пятница, 19 июня 2015 г.

Проблемы революции и мировая финансовая власть

В Санкт-Петербургских газетах постоянно ведется  обсуждение (критическое) итогов украинской революции и связь революции с задачами обогащения мировой финансовой элиты. Судьба России в 21 веке, кажется, зависиь от этих обстоятельств планетарного масштаба.
Почитаем.

Валерий Островский,
политолог:

Черный дым над Киевом

"Кровавый сериал" украинской "революции достоинства" пополняется новыми выпусками. Самый свежий (но не последний) – драчка олигарха-президента Порошенко с олигархом-губернатором Коломойским.

И эти двое – не самые главные актеры. И даже не американский посол на Украине Пайетт, который не просто разруливал конфликт, но вел себя как наместник в колонии среди папуасов. Дело в реальности гораздо хуже. Еще в конце XVIII в. английский консервативный мыслитель Эдмунд Берк, приглядываясь к революции во Франции, вывел формулу о том, что все революции приводят к власти грабителей и убийц. Последующие революции, вплоть до нашего времени, этот вывод подтвердили. Этого, впрочем, недостаточно. Как это бывает, все "вожди революции", объединившись на время во имя сохранения власти, быстро вступают в конфликты и драки для выяснения того, "кто главнее". Начинается процесс, который называется так: "Революция пожирает своих детей".

Похоже, на минувшей неделе мы стали свидетелями начала подобного процесса. Но дело не ограничивается драчкой двух олигархов. На Украине их гораздо больше. Фактически вся страна поделена на олигархические княжества. Именно олигархи при поддержке заграничных центров организовали майдан в надежде поделить наследство клана Януковича. Но события начали развиваться не по запланированному сценарию. Включая мужественное сопротивление Донецкой и Луганской республик, в итоге которого украинская армия потерпела ряд чувствительных поражений. После установления хрупкого перемирия проблема передела финансовых и иных активов вышла на первый план.

Один американский финансовый магнат заметил: "Самые большие деньги делаются тогда, когда на улицах льется кровь". Но украинские олигархи так и не осознали этой истины. Их потери от революции оказались слишком значительны. Посчитали, прослезились – и решили развернуть междоусобицу. То, что при драке "панов" у "холопов" чубы затрещат, их не волнует. Сейчас ведутся переговоры, смысл которых в одном – кого с кем как и когда валить? Ну а чем закончится этот "кровавый сериал", тоже можно предвидеть.

Во Франции после 1789 г. революционеры боролись за власть, пока ее не перехватил Бонапарт. В России после 1917 г. "ленинцы" занимались тем же самым, пока полнотой власти не овладел Сталин. И там и там все заняло примерно 15 лет. Ровно то же самое непременно будет и на Украине. Чуть раньше, чуть позже, но будет. Подождем без суеты. Нам спешить некуда.

Подтверждением того, что революции приводят к власти грабителей и убийц, являются сегодняшние события на Украине.

Текст: Валерий Островский
Источник: www.spbdnevnik.ru

Александр Вертячих

Лицо глобальной национальности


Санкт-Петербургские ведомости, 19.06.2015

Дискуссии о путях развития современной мировой экономики не утихают последние четверть века. С развалом СССР канула в Лету единственная фундаментальная альтернатива рыночной системы – плановая. Многие ее осколки с успехом прижились на Западе. Недаром появились такие термины, как «шведский социализм», а современную Францию нередко называют оплотом социализма в Евросоюзе. Но в корне это дела не меняет: сколько бы ни критиковали рыночную модель экономики, альтернативы ей до сих пор нет.

Лопнувший базис

Кризис экономической мысли во многом случился из-за появления на глобальной хозяйственной сцене нового «актера» – транснациональной корпорации. Что было предметом изучения классиков марксизма, кейнсианства, консьюмеризма и других идей XIX века? Экономические отношения между людьми, а также гражданами и государством. Позже появились такие понятия, как частные предприятия и «третий сектор» – негосударственные и некоммерческие организации. Термин «граждане» в экономтеории заменили на «домохозяйства», но суть оставалась прежней.
Есть люди, ставшие предпринимателями, которые объединялись в товарищества и корпорации (зачастую – по родственному принципу, чтобы капитал не уходил из семьи). Есть государство, которое регистрирует фирмы и создает правила игры, юридическую и финансовую системы. И домохозяйства, и компании до недавнего времени были жестко привязаны к своей стране. Экономика четко делилась на внутреннюю («свою») и внешнюю («чужую»).
В середине ХХ века стройная картина мира подверглась жесткой ревизии. Возникло явление, которое до сих пор мало изучено зарубежными и еще меньше – отечественными экономистами. После становления фондового рынка, системы международных расчетов SWIFT и виртуальных финансов в полную силу заявили о себе транснациональные корпорации (ТНК), которые и правят бал в глобальном народном хозяйстве XXI века.
Сейчас они обеспечивают примерно половину мирового промышленного производства и более 70% глобальной торговли (в основном внутри этих же корпораций). Если ранжировать ТНК и крупнейшие страны по финансовому обороту, то выяснится, что 52 из 100 сильнейших экономик мира будут представлены именно корпорациями. На долю ТНК приходится свыше 80% зарегистрированных в мире патентов и около 80% глобальных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).


Когорта бессмертных

ТНК отличаются от государств и граждан по нескольким позициям.
Первое: бессмертие. Даже самый богатый банкир мира или владелец недвижимости не вечен: эликсир молодости, несмотря на все достижения генной инженерии и медицины, пока не придуман. И «голова профессора Доуэля» за сто лет еще не прошла стадию опытного образца. Государствам тоже отмерен свой век – это не значит, что страны неизбежно развалятся, но в них постоянно меняются то политический строй, то экономические цели.
Транснациональные корпорации по определению бессмертны: они могут быть основаны 20, 50 или 100 лет назад и не подвергнутся развалу, потому что их капитал наращивается год от года и на смену одному главе ТНК придет новый – еще более расчетливый и алчный. Например, одна из крупнейших ТНК мира Barclays родилась в 1690 году в Лондоне как товарищество нескольких спекулянтов золотом. Спустя три века она переросла стадию банка, и ею правит совет директоров, ведающих капиталом свыше 55 млрд долларов.
Второе: входной билет. Чтобы пользоваться благами той или иной страны, нужно стать ее гражданином. Путей обретения этого статуса много, но главными всегда будут знания языка, происхождение, наличие родственных связей. Размер кошелька будет учитываться в последнюю очередь – в порядке привилегии, а не права.
«Вступить» в ТНК можно только за деньги, купив ее акции. Корпорации неважно, был ли ее акционером ваш дедушка и на каком языке говорите вы. Поэтому и «прописку» ТНК меняют по своему усмотрению, регистрируясь там, где меньше будут платить налогов. Более того: ТНК могут быть зарегистрированы сразу в нескольких странах.
Третье: размеры. Несколько лет назад ученые из Высшей технической школы Цюриха составили модель глобальной экономики, согласно которой 40% мирового дохода формируется 147 транснациональными корпорациями. Активы уже упомянутого нами Barclays превысили 1,5 трлн долларов – то есть достигли величины валового внутреннего продукта (ВВП) Канады. Почти столько же у американской трастовой корпорации The Capital Group Companies.
Четвертое: самодостаточность. Домохозяйствам и обычным предприятиям нужна государственная машина для защиты безопасности и юридических прав. ТНК сами в состоянии создать собственную «секьюрити» и сами кредитуют многие государства. Им не нужны государственные институты для научных разработок – их собственные лаборатории способны на большее. Кроме, конечно, оружия массового уничтожения – на это монополия есть лишь у нескольких государств.
Пятое: вертикаль власти. Принципы управления странами и корпорациями отличаются. Если деспотизм и единовластие устанавливаются в какой-нибудь стране, мировое сообщество бьет в набат: пора защищать демократию. У этого механизма много критиков, но пока он работает, и диктаторов в мире осталось немного. В большинстве стран граждане избираются и выбирают, обращаются напрямую к чиновникам разного ранга.

В ТНК принципы другие: это полностью авторитарные структуры, подчиненные единой цели: росту прибыли и капитала. Деньги любят тишину, поэтому президентов корпораций на собраниях трудовых коллективов не выбирают, как это было на закате Советского Союза.

Верной дорогой идут ли...

Возможно, именно транснациональные корпорации будут определять архитектуру экономики мира в XXI веке. Уже не кажется фантастикой введение «корпоративного гражданства» и других атрибутов государственной машины у публичных, но все же частных компаний. Вероятно, именно ТНК когда-нибудь приступят к промышленному освоению космоса и глубин мирового океана – у государств на это попросту не хватит денег, скорости принятия решений и технологий.
Число ТНК, по-видимому, будет расти. Сейчас в мире насчитывается 43 тысячи корпораций, которые можно причислить к транснациональным (есть сложная финансовая формула, определяющая это отношение). Создать собственную ТНК – идея-фикс бизнес-элиты каждой страны.
Остается главный вопрос: станет ли благом для цивилизации развитие громадных вертикально интегрированных компаний и не будет ли мир разделен на два новых лагеря – традиционных государств и ТНК, как раньше соц- и капстран? Корпоративная культура предполагает подчинение индивидов общей цели, а цивилизация на протяжении тысячелетий двигалась в противоположном направлении: от бесправия людей – к свободе. Если на эти вопросы ответит современная экономическая наука, то нам не придется гадать, каким будет мир завтра.

Источник: spbvedomosti.ru


Судьба России в XXI веке
Философия блога.


Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на массовые демонстрации протеста. Авторы публикаций в этом блоге петербургский адвокат Сергей Егоров, действительный государственный советник Леонид Романков, политик Павел Цыпленков, общественник Юрий Вдовин, писатель Александр Сазанов, автор концепции сферной политики Лев Семашко, культуролог Сергей Басов в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Каким государством станет Россия в 21 веке: монархия, демократия, анархия, олигархия, деспотия или, может быть, гуманизм?
Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в этом блоге свои предложения, статьи, газетные вырезки, заметки, наблюдения, ссылки на интересные сообщения в Интернете.

На страницах этого блога - публикации о истории, политике, войне, экономике, финансах, культуре:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, monarchy, oligarchy, despoteia, democracy or, perhaps, humanism?

Blog launched after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went rallies. Deputies of in while made declarations.
Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) today closely follow the fate of Russia, put in this blog his links to interesting posts on the Internet, Offers, Notes, observation, press clippings, articles.

On the pages of this online journal - publication of the Politics, War, History, Economy, Culture, Finance:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий