среда, 13 февраля 2013 г.

Политическое будущее России (год 2013)

Великие страны часто держатся на почти невидимых глазу булавочках. Когда эти булавочки выдергивают, они вдруг распадаются неожиданным для всех образом. Путин создал единую и сложную Россию. Слишком сложную для себя самого. Он не знает, что делать, а делать умеет примерно то же, что и раньше.


Глеб Павловский

Его победа оборачивается его поражением

См. также



Политическое будущее России

Вопросы, которые задаются о стране, ярко характеризуют двойственность, от которой мы не можем уйти. С одной стороны, очевидно, что Россия есть и движется в непонятное будущее. С другой стороны, она все время находится как бы у обрыва. Почему нас не покидает это предкатастрофическое ощущение? Может быть, дело в нас самих и это лишь наш собственный невроз?
Решения Госдумы одобряем!
Действительно, давно пора понять,
Что зря мы деньги банкам доверяем,
Они ведь могут денежки украсть.

Вот, скажем, примет их парламент
Очередной Магнитского закон,
И сразу наши деньги прикарманят
Еще устроят повсеместный звон.

Мы заберем все бабки из их банков -
Закон российский надо выполнять -
И сложим их в своих швейцарских замках,
Там их надежней будут охранять.

Спасибо тебе, Дума, что решила
Нам своевременно совет хороший дать.
Всех думцев отвезем мы на Шиншиллы -
В каникулы достойно отдыхать.

Мораль легко найдешь везде:
Ты сделай мне, а я тебе!

Сева Крестьянин


Но драматические живописные и даже куртуазные картины обыска у Собчак по поручению Кремля, с обнаружением миллиона евро и Яшина, относятся, в сущности, к очень небольшой группе людей. Большинство людей в России не живут так ярко и не подвергаются таким приключениям. Бриллианты и женщины Министерства обороны в каком-то смысле более характерны для нашей экономики и для нашей политической жизни, но и это – не самый многочисленный и распространенный слой людей. Большинство живут относительно ровной жизнью.

На днях я беседовал с одним из видных представителей истеблишмента. Тот меня успокаивал: не заморачивайся, сейчас только складывается реальное гражданское общество, такое, каким оно только и может быть. Оно растет и постепенно расширяется. Пока оно неспособно и не хочет отвечать даже за собственный подъезд и двор. Нескоро еще наступит момент, когда оно захочет отвечать за город и за страну. Но оно этого захочет! И нужно отнестись к этому процессу позитивно.

Это достойная точка зрения, ее придерживаются многие молодые управленцы, люди среднего класса, которые чувствуют себя достаточно сильными для того, чтобы вести дела и не бояться никаких катастроф. В конце концов, правительство и власть в России реально решает не так много, как она хочет нам показать.

Все, что нам нужно, это немного больше коммуникации друг с другом. Мы знаем по нашей истории, что в этой жизни есть такие механизмы, которые опасно нарушать. Замечательная вещь, установленная в механизме управляемой демократии, — готовность Думы голосовать за любой закон. И даже просто в один день принять его в трех чтениях. Но власть должна понимать риск, связанный со сверхэксплуатацией этого механизма. Это все равно что все время газовать, забыв про тормоз, – возникает ложное представление о машине. А еще опаснее то, что у пассажиров нашей государственной машины возникает ложное представление о водителях как о группе безумцев, которые вот-вот отправят их на дно ущелья. Тут и начинаются обиды, подозрения, и иногда даже драка в кабине водителя, которая действительно приводит к катастрофе.

Нам нужно немножко больше откровенности, обсуждений внутри самой власти и между властями и гражданами, причем – всеми, а не специально отобранными для разговора. Сейчас этого доверия нет, кажется, что это очень незначительная нехватка. Но в какой-то момент она может оказаться сокрушительной для страны. Великие страны часто держатся на почти невидимых глазу булавочках. Когда эти булавочки выдергивают, они вдруг распадаются неожиданным для всех образом.

После того как страна согласилась с тем, что она едина – а этого Путин добился, — следующей государственной задачей было бы восстановление доверия между разными частями страны. И не только между властью и обществом, как часто говорят. Если внутри общества люди не могут выразить свое мнение, их не устраивает общий ход событий, то гиперпроблемой внезапно может стать все что угодно.

Сегодня кандидатом на то, чтобы стать гиперпроблемой, является Кавказ. Если власть не найдет способа расширить диалог о России в обществе, не раскупорит общество, то эта запертая активность, все недоверие в России хлынет в узкое жерло ненависти к российскому Кавказу. И этого хватит, чтобы покончить со страной.


Россия и Запад

Мир для меня сейчас является самой трудной темой. Россия впопыхах пролетела тот момент, когда существовали оптимальные условия для конвертации достигнутого в первые два президентства Путина репутационного капитала. Президентство Медведева было потеряно, и не только по вине Медведева, но и по вине Путина и нашего МИДа, для того чтобы Россия смогла стать своеобразной, но самостоятельной и уважаемой частью мира. Сегодня мы бежим в группе новых центров силы, но всем известно, и прежде всего – самим этим центрам, что в группе БРИК буква Р – не вторая, а последняя, и разрыв быстро увеличивается.

Главная проблема России сегодня – даже не внешняя политика, а состояние страны, ее умов, торжество невежества и разрушенные представления о своем месте в человечестве. Россия кормит себя геополитическими баснями, с которыми за пределами страны нельзя выйти в приличное общество. Она не знает жизни ни в одной из стран мира, тем более – ни в одном из центров развития: в Латинской Америке, в Азии, Китае. Она ждет уважения к людям, которых не уважает ее собственное общество, и обижается на «закон Магнитского». Она претендует на то, чтобы быть центром притяжения постсоветского пространства, которому ничего не может и не хочет предложить. Это состояние переростка, которого в третий раз оставили на второй год в пятом классе: это большой громила, находящийся в жалком статусе и способный доказать свои права только демонстрируя кулаки и подростковые прыщи.

Наша внешняя политика нуждается в глубокой ревизии. Она америкоцентрична, хотя Америка не играет для нас сегодня большой роли и мы просто не понимаем ни внутренней, ни внешней политики США. Мы обороняем необороняемые позиции на Ближнем Востоке – что имело бы смысл, знай мы, что делать с лузерами, кого защищаем. В конце концов, политика цинична. В некоторых ситуациях можно спасать и Каддафи, и Асада, и «Хамас», если ты знаешь, зачем они тебе и что ты будешь делать дальше. Израиль, будучи демократическим государством, совсем не относится к врагам Асада – но он знает, кто его враг и какие у него ставки. А мы свои ставки не определили – это тактика того, кто обречен проиграть.


«Придуман» ли Путин?

Разговоры о том, что «Путин был придуман», равно подходят для любого лидера в истории. В каком-то смысле можно сказать, что и Ельцин, и Горбачев были придуманы. Любой деятель находится в центре мифа, который его окружает. Этот миф может быть светлым или темным; причем, как правило, светлый со временем меркнет и превращается в темный. Но политиков не придумывают, если они не придумывают себя сами. Главный источник мифа о политике – это он сам. Но никто из государственных деятелей не может нести слишком тяжелые для него латы исторического величия. Демонизировать некоторых людей нельзя, их можно только окарикатурить.

Путин не был создан. Но в каком-то смысле он сам, в первую очередь, и вся его команда, я в том числе, участвовали в создании «мифа Путина» и «мифа единой России», встающей с колен. Мифа стабильности и мифа управляемой демократии.

Этот вопрос всегда будет витать над Путиным из-за его склонности действовать не авторски, как бы не от своего имени. Тут свою роль играет, конечно, способ его прихода к власти и роль команды, которая вела его на этом пути. Все это создало чувство заговора и анонимности. Путин никогда не был под контролем и не допустил бы этого. Но сюрприз 1999 года остался тяжелым наследством и до сих пор склоняет Кремль и его окружение к новым сюрпризам. Они поверили, что тайна, неожиданность – это главный политический инструмент. Их вера в тайну доходит до комичного. Так, в глубочайшей тайне готовятся выступления и Послания президента, являющиеся на самом деле заурядными политическими документами.


Что ждать от Послания Путина?


Вначале отмечу, что сегодня реально не многое зависит от президента. Вопрос, начнется или нет модернизация страны, больше зависит от общества, от бизнеса, от управленческого класса, нежели от президента.

Я не жду от Послания многого, честно говоря, вообще практически ничего не жду. Думаю, будет уже хорошо, если Путин даст опорные точки для бюрократии, потому что она пребывает в растерянном состоянии. А когда она растеряна, то на всякий случай перестает работать совсем. Мы уже почти год как находимся в ситуации политической паузы, ни исполнительная, ни законодательная власть никак не начнут работать. Может быть, Путин столкнет их? Но судя по уже имеющимся высказываниям, каких-то существенных идей не видно. Все идеи объявлены Путиным еще в начале года, в предвыборных статьях, но они не были сведены в программу и не реализуются. Поэтому злиться не на кого. Правительство работает слабо, но не может работать сильнее, потому что нет программы. И смена правительства вряд ли даст большие, впечатляющие результаты.

Я думаю, что в Послании будет присутствовать некий баланс успокоительных заявлений в адрес бизнеса и госаппарата вперемешку с популистскими заявлениями в адрес населения. Типа, с моей точки зрения, довольно нелепой инициативы о восстановлении звания Героя труда, которая прозвучала из уст Путина накануне. Непонятно, кого считать Героем труда, Вексельберга? А если в качестве утешительного приза вместо роста доходов выдавать звезду Героя, это немедленно превратится для всех в очевидную комедию. Наверняка еще будут антикоррупционные заявления.

Но, повторяю, сильных стратегий я не вижу. Не вижу готовности Кремля к миру с собственной страной, чтобы вместе двинуться вперед. Скорее наоборот – мы видим бесконечные мелочные разборки по десятистепенным вопросам: какие спектакли показывать и как поступать с геями, вместо того чтобы разобраться, что нам делать с образованием и как осуществлять пенсионную реформу.


Либеральный поворот


Президент сегодня – всего лишь судья на поле, даже не игрок. При нем возможны самые разные маневры. Но если говорить о реальном либеральном повороте, это может быть только поворот самого общества, не президента. Ни один президент не внесет в нашу ситуацию добавочный либерализм. А вот больше милосердия к людям хотелось бы.

Этот риск будет сопровождать Путина весь срок его президентства. Потому что верховная власть собрана таким способом, что люди, наиболее необходимые, способные решать какие-то вопросы, одновременно являются лидерами коррупционных структур. Они одновременно и опора президентского комплекса, и в то же время коррумпируют верховную власть и ее структуры. Иногда это достигает ясности, очевидной для всех, как, например, в космической индустрии, где успешный запуск спутника теперь является чудесным исключением, а нормой считается неудачный запуск и гигантских масштабов воровство. Такая же картина распада везде. Но и заменить эту когорту некем, потому что их замами являются менеджеры коррупционных схем. Начальники скорее прикрывают, крышуют эти схемы, а обслуживают схемы их замы и контрагенты – это показывает «дело Сердюкова». При попытке избавиться от таких «начальников» Путин окажется в очень рискованном положении. С другой стороны, и «начальники» тоже вряд ли будут сами ускорять конфликты, пытаясь избавиться от Путина, потому что они очень уязвимы. Простейшие проверки, даже без углубленного расследования, покажут гигантский объем хищений из бюджета. Поэтому нынешний гнилой баланс будет сохраняться еще длительное время.

Полностью статья опубликована на сайте Правая.Ру (радикальная ортодоксия)

Прогрессивное Сколково. И здесь воровство?

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту хищения почти 24 млн. рублей, выделенных из бюджета на развитие наукограда "Сколково", сообщается с утра во вторник на официальном сайте Следственного комитета России (СКР). Как отмечается в пресс-релизе, под удар попали два бывших высокопоставленных сотрудника "Сколково" - директор департамента финансов некоммерческой организации "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" Кирилл Луговцев, с августа занимающий пост гендиректора Российского энергетического агентства (РЭА)при Минэнерго, а также гендиректор таможенно-финансовой компании (ТФК) "Сколково" Владимир Хохлов. Остальные участники уголовного дела в сообщении СКР расплывчато именуются "и другие лица".

Дело возбуждено на основании проверки Счетной палаты по статье 160 УК РФ. Считается, что Луговцев без проведения конкурса взял в аренду для нужд "ТФК "Сколково" недвижимость, потратив на нее 24 млн рублей из бюджета. Договор был заключен на три года, все деньги были перечислены авансом без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения. При проверке выяснилось, что фирма "Ника" принадлежит матери топ-менеджера Ирине Луговцевой. Следователи подозревают, что договор аренды был фиктивный, компания ТФК никогда не пользовалась этим помещением для своих нужд, а смысл сделки заключался в том, что Луговцев за счет бюджетных средств отремонтировал недвижимость, принадлежащую его родителям.

5 августа 2010 года министерство финансов России опубликовало основные направления бюджетной политики, согласно которым из федерального бюджета на обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра "Сколково" планировалось направить в 2011 году 15 млрд рублей, в 2012 году — 22 млрд рублей, в 2013 году — 17,1 млрд рублей. Президентом и одним из сопредседателей совета фонда Сколково является олигарх Виктор Вексельберг.

Подробности на сайте КПРФ

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Петербургские политики и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, публикуют в этом блоге свои наблюдения, предложения, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, газетные вырезки.
Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Петросовета в декабре 2011 года критиковали фальсификацию выборов.
Каким государством станет Россия в 21 веке: анархия, деспотия, монархия, олигархия, демократия или, может быть, гуманизм?

На страницах этого блога - публикации о экономике, финансах, войне, политике, культуре, истории:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.


What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, despoteia, oligarchy, democracy, monarchy or, perhaps, humanism?
Blog launched after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
Petersburg politics convocation currently closely follow the fate of Russia, publish in this blog his articles, press clippings, observation, Notes, links to interesting posts on the Internet, Offers.

On the pages of this Blog - publication of the History, War, Finance, Politics, Economy, Culture:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий