суббота, 25 июля 2015 г.

Религия - экспонат музея этнографии

Санкт-Петербургский правозащитник, депутат Ленсовета в революционные 1990-1993 годы Юрий Иннокентьевич Вдовин сочинил очерк об отмирании  религии в 21 веке. Возможно, власти России несколько иначе понимают значение религии для правящей элиты и для обнищавшего народа, который остается блаженен духом. Чем беднее, тем сильнее дух - так ведь и сказано в Писании. Но автор этого короткого эссе о другом: доколе в наше время науки и путешествий аж к самому Плутону будут людям навязывать мифологию позапрошлого тысячелетия? И мифология в школах ещё полбеды. Мифотворцы прибирают к рукам и домишки, и памятники архитектуры. После статьи Ю.И.Вдовина мы приводим мнение Санкт-Петербургских властей.

Юрий Вдовин

Нужен ли РПЦ Исаакиевский собор?


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (одно из самых высоких сооружений,
если не считать телевышку и заводские трубы).
РПЦ выступила с предложением передать ей в собственность Исаакиевский собор. Похоже, однако, что большинство жителей города не приветствует эту идею. Об этом свидетельствуют различные опросы – на радио, в интернете. Конечно, можно говорить о сомнительной репрезентативности таких опросов, но тенденция все-таки очевидна. И дело вовсе не в Исаакиевском соборе. Дело несколько в ином.
Вопросы веры, религиозных представлений у граждан в XXI веке все-таки в значительной степени изменились по сравнению с прошлыми временами. Разнообразные религиозные представления имеют многотысячелетнюю историю. Это в библейских сказках человечеству 5 тысяч лет после сотворения человека богом, который создал свет и тень, землю посадил то ли на трех слонов, то ли на черепах… Ученые находят подтверждения существования людей на земле значительно в большие сроки. И всегда во все времена люди сталкивались с непознанным, с непонятным. Непознанное и непонятное порождало страхи и надежды избежать неприятностей и бед. И возникали всякого рода представления о каких-то силах, способных помочь слабому человеку в обмен на какие-то определенные действия, задабривающие это что-то сверхъестественное. Тут-то и появлялись фанатики, глубоко поверившие в такое, и шарлатаны, получавшие определенные преимущества от «служения» этому сверхъестественному. Надо было служить всяким духам, богам, какой-то злой силе, нечисти. Появились колдуны, шаманы, знахари, жрецы, вожди племен, фараоны, цари, императоры, короли, римские папы, исламские вожди, государственные лидеры, правящие элиты и т.д. И все они прекрасно понимали и понимают, что с помощью мистических представлений и религиозных мифов можно легко держать народы в страхе и подчинении, и извлекать из этого выгоду для этой самой правящей элиты. (Но при одном непременном условии, что это будут темные, непросвещенные и несвободные народы, которые лишены возможности общаться с другими народами на нашей планете. – Прим. ред)

В наше сложное и тревожное время в России у власти, которая не может привлечь граждан к осознанному сотрудничеству с ней, возникла иллюзия, что можно осуществить это с помощью религии. Но это в наше время вряд ли возможно. И дело вовсе не в последствиях 70-летнего коммунистического разрушения религиозных традиций и сложившегося религиозного мира. Хотя отрицать влияние этого фактора и нельзя совсем. Дело в том, что, по большому счету, в наше время фантастических научных прорывов в то самое непознанное места в сознании людей для разного рода красивых религиозных сказок не остается. И миф о том, что только верующие люди нравственны – тоже долго не проживет. Он ложен. О чем мы говорим – чекисты, больше всего сделавшие для разрушения вообще религий, физически уничтожившие культовые сооружения и репрессировавшие массу служителей различных конфессий и верований – вдруг стали смиренным православными прихожанами! Они несут в мир нравственность и мораль?
Нет ни у православной ветви христианства, и ни у какой другой ее ветви, или любой иной религиозной конфессии авторского права на мораль и нравственность. Человечество и без религиозных представлений вполне в состоянии обеспечить себя нравственностью и моралью на основе знаний и здравого смысла.
Конечно, в продолжение тысячелетий религиозные представления создавали и колоссальный культурный контекст. По сути, вся культура человечества с самых древних времен покоится на мистических заблуждениях. Но если бы только это! К сожалению, с мистическими представлениями связаны и самые страшные и кровавые страницы в истории человечества. Большинство войн шло, да и сейчас продолжается, под тем или иным видом на почве различных религиозных представлений. Различия в религиозных представлениях вели и ведут к жесточайшей конкуренции в борьбе за влияние на людские массы и за их средства, которые тем или иным способом отбирались и отбираются на нужды религиозных фанатиков и шарлатанов.
Были почти во все времена здравомыслящие люди, которые не поддавались этим нелепым мистическим представлениям, но судьба их была печальна. Вспомним учение Коперника, Джордано Бруно, которого религия сожгла на костре за понимание этого учения. Да, огромному числу людей религия принесла зло. Можно отрицать теорию эволюции и морочить людям головы историями о Христе и Магомеде, можно из-за приверженности к этим разным мифам убивать тысячи и миллионы людей. Но чтоб цепляться за эти и подобные мифы в наше время – время громадных прорывов в науке, которые не оставляют камня на камне от любых религиозных и мистических представлений, являющихся следствием дремучего невежества и страха, необходимого в людях для обеспечения легкой ими управляемости кучкой проходимцев и фанатиков.
Смены религиозных представлений, происходившие в разные времена, как правило, влекли за собой кровавые войны и разрушения. Христианская цивилизация, создавшая потрясающее культурное пространство за примерно 1800 лет, как-то стыдливо умалчивает о том, что она при этом в значительной степени разрушила и уничтожила античную культуру Древней Эллады и Древнего Рима, а ислам безжалостно уничтожил пространствах своего распространения памятники христианской и других культур. Да эти процессы и сейчас продолжаются. Это и Кипр, и Сербия, и варварства в Пальмире и других местах…
Так что тут особыми моральными достижениями религии не очень-то могут гордиться.
Что до наших дел с претензиями РПЦ на некое идеологическое лидерство в России и с претензиями на здания и сооружения – так надо понимать, что властям нужна РПЦ для построения граждан в нужные колонны и организации их движения в нужном направлении.
Россия уже четверть века никак не может найти национальную идею. Или государственную. Вот и пытается власть – то имперской идеей завлечь народ, то какая-то идея русского мира, то вот объединение на основе православия… Но не проходит это. Храмы реально пустуют, воцерковленных, т.е., в моем понимании, граждан, строго и осознанно соблюдающих церковные предписания и порядки, регулярно посещающих церковные службы – не более 10%, и они не в состоянии своими средствами поддерживать полноценное существование церковных учреждений. А число этих учреждений усилиями властей зачем-то постоянно увеличивается. В светском по Конституции государстве православие превращают в основную государственную религию. Под всякими соусами внедряют религиозные мифы в школу, опираясь все на тот же лживый умирающий миф о монополии религии на мораль и нравственность.
Между тем, национальная идея в России давно лежит невостребованная на поверхности. Это – реализация прав и законных интересов граждан. И вот эта идея и должна лежать в основе государственной политики и быть стержнем государственных интересов страны. Но властям эта идея не нравится. Нам рассказывают о какой-то странной государственной политике, и о каких-то странных государственных интересах. Более того, нам просто с важным видом говорят – вот это де, и то – в государственных интересах. Кто сформулировал эти интересы, кто их где-то читал, кем они обсуждались, кем утверждены, с кем согласованы?
Государственные интересы и государственная политика могут быть только функцией от национальной идеи – реализации прав и законных интересов граждан страны. Все остальное, как говорят религиозные люди – от лукавого…
Давайте посмотрим, достаточно ли сегодня у РПЦ средств для поддержания жизни в имеющихся в ее распоряжении храмах, монастырях, семинариях, духовных академиях, религиозных изданиях и прочих религиозных институциях? И справится ли она с содержанием еще и громадного исторического культурного и архитектурного памятника, содержание которого и поддержание его в приличном состоянии стоит огромных денег и требует громадного штата высококлассных специалистов?
Мне кажется – нет. Сейчас Исаакиевский собор выполняет прекрасную функцию – знакомит людей с образцами православной культуры, доставшейся нам от прошлых веков. Нравится кому-то, или нет – религии постепенно переходят в разряд историко-культурных ценностей, в разряд прекрасных музейных экспонатов, которые позволят человечеству знать свою историю и искать правильные дороги в будущее. Количество верующих сокращается в цивилизованном и образованном мире – ничего с этим сделать невозможно. Человечество взрослеет и умнеет, и место сказок занимает познаваемое.
Никто и ничто не запрещает в нашей стране тем, кто верит этим сказкам – продолжать верить. Им, вероятно, это помогает жить и преодолевать трудности и невзгоды. Но не нужно в нашем веке навязывать в светском по Конституции государстве людям религию, как в СССР навязывали веру в коммунизм. Человек должен иметь свободу осознанного выбора, и имеет право делать осознанный выбор своих предпочтений, в том числе в вопросах веры.

Смольный о просьбе передать РПЦ
Исаакиевский собор

В администрацию Санкт-Петербурга поступила заявка епархии на передачу Исаакиевского собора в собственность РПЦ, сообщил председатель городского комитета по культуре Константин Сухенко «Интерфаксу» в четверг.

«Вчера мы получили это обращение с визой губернатора — рассмотреть и подготовить проект ответа. Пока работаем и думаем. Будем анализировать, в какой степени епархии нужно взваливать на себя объект, содержание которого требует, прямо скажем, огромных расходов», — сказал Сухенко.

По его словам, ранее в Смольном не планировали передавать в ведение церкви Исаакиевский собор и Спас на Крови.

«Насколько мне известно, была договоренность, что Исаакиевский собор и Спас на Крови не передаются, но, видимо, изменились либо руководители епархии, либо отношения. Видимо, те договоренности, которые действовали до недавнего времени, будут пересматриваться», — подчеркнул Сухенко.

Он отметил, что передача собора РПЦ фактически ограничит доступ туристов к объекту культурного наследия.

«Раньше их не хотели передавать, потому что приходскими храмами эти соборы не были, это не в полном смысле слова церкви: они были в собственности двора и имели особый статус», — подчеркнул Сухенко.
«Фактически, это музейные жемчужины Петербурга. Нужно помнить, что в православный собор не все граждане ходят, это все равно определенное ограничение доступа к культурным и музейным ценностям. Мусульманин или атеист может не войти в этот собор. Доступ будет ограничен по факту, кто бы что ни говорил», — подчеркнул он.

Ранее сообщалось, что Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям с просьбой передать ей в ведение Исаакиевский собор.
«Было направлено обращение о возвращении в безвозмездное пользование Русской православной церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе епархии в четверг.

Между тем, источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Интерфаксу», что епархия готовит обращение о передаче в собственность РПЦ и церкви храма Спас на Крови, входящего в состав музея-памятника «Исаакиевский собор».
В пресс-службе Петербургской епархии «Интерфаксу» отказались прокомментировать вопрос о Спасе на Крови.
Как сообщалось, ранее было принято решение о передаче епархии Смольного собора из состава музея-памятника «Исаакиевский собор».

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана, строительство курировал император Николай I. Освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Собор имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции.

Высота собора — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 тыс. кв.м.

Спас на Крови (храм Воскресения Христова) установлен на месте убийства императора Александра II. В нем представлены крупнейшее в России собрание мозаики (более 7000 кв. м), итальянские цветные мраморы, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики.

Судьба России в XXI веке
Философия блога.


Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Авторы статей в этом блоге общественник Юрий Вдовин, действительный государственный советник Леонид Романков, журналист Александр Сазанов, философ Лев Семашко, правозащитник Сергей Егоров, искуствовед Сергей Басов, публицист Павел Цыпленков в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Каким государством станет Россия в 21 веке: монархия, деспотия, олигархия, демократия, анархия или, может быть, клерикализм?
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, публикуют в этом сетевом журнале свои наблюдения, предложения, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, газетные вырезки, заметки.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о экономике, культуре, истории, войне, политике, финансах:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.


What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, despoteia, democracy, anarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog coined after the election in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.
A group of deputies of Lensoviet 21 convocation (powers from 1990 to 1993) today closely follow the fate of Russia, publish in this blog his articles, observation, press clippings, links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


5 комментариев :

  1. Православие и Вера - есть единственные идеалы русского народа, это и есть русская идея. А все беды в России - только от отхода от этой идеи. Никакие "борьбы" за права человека, никакие правовые битвы, никакие законы не стоят ни гроша, пока Россия и её народ не вернётся в истокам своих предков (до 1917 г.), считавших Веру, Православие и его каноны - главными мерилами жизни. Атеизм - это тоже религия, только в отличие от Православия (я православный, поэтому говорю о своей вере) - религия, автор которой исчадие ада - сатана, т.е. атеизм - есть чистейшей воды сатанизм. А отсюда и выводы... Жаль, что Юрий Иннокентьевич, мой старый друг, уважаемый и любимый мной (со всеми его взглядами) человек, дожив до седых волос, так и понял главного в жизни. Ему - моё двустишие из цикла "Сазанчики"
    "Над верой в Бога он язвил всю жизнь ехидно…
    Но умер. И зовёт теперь с небес:
    «Мне б панихиду…»
    Александр Сазанов

    ОтветитьУдалить
  2. Юоий Вдовин26 июля 2015 г. в 12:20

    Дорогой Саша! Верь, если это тебе помогает, я же тебе предложу стишок, который мне очень близок:
    Стихотворение якобы Антонио Мачадо в переводе якобы Ильи Эренбурга, но не в изданных стихах Мачадо этого стихотворения нет, и в переводах Эренбурга тоже нет.

    ЕРЕТИК

    Он мыслил, чтоб мыслью все измерить,
    Священных истин он забыл столпы,
    Он думал – там, где можно только верить,
    Он видел там, где нужно стать слепым.

    Он говорил. Он смел сказать, что плаха,
    Внушает только ненависть и страх,
    И оскорбил он доброго монаха,
    Который книги жег на площадях.

    Он был упорен. Не просил прощенья,
    Бросая вызов смерти и судьбе,
    Хоть каждый день к нему ходил священник,
    И каждый день он бился на дыбе.

    Еретику Евангелие читали,
    Но без Евангелие он твердо знал,
    Что люди помнят тех, кого сжигали,
    Склоняясь перед теми, кто сжигал.

    Когда слеза пробьет от едкой гари,
    И легкие мой выхаркает рот,
    И, наконец, в дыму испарин
    Костлявая пеллагра приползет,

    Хочу чтоб воли у меня хватило
    За сухарем не протянуть руки,
    Чтоб предпочел я мерзлую могилу
    Всем здравым смыслам мира вопреки.

    И пусть не знают, что я жил когда-то,
    И пусть не знают, кто схоронен тут,
    Могилой неизвестного солдата
    Мою могилу люди назовут:

    «Он мыслил, чтобы мыслью все измерить,
    Священных истин он забыл столпы,
    Он думал там, где можно только верить,
    Он видел там, где нужно стать слепым».

    Если кто не знает – я не знал – пеллагра, болезнь связанная с голодом и неполноценным питанием

    ОтветитьУдалить
  3. Саша! Твой выбор - верь в сказку. а вот тебе стихотворение, которое мне близко и нравится.
    Стихотворение якобы Антонио Мачадо в переводе якобы Ильи Эренбурга, но не в изданных стихах Мачадо этого стихотворения нет, и в переводах Эренбурга тоже нет.

    ЕРЕТИК

    Он мыслил, чтоб мыслью все измерить,
    Священных истин он забыл столпы,
    Он думал – там, где можно только верить,
    Он видел там, где нужно стать слепым.

    Он говорил. Он смел сказать, что плаха,
    Внушает только ненависть и страх,
    И оскорбил он доброго монаха,
    Который книги жег на площадях.

    Он был упорен. Не просил прощенья,
    Бросая вызов смерти и судьбе,
    Хоть каждый день к нему ходил священник,
    И каждый день он бился на дыбе.

    Еретику Евангелие читали,
    Но без Евангелие он твердо знал,
    Что люди помнят тех, кого сжигали,
    Склоняясь перед теми, кто сжигал.

    Когда слеза пробьет от едкой гари,
    И легкие мой выхаркает рот,
    И, наконец, в дыму испарин
    Костлявая пеллагра приползет,

    Хочу чтоб воли у меня хватило
    За сухарем не протянуть руки,
    Чтоб предпочел я мерзлую могилу
    Всем здравым смыслам мира вопреки.

    И пусть не знают, что я жил когда-то,
    И пусть не знают, кто схоронен тут,
    Могилой неизвестного солдата
    Мою могилу люди назовут:

    «Он мыслил, чтобы мыслью все измерить,
    Священных истин он забыл столпы,
    Он думал там, где можно только верить,
    Он видел там, где нужно стать слепым».

    Если кто не знает – я не знал – пеллагра, болезнь связанная с голодом и неполноценным питанием
    Ю.Вдовин

    ОтветитьУдалить
  4. Terima kasih banyak atas informasi dan berita yang telah disajikan ini. semoga banyak manfaatnya. Salam sehat semoga sukses selalu. aamiin :)

    ОтветитьУдалить