понедельник, 4 июля 2016 г.

Затухающее развитие России

"Мы долго оставались повернутыми назад"

Беседует Ольга Филина
Социолог Игорь Задорин:
— Думаю, что при описании российского общества-2020 участники нашего исследования исходили больше из имеющегося, чем из желаемого. И на удовлетворение своих запросов не слишком рассчитывали. Собственно, по результатам опроса нам удалось сформировать четыре базовых сценария развития России до 2020 года, которые мы условно назвали "государственно-оптимистичный", "государственно-пессимистичный", "сбалансированно-оптимистичный" и "сбалансированно-пессимистичный". Они отличаются по двум параметрам: взаимоотношения государства и общества (либо доминирование государства, либо баланс сил) и направление развития (прогресс — деградация). К сожалению, наиболее популярным оказался государственно-пессимистический сценарий, согласно которому государство не сможет делегировать ответственность обществу и в то же время не справится с самостоятельным управлением страной.
Речь не о коллапсе (вероятность резкой смены власти, революционных потрясений оценивается большинством экспертов как низкая), а именно о регрессе, затухающем развитии.



— Однако, как следует из полученных результатов, даже имея готовый набор суждений, эксперты умудрились не просто разойтись во мнениях, а показать "хаос оценок".

— Про хаос, может быть, слишком сильно сказано, но один из примечательных результатов нашего проекта действительно в том, что мы увидели очень большой разброс во мнениях. Скажем, в похожем прогнозном исследовании, которое мы делали в 2008 году, все участники высказывались куда более консолидированно.
Есть еще интересное наблюдение: оценивая вероятность тех или иных событий, многие интеллектуалы выбирали средние показатели — от 40 до 60 процентов, что можно перевести фразой: "То ли будет, то ли нет". В каком-то смысле это уход от оценки. Со "средней вероятностью", например, оценивается как перспектива "роста общенациональной сплоченности и патриотизма", так и "снижения уровня консолидации российского общества". Вообще, очень многие вещи сегодня в России кажутся равновозможными.
Единственной абсолютно консолидированной оценкой оказалось экспертное мнение об активных субъектах перемен в современной России: по мнению участников исследования (как левых, так и правых, а также "центристов"), субъект у нас один — президент, поддерживаемый своим ближайшим окружением. Влиятельность всех остальных институтов и акторов оценивается крайне низко (см. график.). Такой признаваемой всеми моносубъектности в предыдущих прогнозных опросах мы все-таки не наблюдали.




— Правильно я понимаю, что наше интеллектуальное сообщество само же расписалось в собственной неспособности влиять на что-либо?

— Интеллигенция в списке влиятельности находится где-то на 15-м месте из 22 возможных, мафия, например, стоит выше нее. С другой стороны, влиятельность НКО, научного сообщества и оппозиционных парламентских/непарламентских партий оценивается экспертами еще ниже — этим акторам достались последние строчки в нашем списке.

— Такая диспропорция в политической ответственности за страну не вселяет экспертам тревогу?

— Здесь мы подходим к очень интересному вопросу. Понятно, что для любых консультантов и экспертов проблематизировать ситуацию — привычное действие, поэтому оценки всегда получаются если не катастрофичными, то тревожными. Но важно, с чем связаны тревоги. А они сегодня (в отличие от информационного поля, транслируемого СМИ) целиком сфокусированы на внутриполитической повестке. Скажем, "информационно-психологическая война, гонка вооружений, инициированные Западом с целью ослабить Россию" в оценках большинства экспертов (в том числе провластных) предстают как малозначимые факторы текущей российской жизни. Значимо — то, что происходит внутри, и именно оно определяет пессимистичность прогнозов.

— По мысли экспертов, представляют угрозу для нашего будущего именно они?
— Они серьезно ограничивают наши возможности. О кризисе государственного управления социологам часто говорят опрашиваемые эксперты — не только в этом, но и в других исследованиях. Отдельно хочу отметить, что качество власти беспокоит даже не столько либералов, сколько государственников, непосредственно включенных в работу с властью, искренне верящих, что именно в сильном государстве — спасение России. Вот они как раз и бьют тревогу: даже в главном субъекте российской политики — президентском окружении, как им кажется, нет должного качества, чтобы решить накопившиеся проблемы.

Второй равновеликий риск — это деградация социальной сферы. Если не сами реформы образования и здравоохранения, то, по крайней мере, их реализация абсолютным большинством экспертов оценивается негативно. Последствия этих реформ больше, чем что бы то ни было другое, подрывают наши надежды на будущее. В комментариях экспертов неожиданно для нас появились сетования о "депрофессионализации России", о "поколении неучей", о "коммерциализации всего социального". А на вопрос о том, какие шаги нужно предпринять, чтобы избежать кризисного развития событий для России, эксперты, помимо привычного предложения снизить налоги на бизнес, стали говорить о необходимости запуска госпрограммы "Здоровье молодых", о немедленной остановке реформы образования, о перезапуске программ создания инновационных поселений... В общем, озвучили запрос на принципиально иную социальную политику.


Источник: www.kommersant.ru


Задорин Игорь Вениаминович


Организатор и руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН с 1989 г.
Родился 6 ноября 1958 г. в г. Елец Липецкой области. Русский. Окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ (1982) и аспирантуру Института социологии РАН (1991, специальность «Социально-политические процессы и управление»).
2015
Генеральный директор ООО «Фирма «АДАПТ», Председатель Правления

«Российское общество – 2020: экспертный образ будущего»

Аналитический отчет по результатам опроса экспертов
(версия 2.2)
2015

Извлечение

В первом вопросе анкеты экспертов просили оценить некоторые важные параметры состояния российского общества. Прежде всего следует отметить сравнительно высокий уровень согласованности мнений экспертов при ответе на данный вопрос (ответы дали наименьший разброс экспертных оценок). То есть даже при очень существенной разнице идеологических и политических позиций участвовавших в опросе экспертов восприятие и понимание текущей ситуации является довольно схожим. См. таблицу 1.1.1. и Рисунок 1.

Нас волнует чужая зарплата, а демократические ценности на последнем месте

По оценкам экспертов, современное российское общество прежде всего характеризуется высоким уровнем социального расслоения, имущественной дифференциации, различиями в доступе к общественным благам и ресурсам, а также низким уровнем доверия демократическим ценностям и институтам (выборам, партиям, СМИ и т.д.) - 3/4 экспертов оценили эти характеристики по шкалам от 8 до 10 и от 1 до 3 соответственно.

Уровень удовлетворенности жизнью и оптимизма («индекс счастья» и т.п.), уровень патриотизма, готовности к защите Родины и ее интересов, а также уровень межнационального (межэтнического) согласия/разобщенности (напряженности) можно оценить как средний. По этим параметрам заметно различие взглядов. Состояние других важных показателей состояния современного общества в России оценено экспертами скорее как низкое. В частности, невысоко были оценены
1) уровень толерантности, распространенности и приятия альтернативных точек зрения и типов социального поведения, свободы слова,
2) уровень межличностного доверия, склонности к солидаризации, сплоченности (социальный капитал), а также
3) уровень социальной активности граждан, желания влиять на власть, изменять окружающую действительность.



Данные показатели в известном смысле могут свидетельствовать о невысокой оценке экспертами возможности российского общества в целом выступить субъектом социальных изменений.

Демократию растить никто не планирует

Оценивая вероятность действий различных субъектов общественно-политических процессов, эксперты в качестве наиболее вероятных отметили следующие:
1) Властная группа успешно проводит президентские выборы в 2018 году, переизбрание В.В. Путина или иное обеспечение преемственности курса;
2) Государство повышает пенсионный возраст;
3) Правительство продолжает реформу здравоохранения и образования, ориентированную на перевод их от гарантированного социального обеспечения (миссия) к коммерческому обслуживанию (платный сервис).
Первое действие оценивается с вероятностью от 70% до 100% более чем 4/5 экспертов, два других – более чем 2/3.

Наименее вероятными действиями были названы следующие: иностранные фонды и НКО повышают активность и расширяют свою деятельность в России, а также властная группа начинает новую волну демократических реформ, касающихся защиты прав граждан и бизнеса (в т.ч. амнистии), свободы слова, выборов, собраний – здесь, напротив, более 3/4 экспертов выставили оценки вероятности от 0% до 30%. При этом наибольший – по всей шкале альтернатив - консенсус во мнениях экспертов относится именно к последнему пункту, в то время как по другим распределение является довольно широким (но и не поляризованным). Также в данном вопросе подтверждается низкая оценка субъектности российского гражданского общества: такие явления как «Общероссийский народный фронт» усиливает борьбу с чиновничьим произволом, коррупцией, начинает кампанию критики нерадивости и некомпетентности управленческих структур», и «Прекариат, наиболее обездоленные и бесправные группы населения инициируют по стране массовые акции протеста» оцениваются большинством экспертов как маловероятные.
В целом следует отметить высокий «разнобой» в экспертных оценках вероятности различных процессов и явлений. Иными словами, картина будущего рисуется разными экспертами весьма по-разному и довольно противоречиво.




Страна "черных лебедей" 

Прекаризация (от англ. precarious и лат. precarium — сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке) — трудовые отношения, которые могут быть расторгнуты работодателем в любое время, также дерегуляция трудовых отношений и неполноценная, ущемлённая правовая и социальная гарантия занятости. Это явление охватило значительную часть наёмных работников и в связи с этим высказывается точка зрения, что на смену понятию «пролетариат» пришло новое понятие — «прекариат»
В России под прекаризацией понимают негарантированную занятость или нетипичную занятость.

В дополнительных ответах экспертов на открытые вопросы преобладают пессимистические оценки настоящего и будущего страны. Можно выделить две группы рисков, на которых фиксируют внимание эксперты: первая, связанная с угрозой деградации экономики и ростом коррупции; вторая — связанная с негативными тенденциями во внутренней политике страны, включая рост протестных настроений и протестных акций. Судя по всему, на некоторых экспертов действительно сильное впечатление произвела «украинская революция» - вероятность социального взрыва в какой-либо форме некоторыми экспертами не исключается: «Если не произойдет более-менее мирной и легитимной смены политики правящей верхушки, возможны и социальные взрывы, которые, впрочем, могут быть подавлены жесточайшим образом. Новочеркасск покажется чем-то не очень серьезным… Предполагаю социальные взрывы прежде всего в моногородах. Их (взрывы) какое-то время будут гасить деньгами (пустоватыми, надо признать), а если не получится - будут подавлять грубой силой. Общий национальный кризис вкупе с кризисом экономики. 1= рост обнищания населения, 2= усиление имущественного расслоения, 3= активизация уличной активности пенсионеров, 4= рост числа радикально настроенных неформальных молодёжных группировок».

Другой эксперт рисует не менее мрачную картину: «Локальные стихийные протесты и скандалы, связанные с коррупцией власти и/или правоохранительными органами. Рост тарифов ЖКХ, падение жизненного уровня населения и связанное с этим недовольство большой части населения. Гибель местного самоуправления. Регионы фактически будут жить в режиме республик или прямого губернаторского правления. МСУ не будет подчиняться властям. Формирование (пока в тени) новой социально-экономической структуры общества, дистанцирование общества от государства, точечные репрессии и усиление репрессивной нормативной базы, реальная переориентация хозяйства (мелкого и, частично, среднего) на внутренний рынок, усиление автаркии в стране, крайне медленное формирование российской идентичности, снижение значимости всех ныне обсуждаемых факторов на общую жизнь в стране при формальном их сохранении».

Несколько неожиданным выглядит суждение одного из экспертов, который серьезную угрозу для будущего страны видит в новом, молодом поколении россиян: «Вступление в совершеннолетие поколения неучей и «цифровых слабоумных» функционально неграмотных, склонных к «простым решениям» и обладающих «клиповым сознанием». Поколения, не годного на роли ни воинов, ни инженеров и ученых, ни квалифицированных работников. Сам по себе прекрариат и «слабоумные» не восстанут (они сильно атомизированы и не обладают достаточным интеллектом), но эти массы могут быть подняты теми группировками новых феодалов, что решат покончить с Путиным и его группировкой. К тому же, наш противник (хозяева Запада) к 2020 году будут владеть совершенными и проверенными опытом технологиями управления разрушительным движением слабоумных масс "новых/вторичных варваров" и городских дегенератов. Они при желании смогут взорвать РФ изнутри. … Слабоумных можно ловить на те же идеологические приманки и клише, что и в 1990-1991 годах. Слабоумные просто не  знают, как все происходило тогда. Социальные сети не развивают интеллект, а губят его. Они усугубляют распад русской идентичности и плодят социопатов».

В целом можно констатировать, что будущее России видится экспертам весьма безрадостным. Лишь один эксперт из 150 опрошенных высказался в пользу позитивного сценария развития страны: «При наличии элитного и массового консенсуса относительно нежелательности любых изменений текущей реальности, проходящие сейчас процессы будут продолжать развиваться, тенденции усиливаться, болезненные точки увеличиваться. Однако, указанный консенсус не позволит негативным интенциям привести к каким-либо радикальным, острым и резким изменениям. Статус-кво будет поддерживаться». 
Угрозой скорее является потеря экономических и политических контактов с Западом, что грозит реальным ее отставанием от ведущих стран. Нет ни одного «шапкозакидательского» комментария по поводу западных санкций. Удивительно, но из поля внимания экспертов практически исчезла Украина, может быть только в связи с обеспокоенностью экономическими перспективами страны в условиях международной изоляции: «Следствием продолжающихся санкций станет техническое и прочее отставание страны от наиболее развитых стран, разочарование в Европейской модели развития, попытки поиска своего пути. В случае успешного экономического рывка возможно усиление влияния России. Россия будет ощущать сильное давление экономически развитых стран по причине желания последних добиться полной либерализации границ и рынка России».

 Повышать социальную активность граждан - главный лозунг момента

По мнению экспертов, процессами, наиболее желательными для развития российского общества, являются рост социально-политической активности граждан, их желания влиять на власть, изменять окружающую действительность – эту альтернативу 3/4 экспертов оценили по шкале 8 до 10 (из них 38% поставили наиболее высокую оценку), - а также развитие социального предпринимательства, социальных инноваций – более 2/3 экспертов выставили свои оценки в промежутке шкалы от 7 до 10. Скорее желательными являются также повышение гражданского участия граждан через различные формы электронной демократии, рост толерантности и общественные дискуссии по теме российской гражданской идентичности. Наименее желательными являются снижение политической активности молодежи, переориентация на «тихую» и локальную социальную активность («малые дела»), а также рост религиозности и воцерковленности населения – почти 3/4 экспертов оценили эти процессы в промежутке от 0 до 5.

Чрезвычайно важным многим экспертам представляется необходимость резкого усиления внимания к качеству их собственной деятельности, особенно в части прогнозирования процессов общественного развития в разных сферах и, что может быть еще более важно, – востребованность властью и обществом новых идей, дискуссий о настоящем и будущем России, поскольку сегодня, по мнению одного из экспертов, «имеет место крайне низкий уровень аналитики и исследований при принятии государственных и муниципальных решений, невостребованность аналитики в этих сферах. В результате практически нет системного и долгосрочного анализа последствий принимаемых в этих сферах решений».

Мнения экспертов разделились. Некоторые отдают предпочтение низовому демократическому сценарию, другие считают, что можно улучшить положение России авторитарными методами просвещенной и повернутой к народу лицом центральной власти.
Демократическая революция Авторитарная власть
- Рост социально-политической активности граждан, их желания влиять на власть, изменять окружающую действительность
- Развитие социального предпринимательства, социальных инноваций
- Рост толерантности, распространенности и приятия альтернативных точек зрения, типов социального поведения
- Усиление роли представительных органов власти, развитие многопартийности
- Повышение гражданского участия граждан через различные формы электронной демократии (коллективные онлайн-петиции и обращения, электронное голосование, контроль «открытых данных»)
- Общественные дискуссии по теме российской гражданской идентичности, поиск и определение общенациональных интересов с учетом традиционных ценностей и национальной культуры
- Отмена санкций со стороны стран Запада, восстановление диалога и отношений с Западом
- Отмена или существенное изменение Закона об иностранных агентах, расширяющее финансирование неполитической деятельности российских НКО иностранными фондами
- Отмена ограничений на проведение массовых акций несистемной оппозиции, допуск ее представителей к выборам, налаживание диалога власти с лидерами несистемной оппозиции 
- Остановка реформы системы образования, ориентированной на коммерциализацию этой сферы

- Изменение отношения государства к сфере культуры, образования и науки, отказ от коммерциализации этой сферы

- Введение прогрессивного налога на сверхдоходы

- Сохранение внешнеполитического курса на восстановление сильной роли России в мировой политике и самостоятельность, активная защита национальных интересов

- Перезапуск программ создания инновационных поселений, возрождение наукоградов, создание новых центров коммерциализации инноваций

- Запуск государственных программ «здоровье молодых», восстановление системы ранней диспансеризации школьников, восстановление массового спорта и физкультуры. 


Исходя из оценок текущей ситуации и субъектов развития, можно предположить, что в этих разделах экспертная группа в целом придерживается одного прогнозного сценария (маловероятные ветви можно проигнорировать). В то же время пары сценариев, полученных в блоках вероятного и желательного будущего требуют учета всех вариантов, поэтому, строго говоря, по итогам анализа экспертных оценок следует допустить (с разной степенью вероятности) осуществления 4 сценариев: либерального-негативного, либерального-позитивного, государственнического- позитивного с левым уклоном, государственнического-позитивного с правым уклоном (названия, естественно, условны).

При существенных различиях публичных политических позиций респондентов в рамках опроса проявилось относительное согласие по поводу сегодняшнего состояния российского общества. Большинство экспертов довольно критично оценивают текущие уровни общественного доверия власти и демократическим институтам, уровни толерантности и межличностного доверия, уровень социальной активности, то есть основных показателей социального капитала страны. В то же время подавляющее число участников опроса считают критично высоким уровень социального расслоения общества и имущественного неравенства. Иными словами, в глазах экспертов российское общество представляет собой довольно атомизированное (фрагментированное) и «разорванное» общество.

Состояние разорванности и пассивности российского общества настолько существенно для его экспертного восприятия, что эксперты отказывают обществу в субъектности и способности к саморазвитию. Похоже, именно поэтому эксперты считают важнейшими факторами развития российского общества не его внутренние стимулы и механизмы, а внешние условия, в частности активность и эффективность государства. И поэтому главными вызовами и проблемами развития российского общества в настоящее время большинство участников опроса считает кризис управления и низкое качество функционирования государственных институтов, а не социально- экономическая пассивность населения и кризис гражданской идентичности.


Текущее состояние российского общества и государства в глазах большинства экспертов характеризуется моносубъектностью. Единственными акторами развития признается Президент РФ и его окружение, к числу которых относятся «силовики» (армия и правоохранительные органы) и государственные СМИ, реализующие информационную политику Президента. При этом эксперты транслируют это сегодняшнее состояние и в ближайшее будущее, не видя в настоящее время других серьезных и ресурсно-обеспеченных субъектов, способных значимо повлиять на развитие российского общества в ближайшие пять лет.

Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.

Блог создан после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на массовые демонстрации протеста. Авторы публикаций в этом блоге общественник Юрий Вдовин, искуствовед Сергей Басов, петербургский адвокат Сергей Егоров, писатель Александр Сазанов, интеллигент Леонид Романков, публицист Павел Цыпленков, автор концепции сферной политики Лев Семашко в те тревожные дни призвали власти разобраться со всеми фактами фальсификаций.

Какая власть сложится в России в 21 веке: олигархия, демократия, деспотия, анархия, монархия или, может быть, гуманизм?
Депутаты Ленсовета 21 созыва (полномочия с 1990 по 1993 год) и сегодня внимательно следят за судьбой России, помещают в этом блоге свои наблюдения, газетные вырезки, статьи, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, заметки.

На страницах этого сетевого журнала - публикации о культуре, экономике, политике, войне, истории, финансах:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.

Blog coined after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
Deputies of Lensoviet convocation (powers from 1990 to 1993) currently closely follow the fate of Russia, publish in this online journal his Notes, links to interesting posts on the Internet, Offers, observation, articles, press clippings.

What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, monarchy, oligarchy, despoteia, anarchy or, perhaps, clericalism?

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»

Комментариев нет:

Отправить комментарий