пятница, 27 декабря 2013 г.

Политэкономия русского капитализма. 21 век.



Маргарита РОСЕНКО

Из тупика либерализма

Санкт-Петербургские ведомости, выпуск № 251 от 27.12.2013

В последние годы российские ученые и политики часто говорят о необходимости смены стратегического курса развития страны. Поводом для этого служат хаотически проводимые и внутренне не связанные между собой реформы, неизбежно сопровождающиеся чиновничьими огрехами и появлением все новых проблем и противоречий. За всем этим плохо просматривается столь необходимая обществу модернизация и протекают процессы, которые не поддаются однозначной оценке. По многим злободневным вопросам годами идут только разговоры, что характеризует низкий уровень руководящих кадров, их отрыв от реальной жизни (ЖКХ, пенсионные реформы и др.). Социальное расслоение общества не сокращается, не решаются кардинально проблемы с коррупцией и нелегальной миграцией.


По замкнутому кругу

Вступая в свой третий президентский срок, Владимир Путин отмечал, что многие показатели жизни российских граждан «надо скорректировать, сделать справедливыми». Прошло более полутора лет, но до сих пор в стране не удалось в полной мере навести порядок. В своем недавнем послании Федеральному собранию президент, возвращаясь к актуальным вопросам дальнейшего развития страны, опять говорил о серьезных проблемах в важнейших сферах общественной жизни – образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, межэтнических отношениях.


Почему же российскому руководству приходится на протяжении всего периода реформ идти по какому-то замкнутому кругу, возвращаться к одним и тем же вопросам? Это происходит потому, что политическое управление страной осуществляется без связи с научной идеологией. Если политика – это деятельность по управлению реальными процессами, происходящими в обществе, то идеология является системой идей и взглядов, на основе которой политика осуществляется. Идеология – это связующее звено между теорией и практикой, и она первична по отношению к практике. Реформирование России (практика) является столь непривлекательным потому, что оно опирается на давно изжившую себя, непригодную для общества идеологию – либерализм.


Единый учебник истории – первый шаг вперед

Не так давно власти решились, наконец, подготовить и обсудить единый учебник по истории России, что является определенным шагом вперед на пути выработки государственной идеологии. Достигнуты здесь и некоторые позитивные результаты по ряду принципиальных вопросов содержания курса отечественной истории. Обозначился отказ от огульного очернительства прошлого страны, особенно советского периода истории. Оценку исторических фактов в ряде случаев начали соотносить с конкретными условиями определенного периода времени.

Однако это лишь отдельные элементы необходимой государственной идеологии. И это только начало, за которым должны последовать практические действия по недопущению навязывания субъективных суждений о событиях, происходивших и происходящих в обществе. Но нынешние неолибералы, освободив себя не только от науки, но и от морали, отождествляют научный анализ, требующий знаний законов общественного развития, с собственным мнением «по поводу» чего-либо. Не потому ли в процессе обсуждения были высказывания против единого учебника истории, что является свидетельством идеологического недомыслия, способом уходить от решения проблемы формирования единства общества на основе государственной идеологии. Заниматься деидеологизацией государственных проблем – это вообще черта, имманентно присущая либералам.


Куда исчезла политэкономия?

Государственная идеология сегодня отсутствует во всех общественных дисциплинах. Но особенно остро это ощущается в экономических науках. В постсоветский период исчезла такая дисциплина, как политэкономия. И это не случайно. Она была просто выброшена из употребления, поскольку плохо совместима с массовой бизнес-деятельностью. Эта теория вполне применима и к высокотехнологичному производству с учетом возрастания в нем доли умственного труда, который тоже является трудом в полном смысле этого понятия, но только в превращенной форме. Без такой оценки труда в современном обществе невозможно решить задачу смены стратегического курса в развитии страны, которую уже давно требует работающая часть населения России.

Хотя всем хорошо известна прописная истина, что «политика есть концентрированное выражение экономики» (В. Ленин), неолибералы политику и экономику разорвали. В высших учебных заведениях экономику до сих пор изучают без всяких политических «довесков».

Проводимая сегодня экономическая политика без политических оценок идет вразрез не только с наукой, но и со здравым смыслом. На фоне повсеместных миллионных и миллиардных хищений и откатов бюджетных средств несметная рать чиновников промышляет повышениями платы за услуги ЖКХ, наценками в оптовой и розничной торговле, накручиванием цен за медицинскую технику.


Политика должна быть нравственной

В высокотехнологичном обществе по значимости для его развития среди всех форм общественного сознания на первое место выходят наука и мораль. Политика должна иметь научные основы и быть нравственной. Таковой должна быть и государственная идеология. Российские власти уже делают определенные шаги в этом направлении. Например, в отличие от западных неолибералов, которые любой ценой пытаются сохранить свои давно обанкротившиеся социально-экономические и идеологические устои посредством применения военной силы и подкупа чиновников в различных странах и регионах, российское руководство не только отмежевывается от них, но и противодействует этому по многим вопросам (Иран, Сирия и др.).

В тех же США частые торнадо и тайфуны приносят огромные разрушения, а люди зачастую остаются наедине со своими бедами. Для сравнения: в России также происходят природные, техногенные и другие катастрофы, но государство в таких случаях приходит на помощь людям, мобилизуя все имеющиеся ресурсы. Пострадавшим от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий срочно предоставляется временное жилье, выплачиваются денежные компенсации, организуется строительство новых домов. Все это явно выходит за рамки либерализма, находясь в традициях российской цивилизации.


К справедливости через эгоизм нуворишей

Проглядывающие через жестокость либеральных реформ ростки нравственной политики – это элементы будущего общества социальной справедливости. Именно они и должны стать в будущем ядром современной государственной идеологии. А сегодня главным препятствием формирования общества социальной справедливости является глубокое классовое расслоение. В России 35% богатств страны сосредоточены в руках немногочисленной группы миллиардеров, тогда как для 94% населения доход ежемесячно составляет 10 тысяч рублей и менее на одного человека. Такого расклада владения богатством нет ни в одной развитой стране мира. Он отражает сущность идеологии либерализма, в которую неолибералы, придя к власти, погрузили страну.

Их кредо – безразличие к судьбам людей, установки типа «мой дом – моя крепость» и «после меня хоть потоп». Оно отражает главное содержание буржуазной морали, которое еще в XVI веке сформировал ее идеолог Мишель Монтень: «Сосредоточим основное внимание на самих себе и на наших делах», то есть на бизнесе.

Общество социальной справедливости имеет всеобщую трудовую основу и соответствующий результатам трудовой деятельности принцип распределения материальных и духовных благ. Должно быть соответствие между тем, что ты даешь обществу, и тем, что ты от него получаешь. В таком обществе есть место и для миллиардеров, но при условии, что принадлежащее им богатство заработано их собственным трудом и талантом. Пример – Билл Гейтс, один из самых богатых людей США, создатель Интернета, передавший государству половину заработанного им состояния.

Талантливые ученые и организаторы новых производств нужны высокотехнологичному обществу. В России же нувориши возникают в результате присвоения результатов трудовой деятельности других людей. Их называют олигархами, поскольку деньги они используют для того, чтобы оказывать влияние на политику государства в своих личных интересах. В социальном плане они представляют собой немногочисленный слой людей, не приносящих пользу обществу.

Контуры будущего видны

Основной же движущей силой постиндустриального общества является новый средний класс, включающий в себя интеллектуальный потенциал и профессионализм в основополагающих сферах общественного производства. Его труд должен оплачиваться по справедливости выше, чем труд в массе своей бездарных и жадных до наживы чиновников. Для исправления сложившейся ситуации, когда чиновники получают в несколько раз больше, чем профессионалы, необходимо возвращение в реальную жизнь политической экономии, с позиции которой специалисты могли бы рассчитывать стоимость произведенного продукта работников различных сфер общественной жизни.

Для смены политического курса в России пока не существует научно разработанной парадигмы общества социальной справедливости. Вместе с тем контуры будущего общества уже реально просматриваются. В проведенном на Западе социологическом опросе по поводу оценки лидеров стран президент РФ Владимир Путин занял первое место, обойдя американского коллегу Барака Обаму. Это высокая и справедливая оценка его заслуг на международной арене. Она свидетельствует, что Россия смогла уже сказать новое слово в решении многих мировых проблем. Это достижение теперь нужно дополнить новым стратегическим внутриполитическим курсом, и мы будем наконец развиваться в соответствии с государственной идеологией, не допускающей неолиберальных сюжетов.

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.


Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Депутаты Петросовета в то время сделали соответствующие заявления.
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, публикуют в этом сетевом журнале свои наблюдения, газетные вырезки, статьи, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки.
Какое государство сложится в России в 21 веке: анархия, монархия, олигархия, демократия, деспотия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого дневника вы найдете интересные статьи:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

What kind of state will become Russia in the 21st century: monarchy, anarchy, democracy, despoteia, oligarchy or, perhaps, clericalism?

Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his Offers, observation, Notes, press clippings, articles, links to interesting posts on the Internet.

On the pages of this Blog - publication of the Politics, Finance, Economy, War, Culture, History:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий