среда, 29 января 2014 г.

Ad Publica Bono!

Елена ШВЕЦОВА

«БЛАГО НАРОДА – ВОТ ВЫСШИЙ ЗАКОН»

Газета "Вести",  29/01/2014

В Президентской библиотеке большим успехом пользуется выставка «Из истории конституционализма в России: проекты и Конституции XVIII – XX вв.».

Наткнувшись по ТВ на международную передачу, чаще всего слышишь разговор о конституции, об исполнении Закона, и крепко достается тем деятелям, кто его, этот Закон, нарушает. Причем везде – от Египта до Греции.
«Исполнять Конституцию», «приносить присягу на Основном законе государства» – эти слова мы слышим постоянно. «Благо народа – вот высший закон» – сказал, будто отлил в бронзе, много веков назад великий римский мыслитель Цицерон.
Но вот уже в новое время в Америке четвертого президента Д. Медисона называют отцом Конституции. Томас Джефферсон, третий президент США, был автором Декларации независимости. Но кто бы мог подумать, что еще в начале XVIII века в Воинском артикуле Петре I было зафиксировано: «Его Величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Ясное дело, конституцией при великом основателе нашего города еще и не пахло. Но о границах своей власти он все же задумался.
А вот при его жене – Екатерине I – был создан Верховный тайный совет. На выставке мы видим литографию, где изображены его члены во главе с князем Д.М. Голицыным.




В России своего рода неписаной конституцией была, ссылаясь на И.Л.Солоневича, идея соборной монархии, православное чувство Царя, которые обеспечивали конституционный порядок куда лучше, чем последние технические документы. Так что можно сказать, что у нас была своя неписаная русская конституция. Напомню фразу выдающегося публициста Михаила Никифоровича Каткова, который сказал, что русская конституция — это присяга на верность, которую приносили все подданные при коронации Монарха.

Это была первая попытка ограничения самодержавной власти. После смерти императора Петра II на престол пригласили племянницу Петра Великого Анну и поставили ей «пункты, чтобы не быть самодержавию». В них, в частности, есть такие слова: «Обещаемся ныне уже учрежденный Верховный Тайный Совет всегда содержать, без оного … ни с кем войны не вчинять, миру не заключать, государственные доходы в расход не употреблять». Однако Сенат и Синод, а также дворяне инициативу по ограничению монархии не поддержали. Абсолютная монархия осталась неизменной.



И все же мысль о конституции в России будила умы. Всем известно, что Екатерина II стремилась идти в ногу с европейскими мыслителями – Вольтером, Монтескье и другими. Знаменитый труд последнего «О духе Законов» вскоре был переведен на русский язык. Императрица созвала комиссию для нового Свода законов. Члены комиссии (что очень трудно сегодня представить) доставили в Петербург более тысячи наказов от избирателей! В них утверждалось, что гражданская свобода – это основа государства, что необходима веротерпимость, что пытка противна здравому смыслу. Но, как и в случае с пунктами Верховного Тайного Совета, новый Свод законов создан не был. А ведь Екатерина II пришла на престол, используя конституционную идею – Конституцию 1762 года, которая ограничивала абсолютную власть. Надо ли говорить, что портреты Екатерины II, Анны Иоановны, «законников» Н. Панина и Д. Фонвизина мы видим на этой выставке…

* * *
Кто же не помнит слов Пушкина о днях Александровых прекрасного начала? Советниками победителя Наполеона были Строганов, Новосильцев, Чарторыжский и Кочубей. При Александре I Финляндия вошла в состав России и получила Конституцию, написанную Сперанским на основе шведского законодательства. Его портрет мы видим среди названных персонажей. А в декабре 1815 года Александр даровал Конституцию – одну из самых демократичных в мире – Польше. Текст ее можно прочитать среди экспонатов.
В 1818 году царь поручает начальнику канцелярии Царства Польского Н. Новосильцеву разработать план Конституции для России. Назывался проект «Государственная уставная грамота». Не случайно в этом разделе помещен портрет князя Вяземского. Он принимал участие в создании документа. Здесь стоит особо выделить гарантию неприкосновенности личности.
И снова неудача – бумага так и не вышла из канцелярии Новосильцева в Варшаве. Но ее все же прочитали в России – после восстания поляков в 1830 году. Суровый Николай заметил тогда: «На сто человек наших молодых офицеров девяносто прочтут, не поймут или презреют. Но десять оставят в памяти, обсудят и, главное, не забудут. Это пуще всего меня беспокоит». Николай слишком хорошо помнил декабристов, жаждавших Конституции. Потому, не мудрствуя лукаво, записал: «Надо стараться достать елико возможно экземпляров сей книжки и уничтожить». Тяжела же шапка Мономаха. Хочешь-не хочешь, а сами собой приходят на ум грибоедовские слова: «Собрать все книги да и сжечь».
Следующий, смело можно сказать, страдалец реформ – царь Александр II. Он провел реформы экономические, политические, военные, судебные, городского самоуправления и народного просвещения. Но 1 марта 1881 император-реформатор был убит…

* * *

Экскурсовод ведет нас далее в век конституций – XX-й. Одна из фотографий запечатлела так называемый политический банкет. Теперь общество открыто перешло к требованию гражданских прав и свобод для народа. А там уж недалеко и до Манифеста «Об учреждении Государственной думы». И хотя слово «конституция» не упоминалось, несчастный Николай II тем не менее ограничил собственную власть в пользу Госдумы. Но конфликт между царем и депутатами был предрешен. 2 марта 1917 года государь отрекся от престола.
Если бы это утихомирило Россию! Через год большевики разогнали Учредительное собрание. Декрет о его роспуске представлен на выставке.
Ленин написал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Там черным по белому значится: «Советам принадлежит ВСЯ ВЛАСТЬ в центре и на местах». Классовый характер Конституции определяла седьмая статья: «Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам». Ну кто не помнит расшифровку этого тезиса про то, что каждая кухарка должна управлять государством? С кем же должна была бороться эта управляющая кухарка? Взгляните на карикатуру, где изображены духовные лица, купцы и лица, использующие наемный труд. Если бы тогдашние авторы Конституции могли бы заглянуть в наше время, то, как в страшном сне, узрели бы на экранах российского телевидения именно религиозных деятелей, современных купцов и лиц, использующих наемный труд. Пришло бы большевикам в голову, что их тогдашняя Декларация покажется артелью «напрасный труд»?
Плакаты, представленные на выставке, без тени юмора провозглашают: «Скоро весь мир БУДЕТ НАШ». Спрашивается в задачнике: как это понимать – ВЕСЬ МИР. И еще стоило бы процитировать 4-ю статью о том, что социалистическая система утвердилась в результате ликвидации капиталистической системы и частной собственности. Что бы сделали товарищи 1918 года, близко познакомившиеся с нашим капитализмом и с нашей же частной собственностью?
Но жизнь страны не стояла на месте, и в 1962 году ЦК КПСС принял решение о новой Конституции. Хрущев, считается, хотел создать свою Конституцию в противовес сталинской. Работало для этого девять подкомиссий. Но Никиту Сергеевича сняли, а его конституционные комиссии закрыли. Брежнев, в честь 50-летия СССР, заявил о необходимости новой Конституции, и в октябре 1977 года она появилась. В новых статьях провозглашали руководящую роль КПСС.




Советские Конституции фиксировали социально-политические условия своего времени, потому их декларации не осуществились.

* * *
Последний, третий зал экспозиции наполнен поистине драматическими событиями принятия новой Конституции Российской Федерации. Экспозиция рассказывает (и показывает на экранах) ныне здравствующих авторов этого документа, горячие митинги, приветствующие одних народных депутатов или выступающие против других... Далекая и такая близкая наша История. Подробно повествуется, как Б.Н. Ельцин едва ли не каждое слово новой Конституции ставил на голосование народных депутатов. Потом подсчитывали результаты голосования, и получалось, что проект снова и снова не проходит. Старшее поколение хорошо помнит те бурные дебаты, страна слушала их, жадно прильнув к экранам. В муках рождавшаяся Конституция тем не менее живет уже 20 лет.

* * *
Эта выставка, объемлющая четыре века русской истории, рассказывает о сложнейших путях, по которым двигалась наша демократия, и неизбывное стремление народа к ней. Экспозиция будет доступна и в апреле. Хорошо, если бы ее посетили люди, пока что мало разбирающиеся в особенностях нашего Основного закона. Кроме того, покидая выставочные залы Президентской библиотеки, начнешь задумываться о вещах, еще вчера казавшихся тебе не такими уж сложными. Вдруг оказывается, что ты о многом не догадывался, многого не знал, а что-то вообще понял впервые. Сходите на выставку.



Краткое содержание и оглавление последних выпусков журналов: American Political Science Review, Journal of Latin American Studies, European Review, Perspectives on Politics.

Summary and TOC of latest issues of magazines: American Political Science Review, Journal of Latin American Studies, European Review, Perspectives on Politics.

* * *
Нам довелось увидеть на экскурсии в Президентской библиотеке детей от 4 до 15 лет. Как ни странно, но все они слушали экскурсовода со вниманием. Малышня наверняка запомнила из всего сказанного лишь одно слово – «конституция». А у детей постарше, как ни трудно укладывались в них все неудачные законодательные потуги, все же хочется верить, многое в головах задержалось.

Полностью статья на сайте www.vesty.spb.ru

Судьба России в XXI веке
Философия блога.

Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на площади в Москве и Петербурге. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.


Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в настоящем сетевом журнале свои наблюдения, газетные вырезки, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, предложения.
Какая власть сложится в России в 21 веке: анархия, демократия, монархия, олигархия, деспотия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого дневника вы найдете интересные статьи:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.

What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, monarchy, democracy, anarchy, despoteia or, perhaps, humanism?
A group of deputies of Lensoviet 21 convocation currently closely follow the fate of Russia, publish in this blog his Notes, articles, Offers, observation, press clippings, links to interesting posts on the Internet.
Blog launched after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.


On the pages of this online journal - publication about the Economy, Politics, War, Finance, History, Culture:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий