четверг, 19 февраля 2015 г.

Шесть мгновений украинской революции


Журнал "New Times" опубликовал хронику и воспоминания о последних днях пребывания В.Януковича в должности президента Украины. Кровопролитный киевский этап украинской демократической революции подходил к своему логическому завершению.  Экс-президент Виктор Янукович был объявлен в международный розыск 26 февраля 2014 года

18 Февраля 2014 года, вторник


Авторы: Валерий Калныш, Кирилл Михайлов, Сергей Миненко, Борис Юнанов




«Кровавый вторник» — так назовут этот день: к вечеру счет погибшим в Киеве перевалил за седьмой десяток. Но Янукович и его окружение были уверены в скорой победе — с самого утра власть начала готовиться к ночному штурму Майдана: из «распечатанных» резервных складов МВД выдали оружие титушкам, некоторые брали по нескольку стволов в одни руки. Силовики хотели создать вокруг Майдана кольцо, вытеснить людей с площади с тем, чтобы потом вооруженные титушки расправились с отступающими.

В 19.53 спецназ «Беркута» начал штурм. Еще через час мировые агентства сообщили, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу не могут дозвониться до Виктора Януковича. Однако это удается вице-президенту США Джозефу Байдену — их разговор состоялся уже в 12 часу ночи: Байден призывает Януковича вывести из центра города правительственные силы и действовать с максимальной сдержанностью. Еще через два часа — ночной телефонный разговор Януковича с Владимиром Путиным: украинский президент сообщает российскому коллеге о намерении вступить в переговорный процесс с лидерами оппозиции.

Александр Турчинов:

Когда началась бойня, я вышел из парламента — было понятно, что там делать нечего — нужно было проанализировать ситуацию, оценить расстановку сил. Мне позвонил Арсений Яценюк — попросил вернуться в парламент. Опять все собрались в кабинете (спикера) Рыбака. /…/ Уже прошла информация о первых жертвах, все понимали, что этим, увы, не ограничится, и меня начали убеждать встретиться с Януковичем. /…/ Говорили, я должен договориться об окончании противостояния; так, чтобы силовики прекратили стрелять, а мы отошли бы обратно на Майдан. По предварительной информации, уже около 20 человек погибло, огромное количество тяжелораненых. Я дал согласие на встречу. Новинский (один из руководителей фракции Партии регионов. — NT) связался с администрацией (президента) и сказал, что нас ждут. /…/
Я зашел к Януковичу. Он, в буквальном смысле этого слова, бегал по кабинету — круги наматывал. Он был в истерике, кричал: «Я вас всех уничтожу! Всех — закопаю! Вы не убежите заграницу, не надейтесь, я уже дал команду перекрыть кордоны! Вам всем конец, вас всех кончат!» Каждое слово — через мат…
Ну, я слушал это минут пять, потом говорю: «Виктор Федорович, будем считать, что я испугался. Может, теперь поговорим?»
Я сказал это совершенно спокойным голосом, и на него это подействовало, он весь как-то обмяк, опустился в кресло.
«Давайте, — говорю, — находить какой-то формат, чтобы все-таки без новых кровавых жертв обойтись, уже и так слишком много крови пролито». Он что-то пробурчал себе под нос, потом отвечает: «Хорошо, как мы это будем делать?»
«Предлагаю следующее: ваши прекращают стрельбу, а мы отходим обратно на Майдан. После этого — вечером — собираем переговорную группу, которая уже наработает формат полноценного диалога. Прежде всего — возвращения к конституции 2004-го. Сейчас это — первостепенный вопрос и это позволит начать выходить из кризиса».
Он быстро согласился. Его бросало из одной крайности в другую, что характерно для человека с полностью истощенной нервной системой, выведенного из состояния равновесия.
Итак, мы поговорили, условились: они прекращают стрелять, мы возвращаемся на Майдан, а дальше уже работают переговорщики.

Андрей Парубий, комендант Майдана — в интервью NT: 

Янукович, как установило следствие, свои вещи из Межигорья начал вывозить еще 18-го. Думаю, психологический слом у него произошел именно в этот день, после событий в Мариинке (Мариинский парк), когда там шли настоящие бои майдановцев с титушками и спецназом.

19 Февраля 2014 года, среда




С полуночи МВД Украины закрывает все въезды в Киев, вскоре начинается пожар в Доме профсоюзов, где фактически разместилась штаб-квартира Майдана

В 4.15 утра становится известно: первый раунд переговоров Януковича с оппозицией закончился безрезультатно. Янукович, по словам Арсения Яценюка, в ту пору лидера партии «Батькивщина», предлагает оппозиционерам мирно сдаться и покинуть территорию Майдана. В 14.10 Кремль впервые дает свою оценку событиям в Киеве — «попытка государственного переворота». В 19.10 Янукович подписывает указ об отставке начальника Генштаба Владимира Заманы, который, по неофициальной информации, выступал против использования армии для подавления антиправительственных манифестаций. В 20.12 посол США в Киеве Джеффри Пайетт заявляет об аннулировании американских виз для нескольких украинских чиновников, которые «несут ответственность за насилие на Майдане». В 23.05 заканчивается второй раунд переговоров между Януковичем и лидерами оппозиции — стороны договариваются-таки о перемирии.

Андрей Парубий:

Ко мне несколько раз нежданно-негаданно подходили люди, которые предлагали встретиться с Януковичем и гарантировали безопасность во время переговоров. Они мне говорили, что, мол, президент хочет разговаривать с людьми, которые непосредственно руководят Майданом, а не с политиками. Причем, повторяю, посредниками этими были весьма и весьма неожиданные люди, в том числе из украинской диаспоры. Но я во время Майдана решил для себя принципиально — в переговорах с президентом не участвую.
Тем не менее каждый раз после переговоров мы их проговаривали в своем кругу, и каждый раз была дискуссия. С точки зрения лидеров партий (Яценюк, Кличко, Тягнибок) самой большой проблемой было абсолютно неадекватное отношение Януковича к Майдану. Он был убежден, что по одному взмаху его руки Майдан можно разогнать. Но переговорщики от оппозиции понимали и другое: Янукович на самом деле просто получает указания от Путина, он действует не самостоятельно, а так, как ему скажет Путин.

20 Февраля 2014 года, четверг


Олеся Жуковская (слева) после ранения в шею
написала в твиттере «я вмираю».
После операции она осталась жива,
Киев, 20 февраля 2014 года
Кульминация противостояния на Майдане. Виктор Янукович начинает терять верных соратников: в 11.00 о выходе из Партии регионов объявляет глава киевской горадминистрации Владимир Макеенко. От власти в Киеве отворачиваются целые подразделения силовиков в регионах. Минздрав Украины публикует официальные данные: за последние три дня в Киеве погибло 64 человека. В 15.20 Верховная Рада неожиданно принимает постановление о запрете на использование силовиками оружия и спецсредств, о возвращении всех силовых подразделений к местам постоянной дислокации и прекращении антитеррористической операции, объявленной ранее руководством СБУ. Причем, по данным бывших членов фракции Партии регионов, за этот документ их уговаривал проголосовать лично глава президентской администрации Андрей Клюев, из-за чего между ним и Януковичем возник конфликт — президент расценил такое поведение главы АП как предательство.
В 18.40 Янукович звонит Путину и просит направить в Киев российского представителя в качестве посредника на его переговорах с оппозицией: в тот же вечер из Москвы прибывает экс-омбудсмен РФ Владимир Лукин. В Киеве между тем уже находится и тройка европейских посредников — главы МИД ФРГ, Польши и Франции прибыли с намерением убедить Януковича согласиться на досрочные выборы, создание коалиционного правительства и возвращение к конституции 2004 года.

21.32 — из киевского международного аэропорта «Жуляны» отправлен 80-й по счету VIP-рейс. Судя по фамилиям зарегистрированных пассажиров, Киев спешно покидают важные чиновники и олигархи. 35 % рейсов — в Европу, однако аэропорты Вены и Штутгарта не приняли джет-рейсы с Украины. Киев между тем взбудоражен «делом снайперов»: неизвестные стрелки, согласно многим свидетельствам, «работали» в этот день и по активистам Майдана, и по «Беркуту».

Андрей Парубий:

20-го числа со мной на контакт вышли представители западных посольств. Когда бои стали стихать, около 16 часов, я назначил дипломатам встречу. Они говорили, что встречались с Януковичем и получили предостережение от него, что в Киев из западных регионов едет большое количество оружия. Мой вывод: вот эта информация про оружие и стала конечным психологическим фактором, который сломал Януковича, а заодно и многих бойцов «Беркута». Мы просто передавили их психологически. В действительности же ни о каких поставках оружия со складов на Майдан речи не шло. Но я не стал их (Януковича и «Беркут») разочаровывать и убеждать в обратном. Ну и во-вторых, Янукович сломался потому, что, видимо, уже понял: за погибших людей ему придется отвечать перед народом.
Проводы погибших бойцов «Небесной сотни»,
Киев, 20 февраля 2014 года

21 Февраля 2014 года, пятница

Последний акт переговоров депутатов с президентом В.Януковичем
Последние часы Виктора Януковича в здании администрации президента на Банковой улице. Подписание соглашения с оппозицией (слева направо: Виталий Кличко, Олег Тягнибок, Виктор Янукович, Арсений Яценюк), Киев, 21 февраля 2014 года
В администрации президента на Банковой с полуночи и до 8 утра продолжаются переговоры Януковича с оппозицией при участии министров европейской тройки. В 14.00 Янукович делает заявление: он обязуется инициировать досрочные президентские выборы, вернуться к конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламента и призывает начать процедуру формирования правительства национального доверия. Около 16.00 становится известно о достигнутом соглашении — «Об урегулировании политического кризиса в Украине». В 20.50 Майдан отвергает компромисс с Банковой. Силы «Самообороны Майдана» занимают правительственный квартал.

Михаил Добкин (находился в тот момент в Харькове):

21-го раздается звонок. Звонил сам Янукович. Говорит: я приезжаю. Сказал, в делегации еще люди будут.
С Януковичем прилетели председатель Верховной Рады Владимир Рыбак и глава администрации президента Андрей Клюев, «женщина какая-то светленькая» (предположительно гражданская жена Януковича Любовь Полежай. — NT), я ее первый раз видел и кто это — спрашивать не стал. Был еще младший сын Виктор. Ну, и охрана.
Вещи были, но не больше, чем обычно. Вообще они прибыли, как я сказал, двумя вертолетами. Он — первым, багаж перевозили во втором. Особо я за разгрузкой не наблюдал, но такого, чтоб меня что-то насторожило, то нет.
Он не понимал, что произошло на самом деле. Он вел себя так, как будто у него в руках прежняя власть и все его слушаются. /…/ Он все время повторял: «Ситуацию необходимо урегулировать мирным путем, никого нельзя убивать, ни в коем случае нельзя стрелять. Мы найдем способ разрешения… у меня есть гарантии президентов США, России…» /…/ Тут же твердил: «Мы самоорганизуемся здесь, в Харькове, и дадим им отпор».
В ночь с пятницы на субботу (на 22 февраля) он был уверен, что Майдану просто еще не дали команду разойтись. И вот до этого момента ему из столицы лучше уехать. Так он появился в Харькове. Он не был готов к отъезду./…/
Когда мы только приехали в резиденцию, начали разговор, он еще был такой напыщенный, ну как обычно — монументальная скала такая, неприступная. Но уже потом, после всех этих ночных звонков, после нашего разговора, это был маленький съежившийся человек.

Владимир Лукин: «Янукович был в довольно несобранных чувствах»

А как Путин относился к переговорам между властью и оппозицией в Киеве?

Было ощущение, что президент хотел бы, чтобы было достигнуто какое-то соглашение, но при определенных условиях. Путин, в частности, говорил о возможности федерализации Украины, чтобы были гарантии соблюдения интересов и западных, и восточных регионов. А также интересов России — чтобы Украина была внеблоковой страной.

Упоминался ли в этом разговоре Крым?

Крым ни разу не упоминался в разговоре, и никаких проблем, связанных с Крымом, мы не обсуждали.

Какое впечатление производил Путин, когда обсуждал украинскую проблему?

Я знаком с президентом довольно давно, он вполне владел собой. Хотя, когда я вошел, с Меркель по телефону он говорил достаточно эмоционально… Было, конечно, понятно, что ситуацию на Украине он считает опасной, что проблемы Украины затрагивают его непосредственно, но наш разговор при этом был вполне рациональный. Путин продемонстрировал, что хорошо знаком с деталями ситуации. Он хотел укрепить дух Януковича как законного президента, который должен осуществлять в полном объеме свои полномочия. Путина беспокоило то, что Янукович не пользуется всей полнотой своей законной власти.
Сразу по прилету в Киев я отправился в резиденцию Януковича на Банковой улице. Меня проводили в комнату для переговоров, которые уже велись, — там уже были президент Украины со своими помощниками, лидеры оппозиции Арсений Яценюк от партии «Батькивщина», лидер партии УДАР Виталий Кличко и лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок, министры иностранных дел Польши — Радослав Сикорский и Германии — Франк-Вальтер Штайнмайер и руководитель департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье (к тому моменту глава МИД Франции Лоран Фабиюс уже покинул Киев. — NT). Мне сразу стало ясно: Янукович согласился с текстом документа (имеется в виду соглашение, выработанное в ночь с 20 на 21 февраля между Януковичем и лидерами оппозиции. — NT) еще до того, как я приехал. Я предложил уточнить некоторые важные пункты соглашения, после этого начался довольно обстоятельный обмен мнениями.

Почему Янукович бежал?

Все очень просто: после того, как переговоры закончились, отряды оппозиции решили идти на здание президентской администрации на Банковой. Обстановка там в этот момент была как в бункере имперской канцелярии в Берлине в апреле 1945-го. «Беркут», который охранял здание, по чьим-то приказам начал собирать вещи и уходить. Я задержался, чтобы пообщаться с западными коллегами. Тут ко мне подошел наш посол в Киеве Михаил Зурабов, взял по-дружески за локоть и начал говорить, что надо ехать, а то отряды оппозиции уже близко. Действительно, было такое ощущение, что кто-то приходит на место «Беркута».

Я обо всем информировал Москву, после чего было решено, что мне больше нечего делать в Киеве.

22 Февраля 2014 года, суббота



Майдан победа: лидеры оппозиции,
включая выпущенныю из тюрьмы Юлию Тимошенко
и будущего президента Петра Порошенко (крайний справо)
празднуют победу на площади Независимости,
Киев, 22 февраля 2014 года
Проснувшись, киевляне услышали, что президента в столице больше нет, и никто не знает ответа на вопрос — где он. Верховная Рада тем временем выражает недоверие генпрокурору Пшонке и спикеру Рыбаку. И только во второй половине дня, уже после захвата майдановцами президентской резиденции «Межигорье», из Харькова доносится президентское заявление о «госперевороте».

Андрей Парубий:

Бегство Януковича не было согласовано с Путиным. Думаю, план Путина заключался как раз в том, чтобы Янукович остался и весь Майдан был затоплен кровью. Тем самым Путин достиг бы сразу трех целей. Во-первых, ликвидировал бы Майдан. Во-вторых, окончательно изолировал бы Януковича от западного мира. В-третьих, сделал бы Украину колонией России. На последнем этапе, даже будучи полной марионеткой, Янукович еще сохранял какие-то горизонтальные контакты с правительствами других государств. Но добейся Путин разгона Майдана, Януковичу просто не к кому было бы идти, кроме как к Путину, и это, по его мнению, могло бы на долгое время завести Украину в ступор и зависимость.
А вот чего Путин не рассчитал, так это того, что после приказа Януковича на разгон победят не спецназовцы, силовики, а народ, Майдан.

Эпилог

22-го февраля после обеда Виктор Янукович из Харькова вертолетами переместился в Донецк. Произошло это около двух часов дня. В одном из ангаров донецкого аэропорта Виктора Федоровича ожидал его «Фалькон». На этом самолете он планировал выбраться в Россию. Не получилось: отсутствовали документы, необходимые для того, чтобы борт поднялся в небо /…/ Службы аэропорта в предоставлении «воздушного коридора» отказали. /…/

«Пока шли торги-переговоры, эти два микроавтобуса (с вооруженными людьми. — NT) подъехали вплотную к самолету, оттуда — белее полотна — вытащили Януковича и, погрузив в автомобиль, увезли. Если бы ему дали тогда спокойно вылететь, он бы вернулся триумфатором», — уверен (Петр) Порошенко (тогда — внефракционный депутат Верховной Рады, с 25-го мая — пятый президент Украины).
Большинство из тех, кто знает Януковича много лет, убеждены: именно в этот момент он «сломался», «поплыл». /…/
Случилось то, чего Янукович ожидал меньше всего: он получил отпор в родном Донецке. Сигнал был однозначный: он уже не контролирует ситуацию даже здесь. Он больше не царь, не бог. Это-то его и сломало. /…/

23 Февраля 2014 года, воскресенье

В ночь на 23 Янукович с небольшим кортежем выехал в Крым. Утром новым властям в Киеве становится известно: Янукович — на полуострове, из Киева вылетает самолет с главой МВД Аваковым и главой СБУ Наливайченко. Но добраться до экс-президента им не удается.

Андрей Парубий:

Пока Аваков и Наливайченко летели, в Крыму уж все прекрасно знали об этом рейсе. Вообще, у людей весьма ошибочное представление: вот, дескать, сменилась власть, поставили новых министров, и система сразу заработала так, как они того хотят. Нет! Та система еще считала Януковича своим президентом. Особенно Донецк, Луганск и Крым. Та система считала хунтой нас. Рассуждать, почему представители этой системы в Крыму не схватили Януковича… Да они скорее схватили бы Авакова и Наливайченко!

Сокровища резиденции Януковича в Межигорье
взяли под охрану активисты Майдана,
24 февраля 2014 года
Тем не менее я считаю, что (для поимки Януковича), вопреки обстоятельствам, было сделано все возможное, и только случай помог Януковичу убежать. 

Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.

Петербургские политики и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, публикуют в настоящем блоге свои заметки, наблюдения, предложения, газетные вырезки, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете.
Каким государством станет Россия в 21 веке: олигархия, монархия, анархия, демократия, деспотия или, может быть, гуманизм?

Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Авторы статей в этом блоге правозащитник Сергей Егоров, действительный государственный советник Леонид Романков, публицист Павел Цыпленков, культуролог Сергей Басов, автор концепции сферной политики Лев Семашко, писатель Александр Сазанов, правозащитник Юрий Вдовин в декабре 2011 года критиковали фальсификацию выборов.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о истории, финансах, экономике, политике, войне, культуре:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.


What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, despoteia, monarchy, oligarchy, democracy or, perhaps, humanism?
Blog launched after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
Petersburg politics convocation today closely follow the fate of Russia, publish in this blog his observation, press clippings, links to interesting posts on the Internet, articles, Offers, Notes.

On the pages of this online journal - publication of the Finance, Culture, History, Economy, Politics, War:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий