среда, 3 августа 2016 г.

Вспоминаем о ГКЧП. Это было 25 лет назад.

Депутат Ленсовета Вадим Воронцов опубликовал летом 2016 года книгу своих мемуаров. С его разрешения я знакомлю публику с отрывком, посвященным 19 августа 1991 года.

Митинг на Дворцовой пл. против ГКЧП. 20 августа 1991 года. 


19 августа 1991 года я как всегда встал в 6 утра и стал собираться на работу в институт Гипротранссигналсвязь (ГТСС), в котором продолжал работать главным специалистом технического отдела. По радио услышал о путче ГКЧП. Стало тревожно: могут начать с нас, депутатов демократического Ленсовета. Я выбирался по призыву ЛНФ в блоке «Демократические выборы-90» и всегда отстаивал позиции ЛНФ – меня даже избрали секретарём совета фракции ЛНФ.
Было тепло, я на всякий случай одел летнюю форму железнодорожника – серые брюки, рубашку с погонами (два галуна и две звезды, что соответствует подполковнику) – всё-таки серьёзный государственный человек. В 8.15 приехал на работу, среди сотрудников почти нет разговоров о ГКЧП. Долго высидеть не смог, рванул в Мариинский дворец – к своим в Ленсовет!
На подходе к Мариинскому встретил одного из лидеров ЛНФ депутата России и Ленсовета Петра Сергеевича Филиппова, который почему-то бежал от Мариинского. «Что будем делать, Пётр Сергеевич, в худшем случае?». Ответ: «Уйдём в подполье!» Побежал дальше. В Мариинском сутолока. Что в Москве с демократами – не ясно. Выяснилось: нет связи с Москвой!
Сообразил: звоню на работу, т.к. у нас своя железнодорожная связь. Коллег спрашиваю: «Связь с Москвой есть?». Набрали – есть! Не помню, как сформировалась группа. Мы на двух «Жигулях» по ул. Дзержинского, по неправильному направлению (тогда было одностороннее движение к Адмиралтейству) рванули к Витебскому вокзалу и далее на ул. Боровую, 53.
Помню, со мной были: народный депутат СССР Алексей Левашов, депутаты Ленсовета Юрий Гладков и Александр Патиев. Остальных не помню. Промчались через два корпуса института в мою рабочую комнату №203 (там работали ещё три главных спеца отдела Т). Играют в домино – значит, был обед с 12 ч. до 12 ч. 45 мин.
Набираем по ж.д. телефону Москву, выход в город, А.В.Левашов и Ю.П.Гладков принимают сообщение от Президента РСФСР Б.Н.Ельцина, Председателя Совмина РСФСР И.С. Силаева и и.о. Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова.
Возвращаемся в Ленсовет, в Мариинский дворец по ул. Дзержинского уже в правильном направлении. Везем  сообщение от Б.Н.Ельцина, принятое 19 августа 1991 года по телефону в ГТСС
Юрий Павлович Гладков вспоминал в «Автобиографии Петербургского горсовета» (1-й том, стр. 368, 3-й абзац):
«Помню, как я с коллегами ездил на переговорный пункт специальной связи, по которой единственно смогли оперативно получить указ Бориса Николаевича Ельцина, квалифицировавший действия ГКЧП как попытку государственного переворота. Этот указ мы потом размножили и распространяли, отправлялись на станции метро, чтобы по громкоговорящей связи этот указ и заявление, принятое Ленсоветом, зачитывались тысячам ленинградцев». 

Позже выяснилось, что телефонная связь с Москвой восстановлена, но думаю: вдруг опять прервётся? Иду к Председателю Ленсовета А.Н. Беляеву.
Он полностью поддерживает моё предложение – идею резерва связи. Зная, что директор ГТСС не очень поддерживает мою демократическую деятельность, прошу Беляева оформить это как поручение. Рождается не очень складное (я пункт связи называл резервным), но нужное Распоряжение № 875-Р от 19.08.91.
Депутат А.Ю.Патиев тоже пожелал участвовать в этой работе, добыл факс, и ночь на 20 августа мы просидели на моём рабочем месте в ГТСС. Было скучновато. Александр отлаживал факс, который так и не заработал. Я же стал обзванивать железные дороги МПС. Узнавал обстановку, информировал о документах руководства России, Ленсовета.
Были звонки и к нам.
Помню звонок Виталия Леонтьевича Мутко – тогда он был, по-моему, председателем исполкома Кировского райсовета народных депутатов. В. Мутко: «Слышен гул танков. Что делать?». Отвечаю: «Я всего лишь резервный пункт связи Ленсовета. Звоните в Ленсовет, я тоже постараюсь туда сообщить» (не так было просто дозвониться до Мариинского). Советую: «Держитесь стойко. Постарайтесь разъяснить военным, что ГКЧП незаконен. Сообщите об обращениях руководства России и Ленсовета к гражданам России и военнослужащим». 
Вообще было тревожно. Нас всего двое депутатов, наверняка, органы могут нас прослушивать. Придут, и никто сможет не узнать, что с нами. Всё-таки в Мариинском – Ленсовет, их много.
Утром, дождавшись городского транспорта и получив согласие руководства Ленсовета, уехали по домам – перекусить и немного отдохнуть.
20 августа был на митинге на Дворцовой (фото в начале текста), затем участвовал в работе чрезвычайной сессии Ленсовета и Леноблсовета.
История путча 19-21 августа 1991 года, его поражение и некоторые выводы отражены в 1-м и 2-м томах «Автобиографии Петербургского горсовета» и в книге депутата Ленсовета XXI созыва Владимира Белякова «Август 1991-го как вершина демократии» (СПб, «Полярная звезда», 2011): «Демократический Ленсовет 19 августа первым в стране из региональных и верховных Советов признает ГКЧП незаконным, принимает меры по противодействию вводу войск в город по разъяснению горожанам ситуации с ГКЧП. Питер первым в стране прорывает информационную блокаду на телевидении».
Карикатура на ГКЧП с автографами членов антипутчевого штаба в Ленсовете
Лишь 22 августа 1991 года мы легко вздохнули:
Победа!..
...И новый флаг над Ленсоветом.

Комментариев нет :

Отправить комментарий