воскресенье, 23 июня 2013 г.

Россияне "под колпаком" у секретной службы

Так нас держат под колпаком


Письмо в редакцию блога "Судьба России в 21 веке"

Ушли, казалось бы, в прошлое, незабываемые советские времена, когда все мы знали, что наши телефонные разговоры, да и не телефонные тоже, могут абсолютно бесконтрольно, безнаказанно и произвольно прослушивать чекисты. О праве на неприкосновенность частной жизни тогда почти никто и не помышлял. Иное дело теперь – есть Закон “Об оперативно розыскной деятельности”, в котором сформулировано, что “Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции”. Иными словами, не должны более опера беспардонно вмешиваться в мою частную жизнь, не должны из любопытства или на всякий случай читать мои письма, подслушивать мои телефонные переговоры, перехватывать сообщения по электронной почте и факсы, следить за моими контактами в “Интернете”. Они, конечно, могут все это делать – т.е. ущемлять мои права – но только с разрешения суда, если убедят судью, что моя персона и моя деятельность обоснованно заслуживает внимания с точки зрения пресечения преступной деятельности.

Оставим за скобками то обстоятельство, что в законе отсутствуют критерии, которыми судья должен руководствоваться при принятии решения о достаточной или недостаточной мотивации обращения в суд за разрешением о нарушении прав граждан. И не будем обсуждать практику выдачи таких постановлений – мы знаем, что суд наш самый независимый и гуманный в мире. И запомним, что в законе записано: “Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации”.
Но вот беда, в том же Законе записано: “По результатам рассмотрения указанных материалов (обоснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, ущемляющих права граждан – прим. автора) судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов”.
О многом полезном еще сказано в Законе. Не указана мелочь – что делать с полученным разрешением на ущемление прав граждан. И трактуется это молчание в пользу служб, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Они имеют разрешение, а в соответствии с Приказом Минсвязи №25 от 18 февраля 1997 года операторы связи обязаны предоставлять ФСБ возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом. Но ни в каких документах проверка наличия у спецслужб разрешения суда с печатью на проведение оперативно-розыскных мероприятий не предусмотрена. Более того, в технических требованиях к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС, на сетях документированной электросвязи, на подвижных телефонных сетях, на пейджинговой связи и не предусматривается такое. И называется это по научному СОРМ – система оперативно-розыскных мероприятий, которая осуществляется ФСБ и Минсвязью совместно. По техническим требованиям, согласованным с ФСБ (приказами Госкомсвязи РФ от 09.07.99 г. №15, Минсвязи РФ от 29.11.99 г. №2, Госкомсязи России от 20.04.99 г. №70 без публикации технических требований), оператор связи или провайдер “Интернета” должен обеспечить для ФСБ выносной пульт управления, с которого наши доблестные опера, показав, видимо, самим себе разрешение суда на проведение перехвата информации, будут его активно и добросовестно осуществлять. Тут ведь что удобно – если по каким-то причинам нет разрешения от судьи, то можно с самим собой договориться внутри ФСБ и пообещать себе, что завтра, ну, в крайнем случае, послезавтра, разрешение от суда получу. Ну, а не получу, так не смогу этими материалами проникновения в частную жизнь или в коммерческую чью-то тайну воспользоваться официально в суде. Да и не надо. Главное, спецслужбы могут снова, как и в незабываемые времена всевластия чекистов беспрепятственно следить за любым человеком, собирать о нем любую информацию и использовать ее по своему усмотрению. Информация, она ведь что, она ведь и полежать может. Пока. А уж как они могут использовать информацию... Кого завербовать, кого шантажировать, на ком-то деньги заработать, а кого надо и в тюрьму упрятать, сфабриковав при необходимости дельце. Тем более что ни в одном законе не предусмотрена ответственность за несанкционированный доступ к персональной информации, к телефонным разговорам, к электронной почте и т.п.
Нет, шпиона тоже может быть поймают. Но чаще его придумывают. Ловить значительно труднее, да и опаснее.
В действительности на сегодня с СОРМами всех видов сложилась чудовищная ситуация – законодательно обеспечена через аппаратно программные средства, выполненные в соответствии с ТТ, и которые находятся в руках у оперов, есть возможность несанкционированного и бесконтрольного ущемления прав граждан нашими доблестными чекистами, свято хранящими традиции этой кровавой организации. И сейчас ФСБ упорно идет к совершенствованию всех этих СОРМов без минимального контроля за своей деятельностью, безжалостно расправляясь с несогласными самыми разнообразными способами, а запуганные, забитые и зависимые провайдеры и операторы связи трусливо и послушно ущемляют права граждан в нарушение Конституции, предоставляя ФСБ бесконтрольный доступ к информации, формально защищенной от несанкционированного доступа. Мы снова живем в полицейском государстве, а выход из этого – в немедленной корректировке Закона об ОРД, где должна быть тщательнейшим образом прописана система контроля за обоснованностью вмешательства в информационный обмен граждан и организаций, когда полученное разрешение на доступ к информации должно быть зарегистрировано с соблюдением всех необходимых процедур как по обеспечению скрытности для осуществления ОРД, так и для соблюдения прав граждан. Более того, аппаратно-прграммные средства для всех этих сормов не должны находится в руках у служб, осуществляющих все эти СОРМы. И только после реализации такого алгоритма этого операм предоставлялся бы доступ к вожделенной информации, полученной независимой от них техслужбой на основании решения суда. Более того, современные аппаратно-программные средства вполне могут осуществлять автоматический контроль за доступом к информационным потокам с контролем наличия судебных разрешений, и возможностям возбуждения уголовных дел за несанкционированный доступ к информации, к которой можно подойти только с разрешения суда.
А пока… В тех самых техтребованиях нет даже упоминания о разрешениях суда, но введен запрет на любую регистрацию проведенных прослушиваниях и перехватах, на любых носителях! Вот как проверить законность таких действии, которые не регистрируются?
Поразительно, но наша Генпрокуратура не видит в сложившейся ситуации ничего плохого. Более того, главный документ, позволяющий осуществлять несанкционированный доступ оперативным службам, владеющим аппаратно программными средствами, к телефонным переговорам, к обмену информацией в интернете – те самые технические требования – не опубликованы для всеобщего сведения и не подлежит регистрации в Минюсте как технический документ. А уж как автору удалось познакомиться с этим несекретным документом – это особый рассказ. К слову, по просьбе прокуратуры автор предоставлял ей возможность ознакомиться с этими документами. Прокуратура, осуществляющая контроль за законностью проводимых ОРД, не могла получить эти документы!
Так хвост крутит собакой. В Волгограде, более 10 лет назад нашелся один провайдер на всю Россию, Мурзаханов Наиль, который попытался обеспечить в своей сети права своих клиентов и защитить их от несанкционированного доступа к их информации со стороны ФСБ. И тогда начальник отдела Генеральной прокуратуры, старший советник юстиции З.Ф.Гоголкин в ответ на обращение Фонда защиты гласности с просьбой о защите провайдера от произвола со стороны ФСБ, сообщает: “В действиях сотрудников УФСБ РФ по Волгоградской области нарушения законности не усматривается, основания для применения мер прокурорского реагирования отсутствуют”.
Г-да Президент, Генеральный прокурор, премьер-министр, господа прокуроры, г-да законодатели, Верховный и Конституционный суд! На ваших глазах и при вашем попустительстве происходит нарушение законности, создана чудовищная, никому неподконтрольная система тотальной слежки за гражданами России, превосходящая по своим возможностям дилетантские возможности чекистов советского периода. Эта система создана и продолжает совершенствоваться в нарушение Конституции РФ, законов РФ, международных правовых актов – и никому до этого нет дела! Или все разговоры о правах человека для нас имеют такой же смысл, как и обсуждение проблем жизни на Марсе?

Ю.И. Вдовин,
правозащитная организация
“Гражданский контроль”, Санкт-Петербург.
Примечание. 
В 2010 году открылось (по направлению госзакупок), что Федеральная служба безопасности (ФСБ) намерена модернизировать систему, обрабатывающую данные о телефонных разговорах россиян. Из информации, с какого номера, на какой номер, откуда и когда звонили, можно почерпнуть много интересного, считают эксперты. Но силовики хотят не только увеличить возможности системы анализа разговоров, но и сделать ее более закрытой для своих же коллег. Ведь сегодня, как полагают клеветники и враги России, у сотрудников уполномоченных спецслужб можно недорого купить практически любую информацию.

Ещё одну рубрику добавляем: "Интересно почитать".

Блоги и информационные ресурсы, в которых есть, чем поинтересоваться.

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.

Какая власть сложится в России в 21 веке: олигархия, анархия, деспотия, демократия, монархия или, может быть, гуманизм?
Блог начат после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня озабоченно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои статьи, наблюдения, газетные вырезки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, предложения.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о политике, финансах, войне, истории, культуре, экономике:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
Petersburg politics convocation currently preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his articles, observation, Offers, Notes, press clippings, links to interesting posts on the Internet.

What kind of state will become Russia in the 21st century: oligarchy, monarchy, despoteia, democracy, anarchy or, perhaps, humanism?

On the pages of this Blog - publication of the Politics, Economy, History, Finance, Culture, War:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет :

Отправить комментарий