четверг, 16 января 2014 г.

Прирученная история

На дальнейшую судьбу России в 21 веке, бесспорно, существенное влияние окажет новая концепция истории страны. Люди, забывающие свою историю, лишены будущего. А вот, некто Д.Орвелл так в одном из своих клеветнических сочинений измыслил на ту же тему: "Кто владеет настоящим, тот владеет и прошлым!"



На встрече президента России в Кремлевском дворце в четверг обсуждалась утвержденная Российским историческим обществом концепция. Она должна лечь в основу новой линейки школьных учебников по истории России. Изначально говорилось о едином для всех школ учебнике, но президент подчеркнул, что речь именно о «линейке» учебников. Впрочем, в каждом таком учебнике должно быть заложено понимание непрерывности развития страны и взаимосвязи его этапов. По словам Путина, речь идет не о идеологизированном единомыслии, а о единой логике преподавания.

Ориентируясь на новую концепцию, необходимо переписать вопросы ЕГЭ и, пока пишутся новые учебники, предусмотреть «переходный период»: используя существующие учебники, преподавать в соответствии с новой концепцией (т.е. адаптировать учебники под нее). Что это означает, президент не пояснил, но федеральный чиновник, участвовавший в разработке концепции и подготовке мероприятия, считает, что речь идет просто о том, что используя существующие книги, нужно ориентироваться на новую концепцию с выбранным в нее набором фактов и имен. Переход в будущем на новый учебник, по его словам, будет не таким уж и трудным: большинство авторов существующих трудов принимали участие в работе над концепцией.



Ученые пытаются сочетать госзаказ и объективность...


«На создание нового учебника уйдет минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция будет применяться в школах», — сказал министр образования Дмитрий Ливанов. Он заверил президента, что к новому учебному году появится примерная программа преподавания и методические рекомендации по синхронизации школьных курсов литературы, зарубежной истории с отечественной историей. Это должно пойти на пользу ученикам, которым таким образом будет интереснее и проще понимать взаимосвязь культурных и мировых процессов с событиями, происходившими в стране.

Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян вслед за Ливановым апеллировал к мнению большинства учителей, 85% из которых на съезде учителей выразили пожелание о введении единого учебника.

Есть проблемные вопросы, по части из которых найден компромисс, а по части идет работа, признал Чубарьян. Это проблема российской идентичности и образования государства (тут было много дискуссий с украинскими коллегами), проблема преодоления Смутного времени, отечественной войны 1812 г., Великой отечественной войны.

«Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, — для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо… Просто идеологический мусор», — отреагировал Путин. «Говорят о том, что в результате второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы — и все», — отметил президент.




Как пояснил после встречи чиновник по итогам встречи, ожидается, что единый учебник истории появится в школах хотя бы как пилотный вариант в сентябре 2016 г. ( его оператором также выступит Российское историческое общество под руководством Сергея Нарышкина), а пока учителям разошлют новые методички, из ЕГЭ могут исчезнуть те вопросы, которые не соответствуют концепции и появиться несколько в соответствии с ней. Что же касается учебников, то, как пояснил ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, из учебников, которые сейчас рекомендованы для школ, в новых переизданиях могут появиться необходимые материалы или, наоборот, какие-то будут исключены.

Читайте далее: www.vedomosti.ru

Российские школы вернутся к линейной системе методики преподавания истории с нынешней «концентрической», заявил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Это обсуждалось на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания, посвященном обсуждению концепции единых учебников по истории России. По линейной системе история изучается последовательно, по концентрической — курс изучается последовательно до девятого класса, а в десятом и одиннадцатом классе пройденное повторяется на углубленном уровне. Возврат к линейной системе состоится, когда будут написаны и апробированы новые учебники, сказал Чубарьян.

Ранее о необходимости возврата к советской методике преподавания истории говорил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, ссылаясь на мнение Российского исторического общества. Представители этого общества недавно заявили, что новый учебник истории появится не раньше 2016 г., пишет «Коммерсантъ». Окончательная версия историко-культурного стандарта для будущих учебников будет представлена президенту Владимиру Путину уже 1 ноября 2013 г. После этого будет объявлен конкурс на создание учебников. Ответственный секретарь РИО Андрей Петров пообещал, что учебники будет создавать группа специалистов — ученых-историков, методистов, учителей, родителей и даже писателей, которые умеют «сформулировать сложную мысль в одной строчке емкими образными выражениями». К учебнику будут созданы электронные приложения.

А что считать патриотическим?

Исключить из текста стандарта термин «десталинизация» как антипатриотичный, безнравственный и клеветнический, — услышала я, влетев с опозданием на обсуждение концепции единого учебника по отечественной истории. — А если оставить его, то дав объективный комментарий, разоблачающий его враждебную суть для нашей страны.




Я тихо опустилась на мягкий стул с полосатой обивкой в зале Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. А первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов Расим Акчурин продолжал в микрофон:

— В стандарте делается попытка представить довоенный период советской истории как сплошной ГУЛАГ, силами которого якобы и осуществлялась индустриализация. Игнорируется созидательная деятельность, трудовой порыв народных масс, формирование советского патриотизма… Эту главу, на наш взгляд, необходимо писать заново.

Эта встреча 8 октября — одна из нескольких, где эксперты обсуждают концепцию единого школьного учебника истории (работа над ней должна вот-вот завершиться). Рабочая группа под руководством Сергея Нарышкина представила первый вариант концепции и легшего в ее основу историко-культурного стандарта еще в июне 2013 года (текст — на сайте Российского исторического общества). Осенью состоялись встречи представителей рабочей группы с учеными, писателями и вот теперь с ветеранами войны, учителями и представителями Российского военно-исторического общества.

За длинным столом человек 30, большинство — пожилые люди, некоторые в военной форме. Сидящие благодушно слушают Акчурина. Некоторые кивают. Правда, когда он переходит к критике концепции учебника как навигатора: мол, искать и анализировать информацию нормально для студентов вузов, а школьники должны просто получить базовые знания — многие начинают откровенно скучать. Эта тема задевает только директора школы № 1741 Павла Панкина.

— Надо избавиться от иллюзий, что учебник истории, каким хорошим он бы ни был, будет единственной книгой, которую читают наши дети, — говорит он. — Слово «навигатор», к которому может быть разное отношение, детям понятно на 100%, и они считают навигатор благом.

Участникам дискуссии многое не нравится в концепции. Один выступает против того, чтобы считать проблемы с продовольствием в 1946-1947 годах голодом: «Я был уже довольно взрослым человеком, я помню: это не голод». Другому не нравится, что 1930-е освещаются как годы сталинского режима: «Это не сталинский, а советский режим». Президента Академии военных наук Махмута Гареева возмущает отсутствие в рабочей группе участников Великой Отечественной войны. Нескольких человек задевает, что в концепции не упомянуты герои, на которых они равнялись в детстве.

Нехватку советских героев отмечает и научный руководитель рабочей группы по подготовке концепции Александр Чубарьян. Правда, выбор личностей он считает очень сложной задачей.

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Какое государство сложится в России в 21 веке: монархия, олигархия, демократия, анархия, деспотия или, может быть, клерикализм?


Петербургские политики и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, помещают в этом сетевом журнале свои предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, газетные вырезки, статьи, наблюдения.
Блог начат после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.

На страницах этого дневника - публикации о культуре, политике, истории, финансах, войне, экономике:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.

What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, anarchy, democracy, despoteia, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in December 2011 made declarations.
Deputies of Lensoviet convocation today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this online journal his observation, links to interesting posts on the Internet, Offers, press clippings, articles, Notes.


On the pages of this Blog - publication about the History, War, Economy, Culture, Politics, Finance:




The fate of the revolutionary reforms in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий