понедельник, 21 ноября 2016 г.

Обеспокоенные будущим России.

"Нужна третья волна десталинизации"


Михаил Федотов, Алексей Кудрин, Михаил Абызов

Михаил Федотов, Алексей Кудрин, Михаил Абызов

Будущее России: обсуждение на Гражданском форуме-2016

Старейший правозащитник России, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева открывала Гражданский форум по скайпу, поскольку не могла покинуть дом из-за поломки лифта. Весьма символичная иллюстрация к словам члена Оргкомитета конгресса Евгения Гонтмахера, явно снизившего масштаб запросов организаторов: "Правовое государство не получилось, попробуем построить социальное".

Людмила Алексеева фактически предупреждала о грядущих репрессиях:

– Мы вступаем в трудные времена. Большого террора сталинского времени у нас не будет, но тем, кто попадет под этот каток, от этого не легче. И это не только несколько губернаторов и один министр, пока один... Простых граждан, к примеру, блогеров уже попало под каток гораздо больше. Им приписывают экстремизм, которого в их постах нет, который выдумывают каратели.

Людмила Алексеева

Людмила Алексеева

 

Нам придется жить во все ухудшающейся обстановке. В Москве уже перестали разрешать собираться на улицах по любому поводу. Мы не знаем, не является ли нынешний форум последним разрешенным таким собранием, а нам надо и впредь сохранять возможность обмениваться мнениями и вырабатывать общие решения, ведь мы не "Единая Россия" и Государственная дума, где по каждому поводу одно и то же мнение. Мы – гражданское общество, и значит, у нас широкий спектр мнений по многим вопросам, нам надо беседовать друг с другом, убеждать друг друга и приходить к согласию. Для этого необходимо сохранить общение в масштабах нашей страны. Может быть, надо на этом форуме договориться об онлайн круглых столах, конференциях и даже следующих гражданских форумах по интернету.

Нам необходимо создать школу обучения гражданских активистов навыкам диссидентов, выработанным в советское время: как вести себя при вызовах на допрос, как вести себя, если пришли с обыском, как сделать, чтобы обыск, который у вас проведут, не повредил никому, кто вам доверился, как вести себя при аресте, в заключении, на суде и дальше. Дай бог, чтобы никому из нас все это не понадобилось, но надо знать это заранее. Это может уберечь вас и ваших близких от тяжелых испытаний.

А покамест – делай что должно, и пусть будет, что будет. Мужества нам не занимать: в такой стране живем, к такому народу принадлежим. Не знаю когда, но верю твердо, победа будет за нами, не сомневаюсь, что вы в это верите, – заявила правозащитник Людмила Алексеева.

О выступлении Людмилы Алексеевой мы поговорили с правозащитником Валентином Гефтером.

Фактически Людмила Алексеева предупредила, что гражданскому обществу придется работать в условиях чуть ли не подполья. Позже исследователь НКО Светлана Маковецкая указала на опасные тенденции:

– Если все идет, как идет, уменьшится число реальных НКО, увеличится число НКО-развлечений. В регионах произойдет разрушение крупных ветеранских и инвалидных организаций. Произойдет большое количество репутационных скандалов, когда НКО будут властью "уличены" уже не в "иноагентстве," а в "коррупции" или в плохом отношении к персоналу.

Возникнет фактический запрет взаимодействия с НКО бизнеса и чиновников. НКО-сектор будет заниматься социальными услугами. Объемов пожертвований НКО будет недостаточно, чтобы нормально работать, система эндаументов не разовьется. Из-за того, что продвигается идея взаимодействия с властями через общественные советы или палаты, возникнет монополия, которая будет препятствовать развитию общественных инициатив, – предсказала Светлана Маковецкая.

Ответа от власти на эти заявления не последовало. Ожидавшийся на Гражданском форуме первый замглавы Администрации президента РФ Сергей Кириенко не приехал, как и глава ЦИК Элла Памфилова.

Официальным спикером Кремля на форуме стал председатель Совета по развитию гражданского общества при президенте РФ Михаил Федотов, вещавший весьма банально: "У нас огромное количество проблем в области прав человека, но мы намерены шаг за шагом их решать".

Михаил Федотов

Михаил Федотов

 

Михаил Федотов "забыл" о массовом уничтожении НКО законом об иностранных агентах, но зато похвастался мнимым успехом: "То, что делается, чтобы НКО могли оказывать общественно-полезные услуги, и получать деньги из госбюджета, – это прорыв". Федотов, правда, оговорился: "Мало принять закон, надо принять подзаконные акты, ввести все в практику. Это может сделать только гражданское общество, это ваше место гражданского подвига".

Министр РФ по делам открытого правительства Михаил Абызов похвалил форумы, которые он воспринимает, как выяснилось, в качестве средства слива протеста:

– Гражданский форум и Общественные палаты появились в 2012 году на волне радикального ощущения раскола в элитах и в обществе. Была у многих нетерпимость к несправедливости, которая имела место и обсуждалась. И вот по прошествии 4 лет многое сделано вами, но энергия не пропала. Мы вместе построили много площадок для развития диалога, раскрытия информации. Сделали работу власти более прозрачной.

Министр Абызов посетовал: "Нам не хватает востребованной гражданской активности. При сборе заявок кандидатов в общественные советы министерств и ведомств обратились к Кудрину. По одному ведомству не смогли получить достаточно заявок. Нам надо, не опуская рук, думать, как сделать эти платформы более совершенными", – заявил Михаил Абызов.

Модератор форума Евгений Гонтмахер заметил:

– Государство должно знать свое место. По факту Россия не перешла в своем развитии грань XX и XXI века. Именно социальное государство позволит сделать страну современной и комфортной, чтобы людям никто не мешал, а лучше еще бы и способствовал, но это некий идеал.

Общество прогрессирующее отличается от деградирующего тем, что проблемы решаются. А у нас идет накопление проблем. Это признак неблагополучия. Общество и государство не могут справиться с самими собой. Государство контролирует 70% экономики, то есть это значит, оно контролирует нашу жизнь через выплату зарплат и пенсий. Мы должны начать с реформы госуправления, чтобы государство стало меньше и заняло свое место", – уверен экономист Евгений Гонтмахер.

Впрочем, экономист Владимир Назаров уверен, что социальное государство – уже вчерашний день:

– Социальное государство достигает в XX веке пика, но начинает разваливаться. Государство – не лучший институт, который может обеспечить социальную справедливость. Люди учатся договариваться с помощью новых технологий и без бюрократии. Социальное государство неповоротливо. Потребности людей в социальных услугах растут, а возможности государства их удовлетворять падают. Государство неизбежно будет в этой сфере вытесняться НКО. К примеру, Дональд Трамп хочет снизить налог на прибыль корпораций до 15%. Идет конкуренция за капитал и креативный класс, и в этой ситуации перераспределять становится все сложнее. Капитал уходит в те страны, где к нему не предъявляют больших требований. Скоро государству будет нечего перераспределять, так как тот, кто не будет снижать налоги, будет терять будущее, – предупредил экономист Владимир Назаров.

Учредитель хосписа "Вера" Нюта Федермессер вернула разговор к социальной проблематике. Она говорила о том, что современное общество не готово к проблеме старости и достойного ухода из жизни:

– Дети – не наше будущее. Наше будущее – старость, болезнь и смерть. Надо к этому готовиться. Поколение, которое не решает эту проблему, оставляет детей с ощущением невыполненного долга. Сейчас надо решить проблемы, которые не решались в России никогда. Мы живем в обществе активно стареющем. Будет возрастать количество пожилого населения. В 2030 году будет 29% нетрудоспособного населения. С этим не справиться без системы помощи и ухода, страхования старости, без легализации рынка сиделок. Только 12% не будут в конце жизни нуждаться в уходе. В обществе должен быть спрос на качественную помощь, на качественную старость, на качественный уход. Если этого не будет, мы создадим своим бездействием у целого поколения неизбывное чувство вины, – подчеркивает Нюта Федермессер.


Судьба России в XXI веке
Философия блога.


Какая власть сложится в России в 21 веке: анархия, демократия, деспотия, монархия, олигархия или, может быть, гуманизм?
Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился пренебрежением его мнением и вышел на митинги. Авторы публикаций в этом блоге философ Лев Семашко, правозащитник Юрий Вдовин, искуствовед Сергей Басов, писатель Павел Цыпленков, юрист Сергей Егоров, действительный государственный советник Леонид Романков, писатель Александр Сазанов в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Депутаты Ленсовета 21 созыва и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои предложения, заметки, наблюдения, газетные вырезки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи.

На страницах этого блога вы найдете интересные статьи:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

Профессор Эмиль Паин говорил о том, как формируется национальная политика путинизма:

– Мы видим уже третий заход строительства нации. При Николае I министр просвещения Уваров начал, Сталин продолжил, а теперь нацию строят как колонну на параде. Нацию спрятали в идею официальной народности. Потом революционную нацию прятали под официальной народностью, а теперь официальную народность упаковывают в идею "российская нация". В центре всего – негативная консолидация против внешних врагов. Враги меняются, а принцип остается. Навязывается идея, что русский народ по каким-то причинам не подготовлен к идее народного суверенитета, что он жаждет патернализма, где в центре царь, вождь или "батька".

В чем беда строительства сверху, а не снизу? Она парализует гражданское общество. "Политический пластилин" не может осуществлять народовластие. Страна не может интегрировать мигрантов. Не может противостоять экспансии архаичной периферии. Нужен переход к проекту развития гражданской нации снизу, на базе крупнейших городов, формирующих новые системы гражданских отношений, где есть высокий уровень протестной активности, который проявился пока лишь в форме "голосования ногами", – говорит этнолог Эмиль Паин.

Социолог Алексей Левинсон решил рассказать про российское общество, которое не пронизано гражданским принципами:

– Хочу поговорить о плохих новостях. Первая проблема – отсутствие в "большом" обществе идеологических и ценностных опор для конструктивной работы. Скомпрометированы идеи коммунизма, социализма, западной демократии, "европейского пути", "европейского дома". Несколько выше ценность сохранения некоторых внешних атрибутов демократии – это "выборы".

Скомпрометирована идея реформ. Реформа здравоохранения вызывает в массовом человеке чувство оскорбления и досады. В массе считается, что вся медицина платная и несправедливая. Образование – то же самое. Реформа плоха: образование якобы стало платным, значит, оно несправедливое. Военная реформа Сердюкова, успешная, по мнению экспертов, скомпрометирована с помощью трюков с Васильевой. Реформа полиции Медведева считается номинальной: сменили имя, ничего хорошего не произошло. Контекстом является сохранение лояльности публики советскому государственному патерналистскому идеалу, который эксплуатируется официозом.

В латентном виде сохраняется мечта о хорошем "шведском капитализме". В общем, мог бы быть в России "честный капитализм" – эта идея присутствует и подкрепляется мифологическим представлением, что он был в России в начале XX века, и он мог бы появиться снова. Может получить признание простая идея: мы сможем сделать так, что за честный труд человек будет получать приличное вознаграждение, кто хочет работать, сможет себе заработать на достойную жизнь. Эта формула – то, что не подверглось эрозии.

Из текущего главное – воздействие на общественное сознание оказывает мысль о том, что после присоединения Крыма состоялось возвращение отечества на позиции великой державы. "Крым наш" – самая твердая из имеющихся идей, ей привержены больше 80%. Это выше, чем рейтинг президента. При этом люди понимают, что это бьет по их карману.

Важную роль играет символическая фигура президента. Она не имеет прямого отношения к Путину, рейтинг Путина не очень связан с Путиным. Этот рейтинг в обществе идеи солидарности, потребность в которой растет. При этом отношение к самому политику Путину в значительной степени критическое: формула, что он "защищает интересы силовиков и олигархов", повторяется с момента прихода к власти и до сегодняшнего дня. Нет иллюзий, но Путин превратился в мифологическую фигуру – защитника народа неизвестно от кого. И более 50% поддерживает его переизбрание в 2018 году, хотя деятельность правительства, премьера и Думы такой поддержки не имеет. Кризис существует, санкции и "контрсанкции" бьют россиян по карману, они это понимают, но готовы поддерживать продолжение этой политики.

Тут простая логика не работает. "Все плохо!" – говорят россияне, но они же в массе утверждают, что "Россия идет правильным путем". Вот так работает сегодня массовое сознание. Население – оно с государством не розно. Это единая система, слитая с государством. Для населения государство, бюрократическая система родная, а не чужая. В этом отличие от советской системы.

Что будет, если это государство несколько ослабеет? Это приведет к двум феноменам: будут массово возникать гражданские инициативы, но появятся, по модели Донбасса, лидеры типа Стрелкова, – мрачно предупреждает сотрудник "Левада-центра" Алексей Левинсон.

Полностью читать тут.

Комментариев нет :

Отправить комментарий