понедельник, 17 ноября 2014 г.

История. Единая и неделимая.

Ввести в качестве обязательного госэкзамен по истории предложил Виктор Садовничий, ректор МГУ имени Ломоносова, на X съезде Российского союза ректоров в октябре 2014 года.
Статьи на тему универсализации учебника истории опубликованы Информационным Агентством России "ТАСС".
В Рособрнадзоре создана специальная рабочая группа, которая занимается рассмотрением вопроса введения ЕГЭ по истории в качестве обязательного экзамена. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Кравцов на Всероссийской конференции, посвященной состоянию и перспективам исторического образования.
"Создана рабочая группа по этому вопросу. Мы готовы к обсуждению. Есть, понятно, плюсы и минусы, есть организационные моменты, но в принципе все реализуемо", - сказал Кравцов.
Он также добавил, что в 2014 году Рособрнадзором были внесены изменения в контрольные измерительные материалы по истории, чтобы обеспечить их соответствие единому историко-культурному стандарту.
"В частности, были исключены задания, обладающие потенциальной этнической и мировоззренческой конфликтогенностью, например, вопросы, связанные с Большой кавказской войной. Мы продолжим работу по синхронизации измерительных материалов с едиными учебниками истории и историко-культурным стандартом. В частности, мы предполагаем, что в экзаменационных материалах 2015-2016 годов будет значительно увеличено число заданий по истории регионов России, по истории культуры России (их будет порядка 7%). Также мы увеличим удельный вес заданий по всеобщей истории", - отметил глава ведомства.

Специалисты и чиновники об истории страны и народа

Новые учебники истории, разработанные согласно новой концепции преподавания этого предмета в школах, будут разработаны до 1 марта 2015 года. Об этом сообщила заместитель главы Минобрнауки РФ Наталья Третьяк на Всероссийской конференции, посвященной состоянию и перспективам исторического образования.
"В ноябре российским историческим обществом была создана специальная комиссия по экспертизе новых учебников истории. Кроме того, Минобрнауки подготовило изменения в документ, который определяет, как формируется перечень учебников и каким образом новые учебники истории будут допущены в образовательный процесс", - сказала Третьяк.

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года отметил, что учебники должны быть "рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого":
"Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур. Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам".

Источник: http://tass.ru/obschestvo/1576921

На заседании Российского исторического общества в феврале 2013 года глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин высказал мнение о причинах, по которым создание новых учебников истории становится необходимым: "Лет семь назад я привез Владимиру Путину брошюру из Казани. Она живописует ужасы нашествия Ивана Грозного и заканчивается словами: "борьба татарского народа за независимость продолжается". "Если мы не создадим свой учебник, то наши дети будут учиться по книгам, написанным на средства Сороса, где периоду Второй мировой войны и роли Советского Союза отведено несколько абзацев, а вкладу западной коалиции два листа".


На том же заседании наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон /Шевкунов/ отметил: "Конечно, единый учебник истории необходим". Он привел такой пример: "Я как-то спросил у группы студентов в 200 человек, которые были разного возраста, кто такой генерал Карбышев и кто такой генерал Власов? Кто такой Дмитрий Карбышев, не знал никто, а кто такой Власов, знали все... А потом они показали мне учебник, где о Карбышеве действительно не было ни слова, а о Власове сказано даже не двойственно, а просто преступно".

В ходе выступления на первой конференции Общероссийского народного фронта 29 марта 2013 года Владимир Путин сказал: "Должна быть каноническая версия нашей истории". "Если, действительно, мы будем на Востоке изучать одну историю, на Урале - вторую, в Европейской части - третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации".

Сразу же у тех, кому сегодня за сорок лет, возникает вопрос: были ли в СССР учебники истории различны в разных республиках Союза? Кажется, при коммунистах был учебник истории единый, основанный на принципах "Краткого курса истории ВКП (б)". Правда, основные факты новейшей истории переписывались трижды на памяти даже одного школьного поколения в СССР, скажем, в период с 1954 по 1963 учебные годы. В период же с 1979 по 1989 содержание школьных учебников истории оставалось достаточно стабильным. Тем не менее, СССР развалился в исторически кратчайший срок - за один-два года (1989-1991).  Вероятно, не все скрепы гарантирует стране единый учебник истории?

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил: "Перед историками стоит большая задача дать развернутую, взвешенную и объективную оценку того, что происходило ранее".

Внук за деда не в ответе

Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов на вопрос о введении единого учебника истории ответил: "Я считаю, что проблема немножко преувеличена. В настоящий момент действуют 238 учебников по истории. И те специалисты, которые пристально их изучали, пришли к выводу, что там нет ничего предосудительного. Они не воспитывают антипатриотов, ура-патриотов или людей, не помнящих родства, в основном это нормальные учебники".


Предполагаю, что о В.Молотове в этих учебниках истории говорится лишь вскользь. Иначе бы этот Никонов, внук сталинского наркома Вячеслава Молотова и исполнительный директор фонда "Русский мир" (бюджет 15 миллионов долларов), подробнее бы рассказал о роли Молотова в русско-финской войне...

— Сейчас многие российские историки считают, что в 1937 году Сталин расстрелял ленинских революционеров, которые жаждали мировой революции и своим постоянным революционным горением мешали развитию страны. Что вы думаете об этом?
— Я, конечно, много говорил с дедом на эту тему. Логика руководства страны была такой — в мире уже шла война, хотя некоторые полагают, что она началась только в 1939 году. Она шла с начала 30-х, когда Япония воевала с Китаем. К 1939 году было убито уже 10 миллионов китайцев. И мы уже воевали с японцами на озере Хасан и на Халкин­Голе. Поэтому у тогдашнего советского руководства не было ни на секунду сомнения, что в Европе будет большая война, война с Германией. Причем по масштабам и разрушительности она будет больше, чем Первая мировая. В результате последней у нас возникла Гражданская война. Все тогдашнее советское руководство вышло из руководящих органов Гражданской войны, и она сидела у них в голове. Поэтому вожди СССР хотели избежать Гражданской войны в условиях серьезной внешней военной интервенции как с Востока, так и с Запада. В сознании деда, который был несогласен с кучей перегибов и репрессиями (он писал об этом), было стремление избежать появления пятой колонны, потенциального внутреннего фронта Гражданской войны. Поэтому, действительно, удар был направлен на активных профессиональных революционеров, которые всю жизнь занимались тем, что делали революцию, и которые были недовольны Сталиным.


— Ваш дед, настоящая фамилия которого была Скрябин, рассказывал, почему он взял себе псевдоним Молотов?
— Дед заикался, особенно когда в начале какогонибудь слова произносил первые две согласные буквы, как и в случае Скрябина. Это была главная причина, по которой он отказался от своей фамилии. Второе — все революционеры брали себе псевдонимы. А "Молотов" появился у него в 1915 году. Почему именно он? Дед говорил, что звучит попролетарски и легко выговариваем.


— Расскажите читателям, кто и как впервые "смешал" "коктейль Молотова"?
— Его "смешали" в советско-финскую войну 1939—40 годах. Просто все "словесное обрамление" этой войны с нашей стороны осуществлял Молотов: он выдвигал ультиматумы финской стороне, делал разного рода заявления, связанные с поведением финского руководства. Поэтому в сознании финнов Молотов воплощал СССР, который вел с ними войну. Когда финские солдаты готовили бутылки с зажигательной смесью, то называли ее "коктейлем для Молотова". Отсюда и возникло последующее — "коктейль Молотова".

Источник: www.segodnya.ua

Декан истфака МГУ академик Сергей Карпов в интервью газете "ВЗГЛЯД" 12 октября 2013 года так сказал о концепции нового учебника истории: "Путь к единому учебнику был дорогой от проб и ошибок к осознанию необходимости какого- то вектора, потому что движение без него становится хаосом. Я убежден, что написание подобного учебника - вещь чрезвычайно трудная, потому что мы живем в крайне поляризированном обществе. У нас есть очень много различных мнений даже среди очень маленьких групп людей. Поэтому выработать общую концепцию будет чрезвычайно трудно. И что бы мы ни создали, мы обязательно будем находиться в поле жесточайшей критики".

Заменить идеологию религией


Единая концепция школьного учебника истории поможет молодежи победить "синдром исторического мазохизма", который воспитывали в школах в 90-е годы. Такое мнение высказал в августе 2014 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом образовательном форуме педагогов и родителей Центрального федерального округа "От сердца к сердцу".

Патриарх отметил, что в современной школе иногда все еще "мы сталкиваемся с подходом, что не нужно ничего формировать у детей, пускай они потом сами сформируют, а сегодня мы им предложим различные варианты", хотя "мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории повлияло на чувство патриотизма людей, спровоцировало опасные нигилистические взгляды, в том числе на историю своей страны".
Патриарх рассказал, что церковь "приняла активное участие в формировании концепции учебника истории" и "многие ее предложения были учтены".

По мнению предстоятеля церкви, молодежи, на которую сейчас "обрушен колоссальный новостной поток, работающий на подрыв убеждений и взглядов", необходим "сбалансированный подход к своей истории, чтобы мы дорожили ей и отказались от страшного синдрома мазохизма, когда мы повторяем чужие стереотипы".
"Не нужно в школе идеологии в том виде, в каком она существовала раньше, но ведь без идей невозможно воспитать ребенка. Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции", - отметил патриарх.
"Это и традиция православия, и традиция ислама для той части людей, которые эту религию исповедуют. Это этика, связанная с нашей верой, культурой, - пояснил предстоятель. - Вне этих нравственных координат мы не можем воспитывать наших детей, иначе мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать".
По словам патриарха, сегодня "мы должны требовать, чтобы школа не только формировала интеллектуальный багаж, причем делала это достойно, но чтобы школа формировала личность".
Как рассказал ИТАР-ТАСС председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в Тамбовской области в этом году более 90% школьников выбрали для изучения в рамках обязательного курса Основ религиозных культур и светской этики модуль "Основы православной культуры". "Примерно такой же высокий процент в России наблюдается только в Белгородской области", - добавил он.

Концепция. Извлечения.

Российское Историческое Общество основано в 1866 г. После революции 1917 года общество было запрещено, его помещение в Петрограде отобрано, контора разграблена. В 1919 году в Петрограде, «в порядке красного террора», несмотря на многочисленные ходатайства, был расстрелян третий председатель общества, Великий князь Николай Михайлович.
Деятельность возобновлена в 2012 г. Вероятно, специально для легитимизации единой концепции современной истории России.

Учредители (юридические лица)


  • Российская академия наук
  • МГУ им. М.В.Ломоносова
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • МГИМО (У) МИД России
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Российская государственная библиотека
  • Государственная публичная историческая библиотека России
  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
  • Государственный исторический музей
  • Государственный Эрмитаж
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Российский гуманитарный научный фонд
  • Фонд «Русский мир»
  • Фонд современной истории
  • Фонд «Общественное мнение»
  • Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания
  • Международная информационная группа «Интерфакс»
  • РИА «Новости» (с 09.12.2013 — «Международное информационное агентство «Россия сегодня»)
  • Российское общество историков-архивистов
  • Императорское Православное Палестинское общество
  • Общественная организация «Русское историческое общество» (с 01.11.2013 — «Русское Историческое Общество Заграницей»)
  • Российский книжный союз
  • АНО «Национальный библиотечный ресурс»
  • Научное издательство «Большая российская энциклопедия»
  • АНО «Руниверс»

 Подготовка

В апреле 2013 года была создана рабочая группа Российского исторического общества /РИО/ во главе со спикером Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным, министром образования и науки Дмитрием Ливановым и главой Минкультуры Владимиром Мединским. Ее научным руководителем является директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян. В состав авторского сообщества вошли более двух десятков авторитетных историков, авторов учебных пособий, представителей педагогического сообщества.
2 июля 2013 года стандарт был опубликован на сайте РИО.
30 октября 2013 года итоговый документ был одобрен на расширенном заседании Совета Российского исторического общества и направлен президенту РФ.
В концепции, помимо имен президентов РФ, упомянуты такие личности как Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Виктор Черномырдин, Руслан Хасбулатов, Александр Руцкой, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Аслан Масхадов, Ахмад Кадыров, Зураб Церетели, Леонид Рошаль, Жорес Алферов, Виталий Гинзбург, Сергей Капица. В списке "персоналий" также есть новые имена, среди них писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, пианист Денис Мацуев, лидер российской рок- группы "ДДТ" Юрий Шевчук.

Основу разработки концепции составляют положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Наряду с Конституцией, в основу разработки новой концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи.

Примеры нового и единственно правильного взгляда на историю отечества

Домосковский период

Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Удар, нанесенный по русским землям монгольскими завоевателями в середине XIII века, серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое. Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства.
В Северо-Восточной Руси после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Постепенно его центром стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». В Новгороде и Пскове сложился республиканский строй, имевший черты сходства с западноевропейскими городскими коммунами.
В XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до монгольского нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два крупных государства – Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды. Единое Русское (Российское) государство, складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в. освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе по размерам территории и включилось в европейскую систему международных отношений.

Новейшая история разделена на три периода.

Первый период (1992 - конец 1993 гг.) – время становления Российской Федерации как суверенного государства. Это был «постсоветский», во многих отношениях переходный период. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Предпринята попытка стабилизации финансово-экономической ситуации.
Поставленные задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 г. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса.
Социально-экономический кризис, развал структур управления и хозяйственных связей, сепаратистские тенденции вследствие распада СССР, последствия борьбы Центра за лояльность автономий (наследие политики «автономизации» М.С.Горбачева, призыв Б.Н. Ельцина «берите столько суверенитета, сколько хотите»), - все это вело к росту центробежных настроений в российских регионах. Нараставшее с середины 1992 г. противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993 г. к политико-конституционному кризису и параличу власти. Это грозило утратой управляемости и развалом страны. Россия оказалась на пороге Гражданской войны.
В результате победы Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 г. в России произошла кардинальная смена политической системы. Итогом первого периода стало принятие в конце 1993 г. ныне действующей российской Конституции, определившей новые принципы построения российской государственности. Взамен системы Советов создана президентско-парламентская республика. Предприняты попытки восстановить связь современной и дореволюционной России. Началось возрождение религиозной жизни.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально-незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР


Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.


Блог создан после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Петросовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Депутаты Ленсовета 21 созыва и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, публикуют в настоящем блоге свои статьи, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, наблюдения, заметки, газетные вырезки.
Какая власть сложится в России в 21 веке: демократия, олигархия, монархия, анархия, деспотия или, может быть, гуманизм?

На страницах этого блога - публикации о политике, экономике, финансах, истории, войне, культуре:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.

Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) currently preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his Offers, observation, links to interesting posts on the Internet, press clippings, Notes, articles.
What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, anarchy, monarchy, despoteia, democracy or, perhaps, clericalism?
Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in December 2011 made declarations.


On the pages of this online journal - publication about the War, Finance, History, Culture, Politics, Economy:




The fate of the revolutionary reforms in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий