четверг, 5 июля 2012 г.

"Домострой" - кодекс строителя капитализма в России

«Одна идея «Домостроя»,
Домо-Строя есть уже великая и священная»
В.Розанов,  русский философ


Официальный бесплатный еженедельник администрации Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» публикует 5 июля культурологическую статью, лейтмотив которой: и в новое время надо жить по-старому, а главное, власть уважать!
Уважение к власти - дело хорошее. Кто же против?
Однако же, автору статьи о книге «Домострой» следовало бы напомнить читателям, что при царе Горохе властная элита дурила народ тем, что самодержавие от бога, значит, никакие земные силы не вправе посягать на легитимность короны.
В наши же дни источник власти - сам народ. Легитимизация власти происходит, прежде всего, на выборах. Если же выборы фальшивые, в чем не сомневаются те, кто хотя бы краем глаза наблюдал, что творилось 4 декабря и 4 марта на избирательных участках в России, то закрадывается сомнение в том, будет ли такая власть уважаема своими избирателями. И какой мерой времени измерять кредит доверия народа власти? А без власти, которой доверяют люди, судьба России в 21-м веке представляется весьма печальной.
После этого критического предисловия переходим собственно к «Домострою».
Читаем статью в сокращении.

Владимир Малышев 

Современный «Домострой»


Все мы что-то слышали о «Домострое» как о некой старинной книге. В советские времена она упоминалась лишь в ироническом смысле как сборник консервативных норм быта, будто бы воспевающий семейный деспотизм. Она не переиздавалась, и в СССР никто ее, конечно, не читал. На самом же деле речь идет о замечательном произведении русской духовной литературы, написанном около 400 лет назад, многие наставления и поучения которого актуальны до сих пор.
Считают, что автор «Домостроя» – выходец из Великого Новгорода священник Сильвестр, хотя и не все исследователи с этим согласны. В 1545 году он стал протопопом Благовещенского собора в Кремле, вошел в ближайшее окружение царя Ивана Грозного. Это были времена становления единого общенационального русского государства, когда утверждалась идея Москвы как Третьего Рима. Она была навеяна пророчеством о судьбе человечества как о четырех сменяющих друг друга царствах, последнее из которых будет царством Антихриста. Два царства уже пали – Древний Рим и Константинополь за утрату веры и подчинения соблазнам роскоши и разврата. Осталась Москва – Третий Рим, третье царство, оплот и защита православия. Вот тут-то и появилась книга с яркой проповедью идеалов для Руси новой эпохи как единого государства, призывающая положить конец удельной раздробленности. Причем делалось это в форме установления единого для всех нравственного кодекса, организации повседневной жизни русского народа по высоким канонам православного благочестия. Жить по правде, по совести, быть честными, справедливыми и милосердными – к этому и призывает «Домострой». «Жить по христианским законам, с чистой совестью и по правде, с верой, соблюдая волю Божью и следуя заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем и в праведной жизни, жену наставляя и домочадцев своих не принуждением, не битьем, не тяжкою работой, а словно о детях заботясь, чтобы были в покое, одеты и сыты, и в теплом доме, и всегда в порядке», – говорит Сильвестр во вступлении к «Домострою». Разве не того же самого хочет для себя и своей семьи и каждый современный человек?

Как жить?

Прежде всего в «Домострое» излагаются духовные принципы организации жизни на Руси. «Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской: во-первых, всей душой и всем разумом, и всеми чувствами, и искреннею верою верить в Отца и Сына и Святого Духа – в неразделимую Троицу; в воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего верь…»
Ближним надо помогать, учит «Домострой». «Всех, кто страдает в нищете и бедности, и в нужде, не презирай, пригласи в дом свой, напои и накорми, согрей и одень с любовью и чистой совестью». По «Домострою», не может человек жить один, а только в обществе и служа обществу. В этом смысле «Домострой», возможно, более общественная книга, чем «Капитал», а его автора, пожалуй, стоило бы признать гораздо большим социалистом, чем всех основоположников марксизма.


Группа, в которой обсуждаются причины, события и результаты демократической революции в России, которая началась в 1989-1993 годах. Похоже, до сего дня эта революция так и не завершилась. А это очень плохо и для экономики страны, и для населения. 

The group, which discusses the causes, events and results of the democratic revolution in Russia, which began during 1989-1993. It seems that to this day, the revolution has not ended. And this is very bad for the economy and the population. 

1989-1993の間に始まったロシアの民主革命の原因は、イベントとその結果を説明し、グループ、。これは、この日に、革命が終了していないようだ。そして、これは経済と人口のために非常に悪いです。

Уважение к власти

Важное значение для автора «Домостроя» играет уважение к власти, обеспечивающей единство, могущество и защиту Руси от ее врагов. «Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли… Также и князьям покоряйся и воздавай им должные почести, так как они от Бога посланы мстить злодеям и награждать добродетельных». А власти следует служить на основе высоких нравственных принципов. «А царю, и князю, и всякому вельможе не думай служить обманом и хитростью, погубит Господь всех лживо говорящих, а сплетники и клеветники будут народом прокляты».

Платим налоги. Богу - богово, Кесарю - кесарево!

Уже в те времена людей учили, что налоги государству следует платить полностью и в срок. «А всякому человеку со своего подворья или с лавки позем, а с деревни и со всей угодий дани и пошлины и всякий оброк и всякие дани, и разные государевы подати аккуратно платить и на себе не задерживать, не собирать в одно время сразу, а отдавать раньше срока: тогда и работы тяжкой избежишь, и за просрочку да за поручительство денег не платишь, и подарков не носишь, и сам не таскаешься», – советовал «Домострой».

Скажем "Нет!" коррупции и мздоимству

Власть же, согласно автору «Домостроя», тоже должна поступать по совести и быть справедливой. Если кто по-божески живет, то «будучи наделен властью, судит всех одинаково и нелицемерно, и справедливо, независимо от того, богатый или бедный, ближний или дальний, известный или неизвестный, и довольствуется доходами праведными и слугам своим так же поступать велит». Другими словами, при соблюдении этих заповедей «Домостроя» никакая коррупция невозможна.
Также поступает и тот, кто «находясь у власти или в приказе служа, справедливые налоги собирает не силой, не грабежом и не пыткой…».
В «Домострое» развивается теория трудовой основы богатства как единственно допустимой. «А если что сотворил неправедно, или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, не благословенны подобные доходы, и для себя ненадежны, и милостыня с них неугодна Богу. От праведных же трудов и от честных доходов и себе надежно, и Богу достойно в дар принести». Что это, как не дошедшее из глубины веков предупреждение нашим нынешним «прихватизаторам»?

 Средний класс уже есть! Только власть ему чиновники пока не уступают

В XIX веке наши доморощенные либералы-западники превратили само слово «домострой» в символ реакционного жизненного уклада, некоего «темного царства». А в СССР эту книгу стали называть апологией крепостничества, попыткой замаскировать «свирепую систему» эксплуатации трудящихся «елеем православия». Рачительный хозяин, строитель процветающей и богатой России превратился в такой интерпретации в кулака-мироеда, которого будто бы и воспевал «Домострой». На самом же деле в этой книге проповедуются те же прогрессивные идеи, при помощи которых потом пытался преобразовать Россию Петр Столыпин.
Это же самое актуально для нас и сегодня – создать крепкий средний класс, который и сделает нашу страну богатой, могучей и процветающей. Без духовных и нравственных принципов написанного 400 лет назад «Домостроя» нам новую Россию не построить.

Полностью на сайте газеты "Петербургский дневник"

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Авторы публикаций в этом блоге культуролог Сергей Басов, действительный государственный советник Леонид Романков, общественник Юрий Вдовин, философ Лев Семашко, писатель Александр Сазанов, юрист Сергей Егоров, политик Павел Цыпленков в декабре 2011 года критиковали фальсификацию выборов.
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, публикуют в настоящем сетевом журнале свои ссылки на интересные сообщения в Интернете, наблюдения, заметки, статьи, предложения, газетные вырезки.
Каким государством станет Россия в 21 веке: анархия, монархия, деспотия, демократия, олигархия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого сетевого журнала - публикации о финансах, войне, экономике, истории, политике, культуре:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, despoteia, democracy, monarchy, oligarchy or, perhaps, clericalism?
A group of deputies of Lensoviet 21 convocation (powers from 1990 to 1993) today closely follow the fate of Russia, publish in this online journal his observation, press clippings, articles, Notes, Offers, links to interesting posts on the Internet.

Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this online journal - publication of the Finance, War, History, Politics, Culture, Economy:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий