вторник, 24 июня 2014 г.

Православный социализм

В поисках православного социализма

Александр КАЗИН

В номере «СПб ведомостей» от 5.05.2014 была помещена статья доктора философских наук Маргариты Росенко «Контуры нового общества», посвященная важным идеологическим вопросам современности. Статья начинается со следующего утверждения: «Было бы наивно, да и попросту невозможно искать для сегодняшней России идеологическую концепцию, способную объединить бедных и богатых, поскольку в нашей стране реально появились антагонистические классы». Не сомневаюсь, что эта спорная мысль была вызвана моей статьей «Есть такая идеология» («СПб ведомости» от 28.02.2014), в свою очередь полемически направленной против статьи Павла Цыпленкова «Да здравствует реставрация?», в которой он однозначно утверждает, что после буржуазной революции 1989 – 1993 годов в России не выработано идеологии, общей для богатых и бедных. Таким образом, получилась целая дискуссия, которую, на мог взгляд, имеет смысл продолжить.

Если назвать вещи своим именами, статья Цыпленкова – либеральная, статья Росенко – неомарксистская (так ее аттестует сам автор), моя статья исходит из понятия православно-русского социализма. Я писал, что обществ без идеологии не бывает – весь вопрос в том, какова она в России в начале ХХI века. Все трое авторов, не сговариваясь, отмечают буржуазный характер современного российского общества и господствующих в нем идей. Различие только в том, что для Цыпленкова это, похоже, нормальное состояние (богатые и бедные), Росенко предлагает учредить своего рода «трудовой капитализм» (воссоединение труда и капитала), я же думаю, что никакой капитализм по совести в России невозможен, потому что любой капитализм – это прежде всего бизнес. А бизнес, как верно указывает неомарксист Росенко, есть прежде всего купля-продажа товаров на рынке, да еще обремененная к тому же несправедливым распределением произведенного обществом продукта.
Каков же выход? С точки зрения либерализма, надо смириться, признать наличие богатых и бедных естественной чертой цивилизованного общества (в США, например, полно тех и других, а испанцев даже подкармливает Международный Красный Крест) и постараться не выставлять свое богатство напоказ, как это делаю миллионеры в тех же США. В сущности, это социальная маскировка того факта, что при современном посткапитализме есть такие же экономические «рабы и рабовладельцы», как и прежде, только все носят одинаковые джинсы и смотрят одно и то же кино. Что касается неомарксизма в лице доктора Росенко и даже цитируемого ею Дэниела Белла, то их призыв к замене (или хотя бы частичному вытеснению) бизнеса трудовым капиталом по меньшей мере утопичен, так как действительно «современный капитал давно оторвался от производства и труда и живет самостоятельной жизнью». Тем более в условиях противоборства антагонистических классов. Если уж антагонизм, то даешь революцию!

Как ни странно, моя позиция по затронутой проблеме связана с другим тезисом, предложенным Росенко: в качестве признака общества социальной справедливости она называет «высокий уровень духовной жизни, являющейся первичной по отношению к деятельности человека». Браво! Но только какой же это марксизм, хотя бы и с приставкой «нео»? На мой взгляд, это вовсе не марксизм, а типичный идеализм, и я совершенно присоединяюсь к нему, но с оговоркой, что под духовной жизнью мы будем понимать традиционную русскую православную веру. Именно ее имел в виду президент страны В. В. Путин, когда говорил о русском человеке на прямой линии ТВ в минувшем апреле. В христианском духовном поле существуют не два противоположных экономических класса, обреченных на борьбу, а три духовно-культурных и национальных типа людей – стяжатели, нестяжатели и те, для которых капитал как таковой в принципе не важен. Указанное различие так глубоко сидит в подсознании нашего народа, что его оттуда не выбьешь никаким пиаром типа «Кто хочет стать миллионером?». Православный социализм – это разумное сочетание всех видов собственности (частной, групповой, общенародной) под эгидой государства. Нечто вроде известного нам нэпа с радикальным отличием в плане религиозно-национальной, а не классовой сущности этого государства. Абсолютное равенство, как и всеобщее (в том числе виртуальное) неравенство, одинаково противоречат базисным цивилизационным установкам и нормам поведения русских людей. В СССР был социализм, где торжествовало первое, теперь у нас капитализм, где господствует второе. Нужна православная Российская империя, которая не будет унижаться ни до первого, ни до второго. Это и есть искомая русская идеология.
Александр КАЗИН, доктор философских наук, профессор

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня озабоченно следят за судьбой России, помещают в этом сетевом журнале свои газетные вырезки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, наблюдения, заметки, статьи.
Какая власть сложится в России в 21 веке: деспотия, монархия, олигархия, анархия, демократия или, может быть, гуманизм?
Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.


На страницах этого блога - публикации о истории, экономике, политике, финансах, культуре, войне:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.


Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
Deputies of Lensoviet convocation (powers from 1990 to 1993) currently preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his Offers, observation, links to interesting posts on the Internet, press clippings, Notes, articles.
What kind of state will become Russia in the 21st century: monarchy, anarchy, despoteia, democracy, oligarchy or, perhaps, humanism?

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий