующих явные антиобщественные проявления, где-то еще как-то. Не определился. Судя по тому. что мы только что услышали, слово «демократия» означает для нас разное. Многократно повторенная в докладе фраза: «После перехода к демократии нам предстоит сделать такие-то демократические шаги и такие-то шаги из инструкции по сборке»,- я совершенно потерялся, в том смысле, что я теперь совсем не понимаю, что под демократией понимает мой оппонент.
Я так раскованно говорить не могу. Я привык рассуждать, а рассуждать нужно от какой-то «печки». При этом последующее должно по возможности следовать из предыдущего. При таком подходе всегда возникает проблема исходного тезиса, того начала, от которого в дальнейшем предстоит «плясать».
Сегодня мы говорим о демократии, о том, как ее добиться. Как можно рассуждать о том, как собирать демократию, как к ней прийти, если мы заранее не договоримся о том, что мы собираемся собирать, к чему собираемся прийти, что именно мы понимаем под демократией? Я так не умею, это мой недостаток, поскольку мой оппонент вполне без этого обошелся.
Я попробую вместе с вами порассуждать.
Давайте рассмотрим некую совокупность слов: олигархия, демократия, аристократия, монархия… и попробуем эти слова расположить закономерно. В таком ряду демократия обязательно займет крайнее положение. В таком ряду после демократии поставить ничего нельзя.
В закономерном ряду монархия – аристократия – демократия именно демократия представляет собой такую форму государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством.
Следовательно, демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством.
При монархии совсем мало, при аристократии чуть больше, при демократии максимальное число. Как видим, не все, а только максимальное число. Все граждане никогда не будут управлять государством, такая цель не достижима.
Присоединяйся к этому блогу. Жми картинку Join this blog. Click the picture Mitglied dieser Blog. Klicken Sie auf das Bild |
Сегодня мы говорим о представительной демократии, о той форме демократии, при которой граждане управляют государством не непосредственно, а через своих представителей.
Следовательно, представительная демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством через своих представителей.
Такое понимание демократии позволяет сформулировать для себя вполне конкретную, проверяемую, инструментальную цель: вырвать у нынешнего правящего класса такую форму государственного устройства, при которой максимальное число наших соотечественников будут управлять государством через своих представителей.
Для того, чтобы этой цели достичь, нам предстоит решить две главные задачи:
- Обеспечить максимальному числу граждан по представителю в каждом представительном органе власти;
- Обеспечить, что бы только представительный орган власти управлял нашим государством.
Первая задача не требует изменений в конституции, там про это просто ничего нет, а вторая требует. Поговорить о второй задаче сегодня у меня не хватит времени. Вместе с тем, в проекте конституции Гуманистического движения, которое я сегодня здесь представляю, обе эти задачи решены юридикотехнически, их решение облечено в строгие юридические формулировки самого общего конституционного уровня.
Анализируя в своей брошюре две избирательные системы, мой оппонент предлагает нам выбирать из двух зол. Обе системы и мажоритарная, и пропорциональная плохи. В этом я с оппонентом согласен. Какой же критерий он нам предлагает для выбора из этих двух зол? Очень простой – поверьте мне специалисту, что пропорциональная система для нас лучше. Я так не согласен! Я бы хотел, чтобы специалисты предложили мне критерий оценки, чтобы я сам по этому критерию выбрал избирательную систему из нескольких десятков существующих избирательных систем. Ан, нет. Специалисты нам никакого критерия не дают. С одним из специалистов я в интернете довольно долго дискутировал на эту тему, но так и не добился от него никакого критерия.
Если нет критерия, как можно определить, какая система лучше?
Вместе с тем, из нашего определения представительной демократии такой критерий извлекается легко, как простая гамма.
Если представительная демократия это такая форма государственного устройства, при которой максимальное число граждан управляют государством через своих представителей, то и наилучшая избирательная система это такая система, которая обеспечивает максимальному числу граждан своего представителя в представительном органе власти.
Такая система есть. Это мажоритарная многомандатная избирательная система с единственным непередаваемым голосом. Специалисты все время делают вид, что они об этой системе не знают.
Идеально, если эта система реализуется в едином избирательном округе по выборам данного представительного органа власти, но мы не много теряем, если таких округов будет больше одного при условии, что в каждом избирается не менее пяти депутатов.
В чем смысл этой системы? Формируется список кандидатов, из которых нужно выбрать, например, пять депутатов. У каждого избирателя один голос, он может проголосовать только за одного кандидата. Подсчитываются голоса, отданные за каждого кандидата, и кандидаты выстраиваются в последовательность по убыванию отданных за них голосов. Избранными считаются первые пять, набравшие относительное большинство.
Всякая избирательная кампания состоит из нескольких одинаково важных этапов: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование, подсчет голосов, определение депутатов. Если на любом одном этапе избирательной кампании некоей группе граждан дать преимущество, она получит всё.
Форма реализации трех последних этапов определяется самой избирательной системой. Об агитации поговорим в другой раз. А вот о выдвижении обязательно нужно сказать пару слов.
В приснопамятное КПССное время большевики решали все свои избирательные проблемы сразу на первом этапе избирательной кампании. Поскольку без разрешения парткома ни один кандидат не мог быть выдвинут, не имело значения, ни как агитируют за блок коммунистов и беспартийных, ни как голосуют, ни как считают. Все равно избранным будет тот, кто попал в бюллетень. Примерно такую же картину мы наблюдаем и сегодня: только карманные партии могут выдвигать кандидатов. Не члены партий, а нас подавляющее большинство - народ, возможности выдвижения лишены. С тем, что это плохо, согласен и мой оппонент, когда говорит о соблюдении конституционного права граждан быть избранными не только от партий.
В истории нашей страны только два раза были достаточно демократические выборы - 12 ноября 1917 и 4 марта 1990 года. Именно тогда выдвижение кандидатов было максимально облегчено. В 1917 году было достаточно ста подписей для выдвижения кандидата в Учредительное собрание. Это максимальное затруднение, на которое я готов согласиться.
Я утверждаю, что при условии соблюдения полной свободы выдвижения многомандатная мажоритарная избирательная система с единственным непередаваемым голосом является лучшей по принятому нами критерию.
А как же политические партии? Мой оппонент считает их, чуть ли не панацеей. Давайте зададимся вопросом: что сначала партии или демократия? Конечно, демократия! Будет демократия, будут и партии. А вот наличие партий демократию не гарантирует. Хотят партии быть – пусть будут, не хотят – пусть не будут. Хочет кандидат указать свою принадлежность к партии – пусть указывает, не хочет – пусть не указывает. Так что давайте не будем дожидаться, пока политические партии вырастут и созреют на нашем политическом асфальте, давайте начнем бороться за демократию завтра. Но! Партии сегодня интересны только потому, что они имеют монопольное преимущество при формировании представительных органов власти. Вы только представьте себе, что завтра у партий не будет этого монопольного преимущества. Да кому они тогда будут нужны. Никто о них тогда и не вспомнит.
В самом начале мы посмотрели на слово демократия под определенным углом зрения и получили интересные результаты. Давайте посмотрим на это слово еще под одним углом зрения. Давайте посмотрим на это слово с точки зрения тех целей, которые в действительности достигают те, кто строит демократии в разных странах. При таком взгляде «демократические» страны разбиваются на три группы.
Первая самая большая группа стран, называемых демократическими, в которых
осуществляется управление государством от имени народа.
Это такие страны, как КНДР, РФ и много еще других стран. Очевидно, что в нашей стране кто-то правит от нашего с вами имени. При такой системе некая группа лиц (в нашей стране это Путин, Зюганов, Миронов, Жириновский, Касьянов и др.) узурпируют себе право выдвижения кандидатов, а остальные граждане «совершенно свободно» голосуют за любую команду, думая, что они сознательно выбирают между альтернативными программами развития страны. Вместе с тем, члены этой ничтожной кучки людей, объединившихся в партии, решают только одну задачу, оттеснить других членов этой кучки от кормушки власти. Так что граждане своих представителей в представительном органе так и не получают.
В более развитых странах, в таких странах, которые не только они сами, но и другие склонны называть демократическими, к первой главной цели добавляется еще одна:
психотерапевтическое воздействие на население.
Правящие круги в таких странах ставят себе задачу не просто нагло править от имени народа, а сделать так, чтобы народ думал, будто бы он правит сам. Таких стран на планете несколько десятков. Реализации психотерапевтической цели в наибольшей степени как раз и соответствует именно пропорциональная избирательная система в любых ее вариантах.
И, наконец, третья, самая маленькая группа стран, в которых демократия существенно приблизилась к тому, чтобы
управление государством осуществлялось народом .
Страны, в которых народы приблизились к реализации третьей цели, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Давайте поставим себе именно эту цель. Это же так просто – научиться формировать представительный орган именно из наших представителей. Это самая главная наша задача. Решим эту задачу – все остальное приложится.
Тогда и только тогда можно будет приступать к решению второй главной задачи – обеспечению того, чтобы только представительный орган власти управлял нашим государством.
Итак, как нам прийти к демократии.
Во-первых, нам самим надо решить, чего мы хотим? Мы сами хотим управлять государством вместе со всем остальным народом или согласны, чтобы государством управляли от нашего имени, но не больно, так чтобы нам казалось, будто мы управляем сами. К сожалению, людей, которые так считают, которые хотят, чтобы именно народ управлял государством – то есть демократов, в нашей стране крайне мало. Среди действующих политиков их просто нет. Их точка зрения нигде не звучит.
Во-вторых, нам нужно решить, реализация каких принципов позволила бы нам добиться такого состояния нашей страны.
В-третьих, нам необходимо изложить принятые нами принципы в строго юридических формулировках. То есть нам самим – демократам внутри себя точно договориться, чего именно мы собираемся добиваться. Сегодня я вам раздал вариант такого юридического текста. Дело за малым – договориться.
И, наконец, последнее. После того, как мы демократы договоримся между собой, нам нужно написать избирательный закон, реализация которого позволила бы максимальному числу граждан получить своих представителей в каждом представительном органе власти и заставить власть принять этот закон. Как только такой закон будет принят, мы вступим на короткую дорогу к демократии. Пока такой закон не будет принят, надеяться на достижение демократии глупо.
Надеюсь, я ответил на поставленный организаторами вопрос максимально конкретно.
Приложение.
Народовластие (основные принципы)
Статья1.
1. Активным и пассивным избирательным правом обладают только граждане Российской Федерации.
2. Избиратели - граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет, обладают активным избирательным правом - правом избирать, голосовать на референдуме.
3. Пассивным избирательным правом - правом быть избранными - обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 21 года, если более зрелый возраст не указан в соответствующем избирательном законе.
Статья 2.
1. Каждый избиратель на каждых выборах и референдумах, в которых он имеет право участвовать, имеет один голос.
2. Равные для всех граждан Российской Федерации права на выборах всех уровней и на всех этапах избирательных кампаний: выдвижение, агитация, голосование, подсчет голосов - гарантируются Федеральным законом.
Статья 3.
1. Голосование на выборах и референдумах является тайным: каждому избирателю гарантируется возможность тайного заполнения бюллетеня, контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 4.
1. Референдум организуется представительным органом власти на всей территории, на которую распространяется его юрисдикция.
2. Представительный орган власти может организовать референдум только по вопросу, относящемуся к предметам ведения соответствующего ему уровня власти: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления.
Статья 5.
1. Вся территория Российской Федерации разбивается на избирательные участки.
2. На территории каждого избирательного участка формируется участковая избирательная комиссия, которая постоянно ведет учет и регистрацию избирателей.
3. В качестве избирателей граждане Российской Федерации регистрируются по месту их проживания на территории одного избирательного участка.
4. Территории избирательных участков ежегодно формируются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации таким образом, чтобы на первое сентября на территории каждого избирательного участка было зарегистрировано не более 2000 и не менее 1000 проживающих там избирателей.
5. Федеральным законом могут устанавливаться условия, допускающие формирование избирательных участков меньшей численности.
6. Избиратели каждого избирательного участка могут голосовать на выборах только тех органов власти, под юрисдикцию которых попадает территория соответствующего избирательного участка.
7. Избиратели каждого избирательного участка могут голосовать на референдуме, организованном тем представительным органом власти, под чью юрисдикцию попадает территория, на которой расположен этот участок.
8. На выборах представительного органа власти, под юрисдикцию которого попадает территория избирательного участка, где зарегистрирован конкретный избиратель, не допускается ограничение его права проголосовать за одного любого кандидата, баллотирующегося в этот орган власти.
Статья 6.
1. Для организации и проведения выборов, голосования на референдуме на каждом избирательном участке представительными органами власти местного самоуправления самого нижнего уровня, на территории которых он находится, формируется участковая избирательная комиссия.
2. Каждая участковая избирательная комиссия состоит из семи членов. Группа депутатов (депутат), составляющая не менее одной седьмой состава представительного органа власти местного самоуправления, вправе направить по одному представителю в каждую участковую избирательную комиссию избирательного участка, расположенного на территории, подпадающей под юрисдикцию данного представительного органа. Каждый депутат вправе участвовать в направлении только одного члена в каждую комиссию.
3. Если к установленному законом сроку представительный орган власти местного самоуправления не сформирует какую-либо участковую избирательную комиссию в полном составе, недостающих членов в такую комиссию направляет исполнительный орган власти местного самоуправления.
4. Участковые избирательные комиссии формируются сроком на один год - с 30 сентября по 30 сентября следующего года.
Статья 7.
1. Для организации выборов каждого органа власти формируется соответствующая избирательная комиссия по выборам этого органа власти.
2. Организацией проведения референдума занимается избирательная комиссия по выборам того органа власти, на территории которого организуется референдум.
3. Каждая такая избирательная комиссия состоит из семи членов. Группа депутатов (депутат), составляющая не менее одной седьмой состава избираемого органа власти, вправе направить своего представителя в избирательную комиссию по выборам этого органа власти. Каждый депутат вправе участвовать в направлении только одного члена в такую комиссию.
4. Если к установленному законом сроку представительный орган власти не сформирует избирательную комиссию в полном составе, недостающих членов в такую комиссию направляет соответствующий исполнительный орган власти.
5. Все избирательные комиссии формируются сроком на один год - с 1 декабря по 1 декабря следующего года.
Статья 8.
1. Любой гражданин, группа граждан вправе выдвинуть в качестве кандидата для выборов в орган власти любого гражданина, обладающего соответствующим пассивным избирательным правом. Единственным условием для его регистрации в качестве кандидата является согласие данного гражданина баллотироваться в соответствующий орган власти.
2. Никакие иные ограничения пассивного избирательного права не допускаются.
Статья 9.
1. Любая группа депутатов, составляющая не менее четверти представительного органа власти, вправе в срок до первого октября потребовать от представительного органа власти назначить в ближайший общий день выборов проведение референдума по предлагаемому ими вопросу в предложенной ими формулировке.
2. Количество вопросов референдума не может быть ограничено. Каждый депутат вправе принять участие в выдвижении требований о назначении референдума только по двум вопросам в год.
3. Решение о назначении референдума по каждому конкретному вопросу принимается на заседании представительного органа власти, которое должно быть проведено не позднее месяца с момента получения соответствующего требования. Единственным основанием отклонения требования о проведении референдума может служить только несоответствие выносимого на референдум вопроса уровню компетенции представительного органа власти.
4. Любая другая группа депутатов, составляющая не менее четверти представительного органа власти, вправе не позднее первого февраля предложить альтернативную формулировку вопроса назначенного референдума. Депутат имеет право участвовать в выдвижении только одной формулировки референдума по каждому вопросу. В бюллетень для голосования по каждому вопросу референдума должны быть внесены все предложенные в соответствии с данной статьей формулировки.
Статья 10.
1. Любая публичная агитация - побуждение к голосованию за или против того или иного кандидата, группы кандидатов, той или иной формулировки вопроса референдума, в частности, выступления и публикации в средствах массовой информации, выступления на собраниях и митингах, распространение печатной информации - допускается исключительно при условии организации такой агитации избирательными комиссиями.
При организации агитации избирательные комиссии обеспечивают равенство прав кандидатов, сторонников разных формулировок вопроса референдума.
2. Избирательные комиссии обязаны предоставлять гражданам информацию о кандидатах по форме, установленной федеральным законом.
3. Каждая избирательная комиссия формирует избирательный фонд, предназначенный для финансирования всех агитационных действий на территории этой избирательной комиссии. Фонд формируется из государственных средств, размер которых определяется федеральным законом, средств кандидатов и из пожертвований граждан и организаций.
4. Финансирование каких-либо товаров, работ и услуг, имеющих целью агитацию за или против того или иного кандидата, группы кандидатов, той или иной формулировки вопроса референдума, сверх финансирования через избирательные комиссии преследуется по федеральному закону.
5. Нарушение равенства прав по агитации со стороны кандидата влечет отстранение его судом от участия в выборах, а в случае избрания - лишение его судом мандата депутата.
6. Нарушение равенства прав по агитации со стороны кандидата, иных граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций преследуется по федеральному закону.
Статья 11.
1. Голосование проводится в общий день выборов в специально отведенных помещениях, оборудованных в достаточном количестве кабинами для тайного голосования.
2. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается.
3. Бюллетени для голосования заполняются голосующим в кабине для тайного голосования и опускаются им в избирательные ящики, которые должны быть установлены таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для голосования.
Статья 12.
1. Подсчет голосов проводится на каждом избирательном участке участковой избирательной комиссией вручную и по каждому виду бюллетеней отдельно.
2. Результаты подсчета голосов по каждому виду бюллетеней фиксируются в протоколе, который подписывается всеми членами избирательной комиссии, хранится вместе с бюллетенями для голосования участковой избирательной комиссией в течение двух лет. Каждому члену избирательной комиссии вручается заверенная копия такого протокола.
3. Результаты подсчета голосов каждой участковой избирательной комиссией немедленно направляются в избирательную комиссию по выборам соответствующего органа власти и публикуются в средствах массовой информации для всеобщего сведения не позднее 7 дней со дня голосования.
4. Фальсификация результатов голосования преследуется по федеральному закону.
Статья 13.
1. Подготовка и проведение выборов, референдума проводится открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют избирателей обо всех проводимых ими мероприятиях.
2. Любой избиратель вправе присутствовать на любом мероприятии, проводимом соответствующей избирательной комиссией, учитывающей его голос, в том числе на их заседаниях, включая заседание по подсчету голосов. Избиратель, находящийся на мероприятии, проводимом избирательной комиссией, вправе фиксировать все происходящее, но не вправе вмешиваться в работу избирательной комиссии, мешать ее работе.
Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.
Каким государством станет Россия в 21 веке: олигархия, анархия, монархия, деспотия, демократия или, может быть, клерикализм?Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.
Петербургские политики и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои наблюдения, заметки, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи, газетные вырезки.
На страницах этого сетевого журнала вы найдете интересные статьи:
- Сергей Басов. Конституция по-человечески.
- Александр Сазанов. Седые политики встречают политическую весну-2012.
- Лев Семашко. Гармония против революции.
- Юрий Вдовин. Одичание – очередной виток в истории России?.
- Павел Цыпленков. Бархатная осень 1989 года.
- Сергей Егоров. Конституция для Берега Слоновой Кости.
Судьба революционныж реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»
The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.
A group of deputies of Lensoviet 21 convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his articles, observation, links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes, press clippings.Blog launched after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: despoteia, democracy, anarchy, monarchy, oligarchy or, perhaps, humanism?
On the pages of this Blog you will find interesting articles:
- Yu.Vdovin. Savagery - the latest twist in the history of Russia?.
- S.Basov. The Constitution of a human.
- P.Tsyplenkov. Velvet autumn 1989.
- S.Egorov. Escape from Soviet mythology.
- L.Semashko. Si vis pacem, para bellum.
- A.Sazanov. Grizzly politics meet the political spring 2012.
Комментариев нет :
Отправить комментарий