воскресенье, 2 марта 2014 г.

Христианско-монархический социализм

В ответ на мою статью про поиски идеологии и критику философа М.Росенко появилась статья профессора А.Л.Казина про гибридизацию монархии, социализма и христианства. Подобная идеология, безусловно, может оказать самое существенное влияние на судьбу России, если овладеет хотя бы малой частью жтелей страны. Впрочем, о народной монархии и христианском социализме Александр Леонидович писал ещё в феврале 2013 года. Это его любимая научная тема. Он автор пяти монографий по христианской философии и философии культуры. Почитаем.




Александр КАЗИН,
доктор философских наук, профессор

Есть такая идеология

Она может объединить и богатых, и бедных

Революция для кого?

Для начала согласимся с автором в том, что в нашей стране на рубеже 1980 – 1990-х годов произошла именно буржуазная революция. Правда, в отличие от классических буржуазных революций она отняла собственность и власть не у феодалов, а у народа и государства.

К этому можно добавить, что революционная операция 1990-х отнюдь не была стихийной, но явилась результатом тщательного планирования в высоких кабинетах тогдашней власти. В доказательство приведу слова доктора философии советника президента Ельцина Анатолия Ракитова: «Не исключено, что в течение ближайшего времени спад производства может достичь 40%, а то и более. Россия будет сотрясаться взрывами анархии, мятежами и конфликтами, голодом, эпидемиями, социально-культурным распадом, национально-территориальными конфликтами, общим упадком интеллектуального потенциала и другими негативными, разрушительными по своим последствиям процессами. И все же другого выхода, кроме либеризации цен, финансовой диктатуры, жесткой стабилизационной политики, у нас нет» («Вопросы философии», 1992, № 5).

Широкая публика этих слов, разумеется, не читала. Зато при Гайдаре в каждом государственном ведомстве сидело по американскому советнику, да не по одному. В результате главный геополитический противник США был повержен.

С тех пор прошло более 20 лет, однако мы до сих пор спорим о том, кому принадлежит реальная власть в России. У нас существует жесткая президентская вертикаль, что пока спасает нашу страну от тех вихрей, которые бушуют в соседней Украине. Но значит ли это, что президент может все? У него, несомненно, есть политическая воля, вот только кто ее будет осуществлять?

Все мое – сказало злато

Фактическую власть в России сегодня осуществляет капитал. Не либералы, не националисты и не христиане, а именно деньги, точнее – люди денег. Капитализм – это власть денег на всех уровнях. Это непрерывно расширяющееся производство меновых стоимостей (товаров) ради достижения прибыли. Неважно, работает человек за станком или за компьютером – он (рабочий, крестьянин, писатель) все равно отдаст свою долю. Так уж устроен капитализм – деньги идут к деньгам. Рынок съест все и принесет маржу. Если свободному рынку нечто мешает, это нечто будет устранено – мораль, границы, национальные интересы, государства, церкви рынку не нужны.

Да и контроль над ним сегодня практически невозможен – капитал ушел в знаки, бренды, электронные спекуляции. Стоимость доллара как мировой валюты обеспечена, во-первых, нефтью (ею торгуют только за доллары), во-вторых, свободной эмиссией «зеленых» (Федеральная резервная система – частная компания), в-третьих, военной мощью Соединенных Штатов. Запад во главе с США выступает сегодня как коллективный капиталист («золотой миллиард»), в то время как «третий мир» и примкнувший к нему «второй» (бывший СССР, его республики и союзники) оказываются в роли мирового пролетариата, подтверждая тем самым относительную правоту концепций Маркса.

В начале ХХI века планета Земля – это колоссальный «общак» (простите, ВТО), где продается и покупается все, включая честь и талант. Человек ныне действительно «экономический персонаж», а потом уже христианин или иудей, русский или японец, мужчина или женщина, гений или бездарь. Каждый из них имеет свой денежный эквивалент и скоро будет иметь свой наружный или внутренний номер (чип).

Большой Брат сегодня почти абсолютен, а завтра будет абсолютен полностью. Куда там до него диктаторам прошлого! Однако это не избавляет мировой капитал от кризиса. Мы уже живем в сплошном кризисе.

Народ против

Капитализм на Руси порождает главную опасность для страны – всеобщую продажность. Взяточничество и воровство в России связано с ее историей. В отличие от Европы у нас не было протестантской Реформации, которая религиозно узаконила богатство. Именно на идеях этой Реформации возрос западный капитализм, в сущности отменивший заповедь о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное. Протестанты в лице своих вождей Лютера и особенно Кальвина решили наоборот: если ты богат, значит, тебя Бог любит. Собственность, таким образом, оказывалась священной, ее надо хранить и умножать. Уважаемый, солидный бюргер – вот на чем возрос голландский и англо-американский капитал.

У нас собственность не священна. Более того, если ты богат, то тем самым ты на подозрении. У нас миллиардер Прохоров на последних выборах в президенты метил и набрал, кажется, 8% голосов. Это большая цифра для России. Между тем в Америке все президенты – миллионеры. Там это нормально. У русских, слава богу, другой менталитет или, лучше сказать, подсознание. У нас богатство не награда, а испытание. А если ты уж такие деньги отхватил, то ясно, что душу (во всяком случае ее часть) потерял. Так что долго еще – вопреки всем усилиям либеральных СМИ и передачам «Кто хочет стать миллионером?» – олигархи не наберут у нас большинства голосов. Не те мы люди.

Воровство и взятка – это парадоксальная реакция русского национального характера на власть денег. Капитал, почти по Прудону, есть кража, вот и воруют. Воруют, оказывается, в Минобороны и в Роскосмосе, и женщины, и мужчины. Хорошо, что хоть кого-то стали сажать. Но уголовными мерами тут не справиться. Нужна единая национальная цель, Общее Дело, как выражался русский мыслитель Николай Федоров. Цель, внутренне разделяемая всем народом. Тогда появится не только административный, но именно народный контроль. Идейная честность или безыдейное воровство – иного не дано. И президенту придется принять крутые кадровые решения – иначе нельзя. Пример Украины перед глазами.

Капитализм – тем более в качестве империализма и глобализма – не вечен. До сих пор «концы и начала» истории отмечались в основном войнами и революциями (передел земли, власти и собственности). Ныне большая война почти неизбежно станет Третьей мировой – это будет внутриисторический апокалипсис. Однако история слишком серьезное дело, чтобы доверять ее исключительно человеку.

Не теория, а судьба

Советская форма социализма исчерпала себя. Однако это не означает конца социализма вообще.

Социализм для России не теория, а судьба. И не только потому, что 70 лет ХХ века она прожила при социализме, принеся за него жертву – от красно-белого террора и Гражданской войны до Ленинградского дела. Дело в том, что русский социализм не заговор «иудомасонов» или «банды Ленина – Сталина», а извращенная форма русской национальной идеи. Именно он спас страну после предательства Февраля, маразма керенщины и господствовал в ней почти на всем протяжении ХХ века. В СССР было много хорошего, однако человек оказывался в нем в первую очередь элементом государственной машины, а культура – классовой идеологией. Исторический материализм – это именно материально-производственно-распределительная концепция, из которой коммунисты-догматики сделали универсальную философию – и ошиблись. Грубо говоря, эта концепция отлично работает на уровне живота, но не выше. Кто спорит – против живота не пойдешь (хотя многие идут, например, гении и монахи). Кто не работает, тот не ест – это сказал не Маркс, а апостол Павел.

Современный номенклатурный капитализм в России совокупно с утонченным виртуальным капитализмом/империализмом на Западе как нельзя лучше подтверждает экономическую правоту и мировоззренческую ущербность марксизма. Нынешний российский нувориш, не задумываясь, продаст Родину, если он сорвет на этом свой барыш. Родина для него там, где меньше налоги. Однако освобождение от власти компрадорской псевдоэлиты возможно только с опорой на более глубокие религиозно-национальные и имперские концепции. Основные черты этой концепции новой России сформулированы Владимиром Путиным на Валдайском форуме в сентябре прошлого года: «Россия, – как образно говорил философ Константин Леонтьев, – всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».

Вот отсюда и может вырасти православный социализм, способный сопротивляться той цивилизации, где однополый союз называют семьей, а веру в Бога приравнивают к вере в сатану. Идейной основой российского социализма – то есть общенациональной собственности на стратегические ресурсы и средства страны – вполне может быть православное христианство в государственной форме конституционной или соборной монархии. У нас и сейчас, по Конституции, у президента больше прав, чем у последнего императора. Трудность здесь в том, что многие христиане не любят социализм, а многие социалисты не знают православия. Но все остальное еще хуже.

Православный социализм – это разумное сочетание всех видов собственности (частной, групповой, общенародной) под эгидой государства. Нечто вроде нэпа с радикальным отличием в плане религиозно-национальной, а не классовой сущности этого государства. И без использования насилия в экономике. Разумеется, с национализацией нефти и газа.

Абсолютное равенство – такая же низость, как и всеобщее (в том числе виртуальное) неравенство. У нас был социализм, где торжествовало первое, теперь у нас капитализм, где господствует второе. Нужна православная российская империя, которая не будет унижаться ни до первого, ни до второго. Это и есть искомая русская идеология.
Первоисточник здесь:
Александр КАЗИН.  Есть такая идеология.   Она может объединить и богатых, и бедных. "Санкт-Петербургские ведомости" Выпуск № 037 от 28.02.2014.

Совместимы ли монархия, православие и социализм?

Что люди говорят на эту же тему в блоге Андрея Кураева (религиозный деятель)

- В одной из тем я услышал о возможной совместимости....и вспомнил бабушку. Она говорила: всем хорошо при социализме, еще бы царь-батюшка был и православие. 4 класса ЦПШ у бабушки, дочь ткача с фабрик С. Морозова. Первый вопрос: совместимы ли социализм и христианство? Ведь христианство возникает при рабовладении, больший период существует (и неплохо) при феодальных экономических отношениях, потом при царстве Его Величества Капитала. Потом в идеях устойчивого развития мира и гос-в опять вспомнили про социалистические идеи. Второй: совместима ли монархия с социализмом. Ведь монархия была при всех типах экономических отношений, причем те же феодальные отношения в России и Европе отличались до 18 в. Рабовладение в Риме и на Востоке (скажем в период Царств) не одно и то же. И при капитализме не везде монархии рухнули, ка существуют в рамках конституционных до сих пор. Кстати при капитализме возникает воинствующий атеизм в Эпоху Просвещения, тогда же и рушатся монархии. Собственно, монархия больше характерна Средним векам, но и тогда были ограничения у ремесленников по объему производимого и реализуемого товара (цеховые, т.е. общественные ограничения)

07.06.2013, 10:48:03 Иван Дроздов

- Вроде бы с 1917 по 1991 ставился эксперимент. его результаты вас не убеждают?

- А разве сохранялась монархия и православие или кто изначально планировал их совместить. потом мне кажется феодальные отношения в чем-то ближе социализму. Именно, капитализм губил монархии, при нем активно вырос атеизм. В 1860-ые гг., когда в России пошла активная капитализация: отставной капитан-дворянин открывал бельевую лавку, крестьянин становился главой страхового общества и др. в обществе стало модно быть атеистом, тогда же зарождаются бесы терроризма.

- Исторический опыт показал, что социализм и монархия - не совместимы, православие и социализм - тоже не совместимы. иного опыта пока не было.


Судьба России в XXI веке
Философия блога.

Блог начат после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.


Петербургские политики и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем сетевом журнале свои предложения, статьи, заметки, газетные вырезки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, наблюдения.
Какая власть сложится в России в 21 веке: монархия, анархия, демократия, олигархия, деспотия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого блога - публикации о войне, финансах, культуре, политике, истории, экономике:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.

Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: monarchy, anarchy, democracy, despoteia, oligarchy or, perhaps, humanism?


Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his articles, Notes, press clippings, links to interesting posts on the Internet, observation, Offers.

On the pages of this online journal - publication about the Finance, Economy, War, History, Culture, Politics:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий