четверг, 14 марта 2013 г.

Санкт-Петербург вернулся по Божьей воле


Санкт-Петербургским издательством «Алетейя» выпущена новая книга «Возвращая Россию. Восстановление исторических названий, памятников и других утраченных культурных ценностей».
В конце марта 2013 года это издание в твердом переплете поступает в продажу.
Знакомлю тех, кто всерьез интересуется недавним прошлым своей страны России, с аннотацией, оглавлением и двумя статьями из этой книги, посвященными обстоятельствам возвращения городу Ленинграду имени Санкт-Петербург в 1991 году.


Другие подробности - сайт фонда "Возвращение"

Аннотация.

Сборник включает в себя материалы, посвящённые утраченным в советский период, в первую очередь, нематериальным культурным ценностям: историческим традициям, названиям, праздникам. Показана связь этих памятников истории и культуры с материальными объектами, а также с мировоззрением, царящим в обществе, с возможностью формирования национальной идеи на основе восстановления преемства России современной с Россией до 1917 года.
В сборнике приведены как публицистические материалы, так и статьи, выдержанные в форме научных исторических и юридических заключений по частным вопросам. Заявленные в сборнике цели возвращения культурных ценностей объединили авторов с различными политическими и религиозными предпочтениями. Приводится ряд документов, не известных до сих пор широкой публике.
Книга будет полезна для тех, кто намерен предпринять практические шаги в сфере возвращения утерянных традиций (названий, памятников и пр.) в своих родных местах, для тех, кто хочет разобраться в вопросе, почему Россия в начале XXI века вновь стоит на историческом перепутье.
Среди авторов известные историки, топонимисты, краеведы и другие специалисты, являющиеся постоянными авторами на сайте Фонда, в том числе министр культуры России В.Р.Мединский, профессор М.В.Горбаневский, протодиакон Андрей Кураев, профессор В.М.Лавров и другие.
Книга отдельно рекомендуется для распространения в местных администрациях во всех регионах России. Ведь в их ведении находятся названия улиц, порой отражающие не 1000-летнюю, а лишь советскую историю России.

Брянская область, г. Севск, церковь Михаила Архангела
На передней обложке: СССР, Брянская область, г. Севск, церковь Михаила Архангела, 1983 год (коллаж на основе фото Виктора Афанасьевича Петрова)


Брянская область, г. Севск,
церковь Михаила Архангела, наше время 

На задней обложке: Российская Федерация, Брянская область, г. Севск, церковь Михаила Архангела, наше время



Церковь и возвращение Санкт-Петербурга в 1991 году

Андрей КУРАЕВ,
протодиакон, профессор,
кандидат философских наук, кандидат богословия

Церковь помогла городу на Неве вернуть свое имя...

12 июня 1991 года в Ленинграде проходил референдум, посвященный переименованию города. Прогнозы социологов были весьма кислыми: колыбель революции не желала расставаться с именем Ленина. «Наиболее авторитетные социологи в период, предшествующий опросу, представляли данные о некотором численном преимуществе противников переименования».

Я попросил патриарха Алексия выступить с обращением к его недавней пастве (до избрания на кафедру Московских патриархов он был митрополитом Ленинградским) и призвать её вернуть имя святого Петра. Патриарх, подумав, решил, что от своего имени делать это ему будет неуместно, но благословил меня сделать такое обращение, официально подписавшись не просто диаконом, но сотрудником Патриархии.
Я написал соответствующий текст, послал по факсу Собчаку, и по его распоряжению оно было немедленно опубликовано в четырех ленинградских газетах.

«Есть слова, имена, мысли, дорогие нашему сердцу. И если их нельзя безопасно говорить, и нельзя поэтому поминать их всуе, они не исчезают. Напротив, они становятся еще сокровеннее, еще дороже. Таким именем для всех нас стало и имя нашего города на Неве. Ленинградом назывался футляр, идеологический каркас, в который было велено уместиться граду святого Петра. И в самые нелегкие годы, когда нам хотелось с любовью и теплотой говорить о нашем городе, мы вспоминали то имя, что было ему дано в его крещальной купели.
И в самом деле, что составляет неповторимый лик нашей северной столицы — то, что в нем связано с именем Петра или с именем Ленина?

Впрочем, как естественно сопрягаются святыни города — Исаакиевский собор и Спас-на-крови, Эрмитаж и Невский, Петропавловка и Адмиралтейство — со словом «Санкт-Петербург», столь же ощутима натужность имени Санкт в тех районах города, которые были построены в «ленинградский» период. В самом деле, что от Санкт-Петербурга, его духа, гармонии и истории есть в новостройках Озерков?
Поэтому-то мы и стоим действительно перед выбором: где сокровище наше, где сердце наше, к чему обращена любовь наша? Именно это и обнаружит опрос жителей города об его имени. И мы надеемся, что возвращение городу названия Санкт-Петербург повлечет за собой и преображение жизни в его новых районах.
Город же должен помнить своего основателя императора Петра и носить имя своего молитвенника — апостола Петра. По замыслу своего основателя, именование столицы России Петербургом должно было свидетельствовать еще и о том, что Россия вошла в сообщество европейских государств, а ее столица — в содружество столиц северных морей.
Мы, верующие Руси, земно кланяемся подвигу блокадников и понимаем, что в их памяти блокада была именно "ленинградской". Такой она, наверное, навсегда останется в памяти всего нашего народа, так же, как и битва на Волге всегда будет "Сталинградской". Сам же Сталинград носил это имя не в память о битве, а в честь Сталина, так же как Ленинград несет в себе память не о ленинградской блокаде.
Мы надеемся, что в городе, который вновь будет называться Санкт-Петербургом, не забудут о блокадниках-ленинградцах, о их былом подвиге и об их нынешних нуждах.
И мы надеемся, что жители града Петрова выскажутся за возвращение городу его исторического и священного имени — Санкт-Петербург».


10 июня было уже очевидно, что отречение (от имени Петра. — А. К.) практически неминуемо. И хотя накануне с призывами выступили и академик Дмитрий Лихачев, и председатель Ленсовета Анатолий Собчак, социологи подвели черту: даже до половины «петербуржцы» не дотягивали. Первый секретарь обкома КПСС Борис Гидаспов мог взять моральный реванш: ничего у вас не выйдет.

И вдруг — в четырех городских газетах совершенно фантастическая даже по нынешним временам публикация. «Позиция Московской Патриархии»: «Ленинградом назывался футляр, идеологический каркас, в который было велено уместиться граду святого Петра».

Это подействовало даже на ленинградских коммунистов. «Ленинградская правда» дала краткое сообщение об этом. Скупые петитные строки, посвященные позиции Московской Патриархии, стали сигналом к спешной ретираде. 54,86% — за Санкт-Петербург, 42,68% — за Ленинград.
Таково же мнение авторитетного ленинградского социолога: «Напомним, что именно на последнюю неделю, предшествовавшую 12 июня, пришлись выступления в поддержку возвращения городу исторического названия наиболее авторитетных деятелей Церкви, культуры и городской власти. Поэтому и неудивительно, что большинство колебавшихся сделали выбор в пользу Санкт-Петербурга».

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация
Владимир Мединский. Булыжник и Храм (Вместо предисловия)  . . . . . (5)

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАЗВАНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Протоиерей Александр Степанов. Топонимике СПб — только достойные имена  (11)
Павел Цыпленков. «Вернуть городу Ленинграду историческое название...». Воспоминания депутата  (14)
Протодиакон Андрей Кураев. Церковь и возвращение С.-Петербурга в 1991 году   (20)
Даниил Петров. Невский проспект под грифом «Совершенно секретно»
(к истории возвращения названий в блокадном Ленинграде) . (23)
Архимандрит Александр Федоров. Николай Баранов — архитектор возвращения   (40)
Евгений Сизёнов. Возвращение исторических названий и проблема общественного сознания в Колпине   (44)

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ


Юрий Бондаренко. Вернём исконные имена России! (57)
Протоиерей Владимир Силовьев. Небезразлично, как называется наш родной город (63)
Вадим Дормидонтов. Как это было (к возвращению исторических названий в столице)  (66)
Андрей Рыжков. Возвращение исторических названий — культура или идеология?  (75)
Михаил Горбаневский. Наименования улиц в малых исторических городах России: судьбы, проблемы, решения  (86)
Даниил Петров. Возвращение названий как реституция и юридические основания переименовании  (99)
Вадим Дормидонтов. Политические гримасы российской топонимии  . . . . (107)
Владимир Лавров. Почему имя Ленина живет и побеждает  (114)
Владимир Лавров. Когда закончится Гражданская война в России? (115)
Владимир Лавров. Советских улиц негасимый свет... (117)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ РОССИИ

Владимир Лавров. Восстановить исторический облик Красной площади! . . . . (123)
Протодиакон Андрей Кураев. «Их задача была разрушить среду обитания»   (125)
Протоиерей Георгий Митрофанов. «Наш народ попытался совершить самоубийство»   (131)
Ксения и Никита Кривошеины. Выковать или выпестовать? (Символы СССР не ушли в прошлое)   (134)
Епископ Штутгартский Агапит, протоиерей Николай Артёмов. Проблемы духовного осмысления трагедии России в XX веке    (158)
Даниил Петров. Что возвращать?   (160)
Владимир Невярович. Стирание памяти (Убийцы и палачи в именах России) . . . . . (165)
Обращение фонда «Возвращение» (Вместо заключения) . . . .  (171)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Фотографии и листовки, связанные с возвращением в 1991 г. имени Санкт-Петербургу   (174)
Приложение 2. Архивные документы по возвращению исторических названий в Ленинграде в 1943-1944 годах   . . .  (178)
Приложение 3. Цели Фонда поддержки исторических традиций «Возвращение» (выдержки из Устава) (185)
Приложение 4. Федеральный Закон «О наименованиях географический объектов» (выдержки)
Приложение 5. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 (выдержки)  (191)
Приложение 6. Закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18.10.1991 (преамбула)   (193)
Приложение 7. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 октября 2008 г. №274-П08  .   (194)
Приложение 8. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. №9-П  (203)
Приложение 9. Историческая экспертиза по вопросу о возвращении городу Кирову его исторического названия . . . (234)
Приложение 10. Исторические справки по вопросам возвращения исторических названий железнодорожным станциям «Горький» и «Свердловск»   (239)
Приложение 11. Историческая справка по вопросу переименования объектов, названных в честь П.Л.Войкова . . . (245)
Приложение 12. Открыть архивы советской эпохи! Обращение к обществу и президенту России     (249)
Приложение 13. Историческое заключение о возвращении Ленинградскому вокзалу исторического названия  (252)
Приложение 14. Примерный образец решения местных органов власти о восстановлении исторического названия (переименовании)    (256)
Приложение 15. М.В.Горбаневский. Заметки о топонимическом новоязе . . . (259)
Приложение 16. Обращение ученых по сохранению названия станции метро «Братеево»  (270)

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в этом сетевом журнале свои предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, газетные вырезки, заметки, наблюдения, статьи.
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился пренебрежением его мнением и вышел на массовые демонстрации протеста. Авторы публикаций в этом блоге интеллигент Леонид Романков, писатель Александр Сазанов, правозащитник Юрий Вдовин, политик Павел Цыпленков, культуролог Сергей Басов, петербургский адвокат Сергей Егоров, автор концепции сферной политики Лев Семашко в декабре 2011 года призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.

Каким государством станет Россия в 21 веке: монархия, анархия, демократия, олигархия, деспотия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого дневника - публикации о культуре, политике, экономике, войне, финансах, истории:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, oligarchy, despoteia, democracy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Deputies of Lensoviet convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his Notes, Offers, observation, articles, links to interesting posts on the Internet, press clippings.
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий