воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Системное образование: Состав и перспективы.

Лучшее образование Мира — для России!
Кто с автором реализует?

Системное образование:
Состав и перспективы.
Скворцов Г.Е.
Академик МАФО

Это - вторая статья из серии «Современное образование», в которой намечается более десятка публикаций.
1.                  Все мы хотим жить в лучшем мире, без проблем. Долго и счастливо. Такая идеальная картина может осуществиться только при совершенном образовании. Только оно может обеспечить отличное обучение, прекрасное воспитание и гармоничное развитие. Это – идеал, к которому нужно стремиться, если хотим лучшего.
Потенциал совершенствования образования велик. Именно это имел ввиду автор книги «Человек: психология» Коломенский Я.Л.: «В столь устоявшейся области деятельности, как образование, возможны такие изобретения и открытия, последствия которых окажут огромное влияние на развитие науки, культуры и производства». Можно добавить: «и значительно повысить качество жизни»
Как делать изобретения и открытия, в том числе и в образовании, описано в книги «Технология новых знаний». Займемся этим, когда будет получена необходима подготовка.
Пока будем выявлять необходимые качества образования, соответствующего информационно – инновационной эпохе. Прежде всего – системное качество.
2.                  Это качество очень емкое Оно содержит в себе целую программу. Поэтому следует познакомится с началами системного подхода.
Заметим, что с ними в подходящей форме следует знакомить с первого класса, а за тем совершенствовать системные знания на протяжении всей жизни. Гарантируется уменьшение проблем разного рода. Системные инструменты решают проблемы.
Естественно начать с определения Системы (С) и ее свойств. Системе свойственна полнота, и определение должно быть полным. Самое общее определение: С – всеобщая, универсальная конструкция.
Универсальное многогранно и должно определяться набором свойств. Для системы - их 12 (подобно  граням в соответствующем многограннике). Далее будет достаточно первых шести.
Структурное определение: С – набор элементов, связанных между собой, предназначенный для осуществления определенной функции (элементы, связи, функция).
Функциональное: набор элементов, выполняющих определенные функции.
Надсистемное: данная С – определенная часть более общей системы.
Реактивное: набор элементов, демонстрирующий определенные реакции на задаваемые воздействия.
Ресурсное: набор элементов, обладающий достаточным ресурсом для осуществления определенной функции.
Генетическое: указывается исток происхождения, по которому можно определять свойство С.
Важны главные свойства Системы: Полнота, Целостность, Иерархия, Креативность, Эффективность.
Полнота означает, что С имеет достаточно элементов для выполнения основной функции.
Целостность означает, что имеющиеся между элементами связи достаточны.
Иерархия означает четкое по-уровневое строение с выделением горизонтальных и вертикальных связей.
Креативность системы заключается в свойстве получения нового качества при объединении элементов в С (общего) и каждым элементом (индивидуального).
Степень эффективности определяет количественная мера, результатов функционирования С.
3.                  Применим указанные определения и свойства к образованию.
Прежде всего, общее определение относится к «мишени» образования – мышлению человека. Оно – системно, и обладает всеми свойствами от природы. Но, как и все в человеке, требует развития. В этом заключается главная функция образования. В свою очередь, оно должно быть системным.
 Образование состоит из трех основных подсистем: Обучение, воспитание и развитие. Каждая из подсистем должна обладать всеми указанными свойствами С.
Рассмотрим сначала обучение. В этой составляющей советское образование занимало одно из первых мест в мире благодаря свойству фундаментальности. При этом оно лишь частично соответствовало определениям и частично имело свойства С.
Показать это на примере свойств полноты и целостности не представляет труда. Большой дефект действующего образования заключается в нарушении иерархии мышления, посредством установки «от частного - к общему». Мышление осуществляется, как известно из биологии, от общего к частному. Такой принцип образования – «прежде общее» провозгласил создатель регулярного образования Ян Коменский. Он оснастил этот принцип рядом законов (16), которые представляли общее. Позднее все выдающиеся педагоги до советской эпохи (Гегель, Дестервег, Ушинский, Менделеев) следовали ему. И оснащали доступным для науки своего времени концентратом. Известным примером служит периодический закон Менделеева в виде Таблицы элементов.
В советское время Давыдов, Эльконин, Занков и др. старались заменить  принятый противоречащий мышлению принцип на естественный «От общего».
Указанное положение высвечивает главный недостаток действующего обучения. Он приводит к целому ряду отрицательных последствий. Главное из них – основной кризис всего современного образования – кризис знаний. Он заключается в том, что быстро растущий объем знаний все в  меньшей мере может усваиваться учениками. Переход к системному образованию в большой степени снимает этот кризис. Как – покажем далее.
Вторая составляющая образование – воспитание, совершенна недостаточно представлена в школе. Нет ни одного специального предмета по воспитанию. Некоторую часть функции воспитания выполняет литература, но этого совершенно недостаточно.
Критический недостаток воспитания служит источником социального кризиса образования. Плоды его обнаруживаются непосредственно и в разных масштабах. Асоциальное поведение, преступность – одно из них. Международное варварство – войны- источник страданий миллионов – прямое следствие отсутствие воспитания в школе. Указанные два ключевых дефекта имеют очень неприятные психологические последствия.
Системное образование способно в значительное мере снять этот кризис, а значит  в большой мере уменьшить объемы преступности, наркомании, агрессивности.
4.                  Системное обучение противодействует кризису знаний, тем что возвращает примат общего и вводит творческий переход к частному. Эту задачу решает системная организация знаний. Ее схема приведена в статье 1 автора.
Остановимся на главном звене системного обучения – фундаментальном ядре предметов – системе законов. Достаточно полные системы законов физики, естествознания, синергетики и теории новых знаний приведены в книгах /1,2, 3, 4/ и разработаны для математики.
Система законов предмета позволяет:
1)                 в значительной мере приблизиться к современному знанию;
2)                 видеть предмет в целом, связи между разделами  и межпредметные;
3)                 осуществлять на этой общей основе творческую актуализацию знаний для успешного решения задач;
Последнее развивает интеллектуальные способности и воспитывает в человеке склонность к творчеству.
Любой учитель пройдя и усвоив авторский курс Системного обучения, получит ряд несомненных достоинств, которые позволят ему подняться на высокую ступень педагогического мастерства. Это – системное знание и умения представлять системным образом учебный материал, возможность использовать фундаментальное ядро предмета, умение более глубоко излагать предмет, возможность сократить срок усвоения с увеличением качества и, наконец, удовольствие от успешной работы учеников.
Из опыта автора обучения в школе математике можно отметить, кроме прочих положительных сторон, «Лес» поднятых рук желающих ответить на любой вопрос, проходящего в диалоге обучения. Секрет этого будет доступен любому учителю, использующему системную методику.
Один из примеров занимательного изложения темы «Пропорции» можно найти в Интернете (Googlе Скворцов Генрих Евгеньевич). В этом примере общий закон природной пропорции специализируется учениками для трех делений на удобном объекте – пальцах. Они измеряют фаланги пальцев, а затем вычисляют их отношения из кубического уравнения. Обнаруживая совпадения для всех пальцев, ребята получают новое знание и чувствую себя первопроходцами. Это – хороший пример продуктивного обучения, каковым является все системное обучение благодаря свойству креативности.
5.                  В системных курсах десятки новых тем, которые близки к новым научным знаниям. При этом они представлены в подходящей форме для обучения. Указанные особенности системного обучения а так же новации в методике и мотивациях, существенно отличают его от действующего обучения. Последнее, будучи репродуктивным, неспособно преодолевать кризис знаний и прививать творческий подход. Творчество – хороший воспитатель.
Системное обучение ускоряет усвоение, снимает перегрузки и позволяет не выходят из временных рамок ввести плодотворный курс воспитания.
Он может занимать все годы обучения, тем более, что имеется системная основа. Это – развернутый курс нравственного воспитания (Заикин Н.И.) и база курса «Школа Жизни» (Скворцов Г.Е). Усвоение таких курсов активным методом в значительной мере будет обеспечивать подготовку достойного знающего пополнения общества. Разумеется, это будет оздоравливать наше общество, повышать качество жизни, ускорять экономическое развитие страны.
Литература:.
1.                  Скворцов Г.Е Картина мира природы. СПб. 2003.
2.                  Скворцов Г.Е Система законов природы. СПб. 2004.
3.                  Скворцов Г.Е. Кондратьев А.Н. Технология новых знаний. СПб. 2007.

4.                  Скворцов Г.Е., Полищук В. Основы современной синергетики. СПб. 2010.

Комментариев нет :

Отправить комментарий