среда, 10 февраля 2016 г.

Русь + Орда = Россия (?)

Сергей Глезеров

Ордынское наследство

Сергей Иванов. «Баскаки» (1909 г.). Из фондов Музея истории города Москвы

Со школьной скамьи мы привыкли считать татаро-монгольское нашествие катастрофой. Мол, оно затормозило Русь в развитии на несколько веков, стало основной причиной многовековой отсталости, отклонения от «нормального» пути развития... Но вот парадокс: немало серьезных исследователей считают, что приход татаро-монголов имел и положительное значение. Аргументы: завоеватели привнесли на вольную, анархическую Русь традиции централизованной, жесткой государственности, которые затем были восприняты у Орды и дали благотворный импульс к развитию. О событиях далекой древности, находящих отклик в современности, мы говорим с доктором исторических наук ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Варварой ВОВИНОЙ.

– Варвара Гелиевна, так что же принесла Орда на Русь?

– Сознательно – ничего. Так сложились исторические обстоятельства, что монголы в 1237 – 1240 годах совершили нашествие на русские княжества, находившиеся на границе со степными народами.
Монголы начали стремительно завоевывать соседние народы и их государства после того, как объединились под властью Чингисхана в 1206 году. Это была держава, устроенная как армия и существовавшая за счет военных походов. После завоевания Северного Китая монголы двинулись в Среднюю Азию, разорили ее цветущие города, вышли к Северному Кавказу и тут столкнулись с половцами.
Знаменитая половецкая степь между Черным и Каспийским морями с глубокой древности служила приманкой для кочевников. Там было много свободного пространства, пастбища с травой, а это очень важно для кочевого скотоводства. Когда монголы двинулись из центральноазиатских степей, они не могли не пойти туда, а следом и на русские земли.
После битвы на Калке в 1223 году, разгромив русско-половецкое войско, монголы покорили половцев, кавказские народы, затем волжских булгар. Потом настала очередь и русских княжеств. За несколько лет войска хана Батыя завоевали их, хотя и при отчаянном сопротивлении. Потом перевалили через Карпаты, прошли через многие нынешние страны Центральной и Южной Европы. Только в 1242 году Батый увел войска на восток и основал свою державу с центром в Нижнем Поволжье, за которой в литературе закрепилось название Золотая Орда.

– А что, собственно, она тогда собой представляла?

– Орда не была моноэтническим образованием. Монголы, пришедшие вместе с Батыем, составляли очень небольшую по численности элиту, которая довольно быстро ассимилировалась с другими народами – Орда вбирала в себя половцев и булгар, а также другие тюркоязычные и финно-угорские этносы.
Путешественники, в том числе и европейские, посещавшие Орду во времена Батыя и ханов, правивших после него, отмечали, что в ней живут разные народы. Среди обитателей города Сарай-Берке (он находился в районе современного Саратова), где находилась ставка хана при наследниках Батыя, были монголы, половцы, даже византийцы и славяне. То есть Орда являлась наднациональной общностью под сильной централизованной властью ханов из рода Чингисхана. Последнее, обязательное, условие: только чингисид – прямой потомок Чингисхана – мог быть правителем Орды.
Кроме того, нельзя сказать, что Орда была очагом варварства и невежества. У нее была тесная связь с городами Средней Азии – древнейшими центрами культуры, ремесла и торговли в районе Хорезма. И золотоордынские города восприняли эти традиции. Этих городов кроме Сарая-Берке было несколько десятков: Сарай-Бату, Увек, Хаджи-Тархан и другие. Остатки этих городов находят и изучают археологи. Кстати, само название Золотая Орда – позднее, идет от того, что якобы в торжественных случаях ханы ставили особую «золотую» орду (то есть юрту), в которой устраивали грандиозные пиры.

– Чем была Русь к тому времени, когда она стала объектом нападения войск хана Батыя?

– Как и Орда, она не была этническим образованием. Да и вообще единой Руси тогда не существовало. Была совокупность русских княжеств, объединенных православием и воспоминанием об утраченном единстве – о тех временах, когда все князья Рюриковичи еще воспринимали себя единым родом и старший из них имел стол в Киеве.
Южные русские княжества граничили с половецкой степью, и за полтора века, предшествовавшие нашествию Батыя, сумели наладить связи с обитавшими там кочевниками. Русские князья нередко брали в жены дочерей половецких ханов. Происходили совместные походы против неприятеля.
И к началу XIII века, когда появилась новая волна завоевателей – монголы (я, как и все историки, использую слова «монголы» и «татары» как синонимы), половцы фактически были союзниками русских князей, особенно южнорусских – черниговских, киевских. Недаром они вместе выступили на реку Калку против монголов...

– Что было главным объектом грабежа и добычи монголо-татар на Руси?

– Города. Иногда ставят вопрос: почему ордынцы, захватив Русь, не остались жить на захваченной территории? А что им там, собственно, делать? Они ведь кочевники, им нужна степь. Но города были разграблены и разрушены и некоторые впоследствии так никогда и не восстановились. Классический пример – старая Рязань, которая прекратила существование. Там теперь чистое поле. Тот город, что мы сегодня знаем под этим названием, – это более поздний Переяславль-Рязанский.
Гибель городов – это не только смерть людей, уничтожение ремесел. Самое главное, погибла городская политическая культура, а она во многом была силой, которая уравновешивала власть князя. Кроме того, погибли княжеские дружины: мы не знаем ни одного дружинного рода, который был бы известен и в домонгольский, и в послемонгольский периоды.
В то же время, говоря о катастрофе, постигшей Русь в XIII веке, надо понимать, что речь идет о губительном воздействии на земли древнерусских княжеств, но в своих сегодняшних границах Россия включает гораздо большую территорию, лежащую как в Европе, так и в Азии.
Для народов Поволжья и Сибири их существование внутри Орды – важнейший позитивный этап развития. Современные народы Поволжья, в том числе татары, чуваши, мордва, марийцы, во многом формировались именно в рамках Орды. Сейчас важно осознать, что культура каждого народа России – наша общая ценность. И его история – наша общая история. Поэтому и история Золотой Орды – это часть истории современной России...
Парадоксально, но завоевание Ордой стало началом формирования нашей страны как многонационального государства, которым она является и сейчас. Орда вбирала в себя огромное количество народов. Впоследствии московские князья, а потом цари начали освобождаться от власти Орды, затем подчинили себе ханства, на которые она к тому времени распалась, и тогда народы, бывшие до этого под властью чингисидов, вошли в состав Московского государства.

– Как складывались отношения между Ордой и вассальными ей русскими князьями?

– По-разному. С какими-то из них у правителей Орды были даже очень хорошие отношения. К примеру, хан Сартак был побратимом Александра Невского и, по всей видимости, даже принял христианство. Правда, по этому пути Орда не пошла: ордынские ханы оставались язычниками, а в XIV веке приняли ислам.
Современный московский исследователь Антон Горский, автор многих книг об отношениях Орды с Русью, в своих работах показывает, как менялись эти отношения. Внутри самой Орды за власть боролись разные группировки. И они по-разному строили отношения с русскими князьями, подчас воспринимая их как союзников в своей междоусобной борьбе. Да и русские князья нередко использовали поддержку ханов Орды в своих междоусобицах. Даже Дмитрий Донской участвовал в этой сложной политической игре, маневрируя между разными силами, когда выступил против Мамая.
Иными словами, русские князья и ордынские ханы в некоторые моменты – это своего рода друзья-враги. Только при Иване III, при котором закончилась зависимость Московского государства от Орды, идеологически обосновали необходимость такого освобождения.
В целом политика Орды заключалась в том, чтобы не давать усиливаться никому из вассалов. Но в самой Орде несколько раз периоды силы сменялись эпохами упадка. И именно во время упадка Орды произошло окончательное усиление Московского государства, которое привело, в конце концов, к падению Орды.

– Карамзин в своих трудах делал особый акцент на влиянии власти ханов на политическое развитие Руси. По его мнению, междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках...

– Да, это так. И государи Московской Руси, считавшие себя победителями Орды, противопоставляли себя ей как христианские правители, но взяли из нее немало, например, черты восточной деспотии – сильную вертикальную власть, раболепие перед ее носителем. Этого не было в домонгольский период. Кое-что в хозяйственной жизни государства пришло из Орды, та же государственная налоговая система.
Были и бытовые заимствования. Недаром на привычных нам иллюстрациях Ивана Билибина к русским народным сказкам Иван Царевич, Василиса Премудрая одеты в восточные одежды, и названия-то все восточные: сарафан, кафтан, колчан. Это все от тесных связей сначала с Ордой, а потом с теми народами, которые после нее остались.
До середины XVI века в традициях русской знати было брить волосы на голове и носить тюбетейки. Церковный собор, проходивший в Москве в 1551 году и названный Стоглавым, даже вынужден был специально указывать на то, что православным надо носить длинные волосы и бороды, и с этого времени именно такой облик стал считаться правильным. И, конечно, для европейских современников московские посольства, которые приезжали к ним, выглядели как восточные караваны.

– Тем не менее при таких заимствованиях со времен Пушкина, Чаадаева, Костомарова принято было однозначно считать нашествие монголо-татар злом. Без всяких полутонов...

– Все, кого вы назвали, были людьми первой половины XIX века, для них характерен взгляд, который мы бы теперь назвали европоцентристским. Однако уже ко второй половине XIX века отношение к монгольскому завоеванию постепенно менялось. Прежде всего стали изучать саму Орду. Русский ученый-востоковед Владимир Густавович Тизенгаузен, из остзейских баронов, очень много сделал для сбора материалов по истории Золотой Орды, которые по сей день не потеряли своего значения.
Романтическое увлечение Востоком, в том числе восточной философией, появившееся в России в начале ХХ века, тоже способствовало пересмотру истории взаимоотношений Руси и Орды. Как тут не вспомнить знаменитые блоковские строчки из «Скифов»: «Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами...».

– Сегодня нередко можно услышать, что именно благодаря ордынскому нашествию Россия сформировалась как уникальное евразийское пространство.

– Корни этой идеи – в течении евразийства, родившегося в 1920-х годах в среде русской эмиграции. Евразийцы были молодыми представителями эмиграции, которые стали пересматривать отношение к России, к революции и советской власти. Это лингвист и философ Николай Трубецкой, географ Петр Савицкий, богослов Георгий Флоровский, историк Георгий (Жорж) Вернадский. Последний был известен своей книгой «Монголы и Русь». Он жил до конца 1920-х годов в Праге, а потом оставшуюся часть жизни был профессором в США, где заложил основы американской русистики.
Основная идея евразийцев: Россия – это не Европа и не Азия, а Евразия, нечто объединяющее в себе и то и другое. И в этом не слабость России, а ее сила. Потому что она имеет достоинства и европейской, и азиатской культур. И именно Орда добавила в русскую культуру восточные черты. Поэтому Россия – наследница Орды, но в этом нет отрицательного смысла, это редкая удача.
Однако рассуждения о том, кто чьим наследником является, с неизбежностью приобретают спекулятивный характер. Сами русские князья XV – XVI веков считали себя наследниками не ордынских ханов, а Владимира Святого и его потомков, и в духовном смысле это можно сказать обо всех православных людях. Но нужно помнить, что на службу московскому царю со временем перешли бывшие татарские князья.

Вообще, на мой взгляд, ценности Востока и Запада не противоречат друг другу, и Россия вовсе не разрывается между Европой и Азией. Не надо политизировать историю.

Источник: spbvedomosti.ru



Судьба России в XXI веке
Справка об этом сайте.


Группа депутатов Ленсовета 21 созыва и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в настоящем сетевом журнале свои заметки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения, наблюдения, статьи, газетные вырезки.
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился столь явным обманом и вышел на площади в Москве и Петербурге. Авторы статей в этом блоге искуствовед Сергей Басов, юрист Сергей Егоров, действительный государственный советник Леонид Романков, публицист Павел Цыпленков, философ Лев Семашко, общественник Юрий Вдовин, писатель Александр Сазанов в те тревожные дни сделали соответствующие заявления.
Какое государство сложится в России в 21 веке: демократия, анархия, олигархия, деспотия, монархия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого блога вы найдете интересные статьи:




Новейшая история России в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»

The Fate of Russia in XXI Century
History of the online journal.


Petersburg politics convocation (powers from 1990 to 1993) currently preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his observation, press clippings, Offers, articles, links to interesting posts on the Internet, Notes.
Blog coined after the election in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, despoteia, oligarchy, monarchy, democracy or, perhaps, clericalism?

On the pages of this Blog you will find interesting articles:




The fate of the revolutionary reforms in the book
« Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет:

Отправить комментарий