понедельник, 18 января 2016 г.

Мечтатель из Атланты


Принимающий зло без сопротивления
становится его пособником.
Мартин Лютер Кинг

Третий понедельник января в США – выходной. Американцы, да и все прогрессивное человечество, вот уже тридцать лет вспоминают в этот день Мартина Лютера Кинга, самого молодого лауреата Нобелевской премии Мира, убитого в 1968 году. Впервые это произошло в 1986 году, когда бюст знаменитого проповедника был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне.

Союзник СССР

28 августа 1963 года родители собирали меня в школу в первый класс, и конечно, никто из нас не догадывался, что в этот день за океаном в г. Вашингтоне какой-то пастор-баптист (по советской номенклатуре религиозных предрассудков – сектант) произносит речь, начав её словами:
«У меня есть мечта…».
Опасно было мечтать о равноправии в эпоху сегрегации, когда в Америке «цветному» можно было угодить в тюрьму лишь за присутствие в зоне «Только для белых». Полвека назад такие зоны были во многих штатах в общественном транспорте, в местах общепита и т.д. Мартин Лютер Кинг имел дерзость мечтать, о том, что люди будут жить по-другому, и за свои взгляды он был убит, но его мечта сбылась.

В СССР заканчивалась хрущевская оттепель и набирала обороты «холодная война». Сообщения о событиях в других странах тонули тогда в массе бодрых реляций о сборе урожая на целине или перевыполнении плана по выплавке стали. Интерес к темнокожему церковнику из США возник у советских пропагандистов лишь после того, как этот Кинг возвысил свой голос против войны во Вьетнаме. Напомню, что в то время СССР помогал партизанам из Северного Вьетнама одолеть буржуазное правительство во Вьетнаме Южном, которому так сочувствовали США, что даже американские солдаты были направлены в джунгли Юго-Восточной Азии, где зверствовали против стариков и детей. Мы, школьники, хорошо знали про освободительную войну вьетнамцев против американских империалистов. Даже книжка вышла детская, как вьетнамские партизаны на слонах пробирались через горы в Китай за советскими боеприпасами, чтобы было чем дать отпор американским агрессорам.
Конечно, темнокожий миротворец пришелся по сердцу руководителям СССР, его имя и цитаты из его выступлений появились на страницах советских газет, но, разумеется, не все. Полностью сборник речей Кинга на русском языке был опубликован лишь в 1970 году.

Проповедник ненасилия

В годы «холодной войны» мы не особенно задумывались над биографией нашего темнокожего союзника, достаточно было образа правозащитника и страдальца. По прошествии многих лет видно, что советская пропаганда, мягко говоря, преувеличивала степень бесправия «цветных» американцев. Родился Мартин Лютер Кинг 15 января 1929 года в семье афроамериканца-пастора в г. Атланте, штат Джорджия. Как в южных штатах относились белые американцы к темнокожим, мы знали из книг М.Твена и аболиционистки Г.Бичер-Стоун. Тем не менее, пребывала семья баптистского священника не в нищете, хотя это были годы великой депрессии. Маленький Мартин отличался красноречием, раньше срока закончил колледж и в 15 лет присоединился к негритянской правозащитной организации. С 1947 года он работал священником в той же церкви, что и его отец, продолжал учебу, и в 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
В 1953 году Кинг женился на скрипачке, и у них за десять лет родилось две дочери и два сына. Счастливая семья, если бы не увлечение мужа политикой!
Работая пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама, Кинг возглавил массовый протест темнокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте. Больше года последователи Кинга бойкотировали автобусные линии в штате, капиталисты терпели убытки, и, наконец, Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.
В 1964 году Кинг стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии Мира за лидерство в ненасильственном сопротивлении расовым предубеждениям в США.
Защищать свои права и добиваться своих политических целей допустимо лишь мирными средствами, проповедовал пастор из Монтгомери: «Ахиллесова пята насилия в том, что насилие ведущая в пропасть спираль, рождающая именно то, что пытается уничтожить. Вместо того, чтобы уменьшать зло оно преумножает его. Силой вы можете убить лжеца, но не сможете убить ложь и помочь правде. Если отвечать насилием на насилие, то насилие только приумножается, сгущая тьму ночи, в которой уже и так нет звезд. Тьма не прогонит тьму — только свет в силах это сделать. Ненависть не прогонит ненависть это под силу только любви».
Расизм – это зло. Злу надо сопротивляться, но делать это следует не кулаками, а умом. Вот таким было кредо пастора Кинга. Умные политические вожди опасны для реакционного режима, и темнокожего правозащитника убили.

Дорогая демократия

Во время визита с проповедями в Мемфис, штат Теннесси, где рабочие протестовали против низкой зарплаты «цветным», в апреле 1968 года Кинг вышел на балкон в мотеле и был смертельно ранен в шею. Стрелял, как считает следствие, некто Джеймс Эрл Рей, бандит, который был уже не раз осужден за вооруженные ограбления и кражи. Через два месяца Рея задержали в аэропорту, он пытался по поддельным документам улететь из Америки. В тот же день подозреваемый признался в покушении, но потом отрекся от своих показаний. В конце концов, суд заменил ему электрический стул на пожизненное заключение. До самой своей смерти в 1998 году Рей клялся, что он не был палачом нобелевского лауреата, просто он сторговался с силовиками, иначе бы его казнили.
Так и не знаем мы, кто же в действительности нажал на спусковой крючок и лишил жизни миролюбивого правозащитника. По большому счету, не это главное. Важен опыт американцев, как они применили демократию для увековечивания памяти о мечтателе из Атланты. Это было далеко не просто. Потребовалось почти 20 лет.
Предложенный Демократической партией в апреле 1968 года законопроект до 1979 года так и не был вынесен на голосование. В 1971 году последователи Кинга собрали 3 миллиона подписей, но это не произвело на законодателей никакого впечатления. Отговаривались депутаты тем, что ещё один выходной день сулит большие убытки капиталистам. Кроме того, разве можно всей нацией праздновать день рождения человека, который не занимал государственных должностей?
Президент США Джимми Картер упрашивал Палату представителей проголосовать за День Кинга, но депутаты в США осмеливаются не слушаться своего президента. Закон отклонили!
Вдова проповедника создала фонд и принялась копить деньги. В 1983 году крупные пожертвования сделали американские капиталисты, в частности, «Coca-Cola». Тогда депутаты стали гораздо сговорчивее. Законопроект успешно прошёл обе палаты Конгресса и 2 ноября 1983 года был подписан президентом Рональдом Рейганом. Впервые День Мартина Лютера Кинга отмечали ровно тридцать лет назад, 20 января 1986 года.

Сегодня Мартин Лютер Кинг – это символ осуществимости в США самой невероятной политической мечты. И критикам США расовые проблемы сегодня трудно поставить в упрек народу этой могучей страны, уже дважды избиравшему темнокожего президента.


Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.

Депутаты Ленсовета 21 созыва и в настоящее время озабоченно следят за судьбой России, помещают в этом блоге свои наблюдения, статьи, газетные вырезки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, заметки.
Какое государство сложится в России в 21 веке: монархия, деспотия, олигархия, демократия, анархия или, может быть, клерикализм?

Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на площади в Москве и Петербурге. Авторы статей в этом блоге автор концепции сферной политики Лев Семашко, юрист Сергей Егоров, публицист Павел Цыпленков, журналист Александр Сазанов, общественник Юрий Вдовин, искуствовед Сергей Басов, действительный государственный советник Леонид Романков в те тревожные дни критиковали фальсификацию выборов.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о культуре, политике, финансах, войне, истории, экономике:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.


A group of deputies of Lensoviet 21 convocation today preoccupied follow the fate of Russia, put in this online journal his articles, Notes, press clippings, observation, Offers, links to interesting posts on the Internet.
What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, oligarchy, democracy, monarchy, despoteia or, perhaps, clericalism?
Blog coined after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет:

Отправить комментарий