понедельник, 14 октября 2013 г.

Стэнли Крамер и «новая» Россия


Юрий Вдовин

Почему прогрессивный американский кинорежиссер 60-х – больше не прогрессивный?


Стэ́нли Эрл Кра́мер
(англ. Stanley Earl Kramer;
29 сентября 1913 — 19 февраля 2001) —
американский режиссёр и продюсер,
мастер остросоциальных драм.
Фото 1955 года.
«Они прошли так быстро,
что я их не заметил»
Стэнли Крамер

о годах своей молодости

В этом году 29 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения великого американского кинорежиссера Стэнли Крамера. В 60-х годах по советским экранам с огромным успехом, с хорошей, одобрительной прессой прокатывались его фильмы – прогрессивного, как тогда писала советская пресса, американского кинорежиссера. Многие наверняка помнят эти фильмы. В достаточно серой жизни того времени прокат этих фильмов был заметным явлением. Казалось бы, столетие со дня рождения человека, будоражившего наши умы 40-50 лет назад, достойно упоминания где-то в газетной статье, на экране телевизора… Но нет. Нигде ни строки, ни слова. Может, это не актуально для России, или – наоборот – чересчур актуально?
Давайте вспомним и подумаем.
«Скованные одной цепью» - в оригинале – «Не склонившие головы» - история о побеге с этапа двух уголовников – черного и белого – но скованных одной парой наручников в расчете на их агрессивный расизм. Однако расчет тюремщиков не оправдывается. Пройдя через самые разнообразные испытания, эти два преступника поняли, что нет между ними различий, из-за которых они должны склонить голову перед общей бедой и властью. По мнению выпускавших в прокат фильм отечественных чиновников от культуры, советскому человеку нельзя было напоминать о возможности не склонять голову, потому и исчезло оригинальное название фильма.
Проблема «других» и думающих иначе, чем большинство, занимает Крамера, и он в 1960-м году снимает блистательный фильм «Пожнешь бурю» о знаменитом «обезьяньем процессе» в США 1925 года. Тогда судили учителя, осмелившегося преподавать теорию Дарвина в школе вопреки запрету это делать по закону штата. Фильм – это не просто протест против религиозного мракобесия, это и активная защита права человека думать и самостоятельно принимать решения. В стране с атеистической идеологией, в которой вере в Бога противопоставлялась вера в бредовое учение о коммунизме, такой фильм был прокатан с особым удовольствием. Тем более, что при прокате зарубежных фильмов любые неудобные или неприятные для властей тексты легко убирались дубляжем и ножницами.
Для Крамера ясно, что расизм, нетерпимость к «другим», к людям, думающим независимо от толпы, массовое бездумье и конформизм – порождают страшные политические режимы и последствия. И он в следующем своём фильме исследует процесс становления фашизма в одной из культурнейших стран Европы – в Германии. Это его знаменитый фильм «Нюрнбергский процесс».
В советском прокате этому фильму особенно не повезло. Он был чудовищно изуродован ножницами (сокращен с трех часов в авторской версии до 2 часов 15 минут в советском прокате) и дубляжом. «Прогрессивный» режиссер рассказывал в этой советской версии фильма исключительно о том, что американский империализм реанимирует и защищает нацистских преступников для борьбы с Советским Союзом. И в фильме действительно эта проблема противостояния с Советским Союзом, агрессивно распространяющим свое влияние в Восточной Европе, навязывающем коммунистическую идеологию в оккупированных странах, создающим Берлинский кризис, что, естественно, вызывало беспокойство в США и Западных странах. Но не это стержень и главная мысль этого произведения. Крамер тщательнейшим образом исследует, как расистские идеи и немецко-фашистская юстиция, и суды способствовали становлению страшного режима в Европе ХХ века, как беззаконие, обернутое в форму законности, при попустительстве граждан, способствовали укреплению режима и превращало немцев в агрессивную жестокую безликую фанатичную массу, совершившую страшнейшие преступления против человечности в первой половине прошлого века. И стержень фильма – законы должны защищать людей и обеспечивать соблюдение их прав, и тогда тоталитаризм не пройдет.
Конечно, на фоне современной российской юстиции и судебной системы, переполненной чудовищными примерами судебных решений, продиктованных стремлениями власти любой ценой удержаться у власти, такие фильмы нежелательны на экране. Что говорить, если в тюрьме убивают Магницкого, показавшего, как грабят чиновники бюджет страны, и после его смерти предают его суду. Что показывать «Нюрнбергский процесс», если наша юстиция, суды ведут себя точно как судебная машина фашистской Германии, любой ценой защищавшая власть Гитлера и его идеологию! И отправляют в тюрьмы и лагеря заведомо невиновных, как это было и в фашистской Германии, так это было и в СССР. Наша современная юстиция фабрикует дела, чтобы доказать, что следователям, прокурорам, омоновцам и полицейским, судьям и эфэсбэшникам необходимо прибавлять бюджетные статьи и зарплаты, звания и награды, потому что – кругом враги. Нет шпионов – надо их создать, нет антиправительственных заговоров – надо их придумать. Нет агентов вражеских разведок – надо их назначить.
Крамер показывает в своем фильме, что это ведет к национальной катастрофе. Ну, зачем людям показывать такие фильмы в России в XXI веке? Власть, именуемая многими властью жуликов и воров, с ее послушной и преступной фемидой, надеющейся, что их минует такая судьба? Ведь советскую юстицию за такие преступления фактически не судили…
Не знаю, хочется верить, что теперь так не обойдется…
А Крамера не перестает волновать вопрос – как страна может впасть в фашистский маразм, как человечество это может допустить, и можно ли это предотвратить. Результат этих раздумий кинорежиссера – фильм «Корабль дураков».
…1932 год. Из Латинской Америки в Германию плывет корабль. На нем есть всего много – богачи и бедняки, криминал и порядочность, долг и бесчестие, а главное – есть безразличие и готовность бездумно жить как все. Там есть носители нацистских идей и частичная их реализация, и планы дальнейшего развития этих идей, а единственный думающий человек – корабельный врач со всеми признаками чистейшего арийца и со шрамом на щеке, полученном, видимо, когда-то в элитных немецких клубах, бывших кузницей фашистских руководителей верхних эшелонов власти. Он не приемлет всех этих новаций, и он не совмещается с наступающим по всем направлениям фашизмом, умирает на этом корабле дураков - символе человечества перед приходом Гитлера к власти, не понимающих, куда плывет мир в 1932 году. Корабельный врач умирает, как у Пастернака в романе умирает Юрий Живаго, не совмещаясь с бредом советской действительности.
Резонерствующий в фильме карлик в конце спрашивает зрителя «Вы, наверное, спрашиваете, а какое это имеет отношение ко мне? – А никакого…»
Вот безразличие людей к злу рядом с ними и привело мир к трагедии Второй мировой войны.
Этот фильм мельком прошел по советским экранам. Прошел незамеченным. А почему?
Нам бы его сейчас смотреть всей страной, и повнимательнее. Но нет места фильмам Крамера на российском экране. Он больше не прогрессивный?
А религиозное мракобесие захлестывает Россию, и демонстрировать «Пожнешь бурю» нельзя. И дело вовсе не в том, что человечество еще не готово отказаться от Бога. В действительности эти мифы можно как-то примерить с наукой и обеспечить сосуществование здравого смысла с мифами. Тем более, что очень многим людям эти мифы помогают жить. Но милоново-мизулинская фанатичность, совмещенная с агрессией РПЦ, выходящей на уровень самых реакционных и жестоких ветвей ислама, соединяясь со стремлением власти реанимировать советские порядки с частной собственностью у правящей чекистско-православной элиты создает такую гремучую смесь в общественной жизни страны… И, конечно, по мнению наших чиновников от культуры типа Мединского и Михалкова, не место в умах россиян размышлениям над глубочайшими смыслами аллегорий Крамера…
Крамер еще в 1959 году снял фантастический фильм-предупреждение «На берегу» – о последствиях ядерной третьей мировой войны, который заканчивается видом мусора плавающим у берега океана с плакатом, призывающим остановится, пока еще есть время. В прокате в СССР на всякий случай этого фильма не было, хотя в прессе о нем писали много и хорошо. Мол, вот к чему приведет империализм. Но, может быть, в действительности потому, что в те годы опасность ядерной войны исходила в большей степени и в первую очередь из СССР?
В 1971 году Крамер снял страшную драму «Благослови зверей и детей» – о том, как ребята из специального летнего лагеря для трудных детей попытались спасти от уничтожения зверей, приготовленных для этого участникам сафари… Трудные дети, ставшие такими и из-за безразличия к ним старших, занятых бизнесом и престижными дорогими развлечениями, на самом деле лучше, чище и добрее своих благополучных старших… Нет ли и здесь нежелательной аналогии с современной Россией и ее олигархическим кланом?...
В 1973 году Стэнли Крамер снял боевик «Оклахома как она есть» – о.нефтяном буме в США в начале века, и о нравах в борьбе за доступ к черному золоту. И опять – то, что было актуально для Америки 100 лет назад – актуально для России сегодня.
С оглушительным успехом прошел по советским экранам, да и сейчас прокатывается его фильм «Этот безумный, безумный, безумный мир!». В полный рост, что называется, Крамер высмеивает талантливо и едко стяжательство обывателей, жадность к халяве у среднего американца, живущего безудержным стремлением потреблять. Мы-то в СССР в 60-70 мало понимали, что такое общество потребления, да и про потребление мало что знали. Но вот сейчас многие могут потреблять безгранично, но многие – и не могут. Для тех, кто не может – утешение про нашу необыкновенную духовность от РПЦ, ну, а бездуховные потребители яхт и недвижимости в самых сладких частях ненавистного западного бездуховного мира мучаются этим потреблением, но продолжают активно потреблять, рассказывая о том, как это мерзко…
Есть ли место этим прогрессивным в 60-70-е годы прошлого века фильмам в России?
Нет. Нашему зрителю это противопоказано. Он должен смотреть сериалы про милицию и старые «легендарные» пропагандистские, идеологически выдержанные хиты про подвиги чекистов в борьбе с врагами народа и происками империализма, или бесконечно веселиться на всяких смехопанорамах и смеходромах, отвлекаясь от этого на смакование подробностей из личной жизни знаменитостей с Рублевки или на иные творениями, одобренные нашим культурным чиновничеством, озаботившимся идеологией искусства и культуры для масс. Но ведь это уже было в фашистской Германии и в Советском Союзе. И куда это ведет?…
Стэнли Крамер с его гениальными фильмами-притчами, заставляющими, кроме восхищения его безукоризненными работами как режиссера, думать и мучительно искать ответы на поставленные им вопросы, и сравнивать то, что отражено в этих фильмах, отстоящее от нашего времени на 60–100 лет, с тем, что происходит сейчас в России, нам не нужен…
Это вредно и опасно для власти, которую некоторые наши современники величают властью жуликов и воров.

Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.

Петербургские политики и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, помещают в этом блоге свои заметки, газетные вырезки, предложения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, наблюдения, статьи.

Каким государством станет Россия в 21 веке: олигархия, деспотия, демократия, анархия, монархия или, может быть, клерикализм?
Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.

На страницах этого дневника - публикации о финансах, экономике, политике, культуре, войне, истории:




Судьба революционныж реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, oligarchy, despoteia, democracy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Deputies of Lensoviet convocation (powers from 1990 to 1993) today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his Notes, Offers, observation, articles, links to interesting posts on the Internet, press clippings.
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий