Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге |
Явление блудного варяга
В этом году исполняется 1150 лет с момента основания русского государства. И хотя день основания, естественно, неизвестен, вспомнить про эту дату, наверное, стоит в День России.
Впрочем, юбилей получается какой-то хиленький. Мало кто про него вспоминает. Но это неудивительно.
Дата основания государства российского – скорее, элемент нашей национальной мифологии, нежели истории. Во-первых, государство не в один момент возникает. Во-вторых, применительно к 862 году мы основываемся на весьма условной информации летописного источника. В-третьих, государство в современном смысле слова – это вообще институт Нового времени, а приход Рюрика на Русь можно интерпретировать как появление вооруженного отряда, «крышующего» новгородцев и получающего за защиту города от наездов прочих варягов определенное вознаграждение. От прихода Рюрика до возникновения настоящего государства путь столь же долгий, как от основания ларька, «крышуемого» бандитами, до формирования крупной транснациональной компании с миллиардными оборотами.
«Основание государства» крайне редко занимает солидное место в национальной мифологии. Зададимся вопросом, когда, например, была основана Италия? Формально – когда объединилась, то есть в 1861 году. Совсем молодое получается государство. На 999 лет уступает России. А вся ее великая культура оказывается, таким образом, «догосударственной». В общем, с формальной точки зрения выходит полная чушь. А с неформальной - надо восходить к Ромулу и Рэму. Хотя если о культурной преемственности Древнего Рима и Италии Нового времени можно говорить без натяжки, то о какой-либо преемственности в государственном строительстве лучше не заикаться. Совсем выйдет хлипкая мифология, пригодная разве что для электората Бенито Муссолини.
О датах собственного основания рассуждают в основном народы государств догоняющей модернизации – те, которые в лесах мох морошкой закусывали, однако в один прекрасный момент оказались вдруг упомянуты в летописях. При вхождении в международное сообщество на дату упоминания можно сослаться для того, чтобы не выглядеть совсем уж несолидно. Примерно так же никому не известный ученый всюду стремится упоминать, что он – доктор таких-сяких наук. Тогда как известный исследователь может про ученую степень вообще не упоминать, да, честно говоря, может ее даже и не иметь.
Россия, слава Богу, имеет сегодня богатую историю (что бы ни писал в свое время об этом Чаадаев) и не особо нуждается в упоминании о том, что вот, мол, в 862 году явился на брега Волхова некий реальный пацан с двумя брателлами и нас таким образом основал. Более того, чем солиднее государство, тем реже имеет смысл упоминать о подобных казусах. Уважающий себя миллионер не будет отрекаться от того, что родился на помойке, но вряд ли станет этим умышленно козырять в аристократических кругах, куда наконец получил доступ.
Вообще-то, в мировой практике ключевыми датами национальной мифологии становятся не даты «основания государства», а моменты, с этой мифологией непосредственным образом связанные. Например, для Англии поворотным пунктом является принятие Великой хартии вольностей в 1215 году. Британия в Новое время стала для всего мира символом демократии, и, естественно, англичанам важно было подчеркнуть, что вольности у них проистекают из самых глубин средневековья. Хотя, положа руку на сердце, следовало бы сказать, что до Славной революции (1688 год) с реальными вольностями на британских островах дела обстояли не намного лучше, чем на континенте.
Мало кто знает, что почти одновременно с английской Великой хартией аналогичный документ появился в Венгрии – «Золотая булла» (1222 год). Однако у венгров впоследствии дела с вольностями как-то не заладились, а потому и не сложилось мифологии, похожей на английскую. «Венгрия – родина демократии» – это примерно как «Россия – родина слонов». Можно лишь посмеяться. Но если англичанин начнет трясти Великой хартией, то аудитория в ответ станет уважительно трясти головами: да-да, мол, седая древность. И тут же вспомнят про то, что еще у короля Артура рыцари рассаживались весьма демократичненько – по принципу круглого стола. На самом деле их Артур с нашим Рюриком – два сапога пара, но все последующее развитие позволило англичанам аккуратно вписать своего легендарного короля в стройно выстроенную национальную мифологию, тогда как наш варяг нужен повозке российской истории, как пятое колесо. Понадобиться он может разве что при вхождении нашей страны в Евросоюз (как пример древнего новгородского евросоюзника), но до сих блаженных времен нынешнее поколение мифотворцев вряд ли доживет.
В нашей национальной мифологии оказались реально востребованы две даты – крещение Руси (988 год) и первая победа Александра Невского (1240 год). Начала государственного величия, столь угодного народу, принято искать именно там, а вовсе не в явлении блудного варяга.
Крестились мы гораздо круче, нежели любой другой европейский народ. На Западе обращение к истинной вере шло примерно так же, как ныне вступление в Евросоюз, – нудно и методично. Деваться европейцам было некуда: рано или поздно Святой римский престол всех должен был достать. Иное дело у нас. Владимир Святой выбирал из четырех возможных вариантов (ислам, иудаизм, христианство от Рима, христианство от Константинополя) и сделал единственно правильный выбор. Проложив тем самым России особый путь, ведущий к формированию мессианских идей. К концепции «Москва – третий Рим», к панславизму и спасению «братушек» от турецкого ига, а по сути дела, даже к коммунистическому мессианству, согласно которому именно наша страна должна была избавить весь мир от капиталистической эксплуатации.
Для России православие является таким же своеобразным «легитимизатором» особости, как для Англии демократия. Все наиболее яркие черты отечественной истории восходят к моменту крещения Руси. Если мы были особенными в Х веке, рассуждает простой человек, то, значит, остались и впоследствии не такими, как все, – самыми яркими, самыми духовными, самыми соборными. И хотя в реальной истории наш народ-богоносец кровушки пролил не меньше, чем любой другой, Россия «приватизировала» права на «изобретение» духовности примерно так же, как Англия «приватизировала» права на «изобретение» демократии. А потому у нас Владимир нынче Святой, а Рюрик – так… погулять вышел.
Помимо православия нашей особенностью является то, что Россия осталась последней не до конца распавшейся европейской империей. Следовательно, военные подвиги имеют для легитимизации нынешнего государства не меньшее значение, чем подвиги духовные. И, соответственно, святой благоверный князь Александр Невский обладает не меньшим значением, чем святой равноапостольный князь Владимир.
В реальной истории вопрос о военных победах имеет под собой обычно экономическое обоснование. Чтоб победить, надо мобилизовать все ресурсы. Но в мифологическом пространстве такой подход не срабатывает. В сознании народа побеждает врага обычно национальная доблесть, а вовсе не организация тыла и транспорта. Поэтому хочется верить, что между успехами Александра Невского и успехами Георгия Жукова имеется самая непосредственная связь. И хотя на самом деле здесь связи не больше, чем между Великой хартией вольностей и защитой прав британских геев, мы еще долго будем считать важнейшим событием нашей истории то, что в 1240 году Александр Ярославич разбил на реке Ижоре «несметные полчища» вторгнувшихся к нам шведов.
Судьба России в XXI веке
Философия блога.
Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои статьи, заметки, предложения, наблюдения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, газетные вырезки.Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на массовые демонстрации протеста. Авторы публикаций в этом блоге интеллигент Леонид Романков, общественник Юрий Вдовин, журналист Александр Сазанов, юрист Сергей Егоров, философ Лев Семашко, политик Павел Цыпленков, культуролог Сергей Басов в декабре 2011 года критиковали фальсификацию выборов.
Каким государством станет Россия в 21 веке: демократия, анархия, олигархия, монархия, деспотия или, может быть, клерикализм?
На страницах этого сетевого журнала - публикации о войне, истории, политике, экономике, финансах, культуре:
- Лев Семашко. Религиозная гармония.
- Юрий Вдовин. Праздник на чужой улице.
- Сергей Басов. Гуманизм.
- Сергей Егоров. Судебная реформа: три главных направления.
- Павел Цыпленков. Антисоветский переворот.
Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»
The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.
Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today closely follow the fate of Russia, publish in this blog his press clippings, observation, Notes, links to interesting posts on the Internet, articles, Offers.Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, monarchy, despoteia, anarchy, oligarchy or, perhaps, clericalism?
On the pages of this Blog you will find interesting articles:
- P.Tsyplenkov. «Yes-yes-no-yes» 20 years later.
- S.Basov. The Constitution of a human.
- A.Sazanov. Grizzly politics meet the political spring 2012.
- L.Semashko. Vladimir Putin - a historical reformer of the 21st century.
- Yu.Vdovin. Challenges and priorities of the XXI century.
- S.Egorov. Roll: one down, and some up.
Комментариев нет :
Отправить комментарий