Бывший пресс-секретарь первого президента России Бориса Ельцина пишет о значении революций в судьбе России. Будут ли в судьбе России в 21 веке также какие-нибудь революции? Не придется ли россиянам ещё раз плясать под Марсельезу или Интернационал?
Россия стремительно приближается к 100-летию Октябрьской революции 1917 г. И чем ближе дата, тем чаще будет звучать вопрос: а что дала России революционная ломка? Как в ходе ХХ века ломалась страна и менялся народ?
Ещё сравнительно недавно революцию 1917 г. называли Великой Октябрьской. Слагали о ней стихи, славили её вождей. От «Великого Октября» вели отсчёт нового времени, строили новую «пролетарскую культуру», проектировали «нового человека». Однако после распада СССР оценки начали меняться. Революцию стали именовать «октябрьским переворотом», Гражданскую войну — национальной трагедией, вождей революции — предателями национальных интересов.
А между тем серьёзный разговор о состоянии и самочувствии народа крайне необходим. Да, социологические опросы свидетельствуют, что «народ и власть едины». Однако безоглядное одобрение любых действий власти свидетельствует и об утрате населением чувства собственной политической значимости и ответственности. Во время последних региональных выборов на избирательные участки пришло всего 30% избирателей. Но и эти 30% трудно причислить к политически сознательной части народа: почти треть из них ходили голосовать не потому, что сделали свой выбор, а «потому, что так принято». Более половины населения вообще «не следили» за избирательной кампанией. Выходит, большая часть населения самоустранилась от политики.
В сознании россиян сегодня причудливо переплетаются элементы великодержавной истории, коммунистической идеологии, православия, монархического сознания, европейской культуры, остатков патриархального быта, а в бытовой практике — доброты и жестокости, простодушия и недоверчивости, смирения и буйства. И неудивительно, что одна часть россиян сегодня скорбит о «невинно убиенном царе», а другая требует сохранить мумию Ленина, а в названиях улиц — имена цареубийц и поругателей веры.
Подобные изгибы русской души влияют не только на политику, культуру и мораль, но и на сферу бытовых отношений. Русские очень терпимо относятся к алкоголикам, бомжам, попрошайкам, к семейному насилию, супружеским изменам, разводам. Наверное, потому, что (помня о трагических изгибах истории) примеряют злую судьбину и на себя. С другой стороны — поразительная жестокость по отношению к проституткам, гомосексуалам, к тем, кто живёт, мыслит и говорит иначе. И приговор большинства «не таким, как мы» (из недавнего исследования «Левада-центра»): «ликвидировать, изолировать от общества».
И дело не только в национальном характере русских. Многоликость, переменчивость, подозрительность и нетерпимость «русского мира» в значительной степени связаны с особенностями политической судьбы России в ХХ веке. На протяжении целого века россиянам неоднократно приходилось разучивать новые политические песни и танцы, приспосабливаясь то к «свинцовым мерзостям» царизма, то к «светлому пути», начерченному тов. Лениным, то к культу личности и жестокостям Сталина, то к импровизациям Хрущёва и сонному царству Брежнева, то к дисциплине Андропова и «загогулинам» Ельцина. Эта чересполосица идей, политических оценок и нравственных установок превратила русское сознание в подобие драного лоскутного одеяла: русский человек (особенно не слишком образованный) прикрывается им с головой, часто не понимая, что происходит на улице.
Вызовы, с которыми столкнулась Россия в ХХI в., выставляют новые требования не только перед элитой и властью, но и перед народом. В политике народного просвещения, в практике взаимодействия власти и населения нужны более рациональные, лишённые мифов подходы. Пока власть не придумала ничего лучше, чем разучивать вместе с народом новый «патриотический перепляс». Слов нет, патриотизм — важная черта здоровой нации. Но для успешного участия в экономических и политических состязаниях ХХI в. россиянам нужны и иные навыки: предприимчивость, независимость суждений, требовательный взгляд на страну и власть. Трезвость, наконец. Научить этому непросто.
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2015
Судьба России в XXI веке
Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в настоящем блоге свои ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, статьи, наблюдения, газетные вырезки, предложения.
Какое государство сложится в России в 21 веке: анархия, монархия, демократия, деспотия, олигархия или, может быть, гуманизм?
Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Авторы публикаций в этом блоге правозащитник Юрий Вдовин, публицист Павел Цыпленков, действительный государственный советник Леонид Романков, искуствовед Сергей Басов, автор концепции сферной политики Лев Семашко, писатель Александр Сазанов, петербургский адвокат Сергей Егоров в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
Судьба революционных реформ в книге
The Fate of Russia in XXI Century
Petersburg politics convocation today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his Offers, Notes, observation, links to interesting posts on the Internet, articles, press clippings.
What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, despoteia, oligarchy, anarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
The fate of the revolutionary reforms in the book
Значение революции в судьбе России.
Meaning of the revolution in the fate of Russia.
ロシアの運命革命の意味。
Meaning of the revolution in the fate of Russia.
ロシアの運命革命の意味。
Вячеслав Костиков
Русский перепляс. Что происходит с «русской душой»?
Для успешного участия в экономических и политических
состязаниях ХХI века россиянам нужны
предприимчивость, независимость суждений,
требовательный взгляд на страну и власть.
состязаниях ХХI века россиянам нужны
предприимчивость, независимость суждений,
требовательный взгляд на страну и власть.
Россия стремительно приближается к 100-летию Октябрьской революции 1917 г. И чем ближе дата, тем чаще будет звучать вопрос: а что дала России революционная ломка? Как в ходе ХХ века ломалась страна и менялся народ?
Ещё сравнительно недавно революцию 1917 г. называли Великой Октябрьской. Слагали о ней стихи, славили её вождей. От «Великого Октября» вели отсчёт нового времени, строили новую «пролетарскую культуру», проектировали «нового человека». Однако после распада СССР оценки начали меняться. Революцию стали именовать «октябрьским переворотом», Гражданскую войну — национальной трагедией, вождей революции — предателями национальных интересов.
Вихри враждебные...
Основания для этого есть: уже через несколько лет после «Великого Октября» в стране не осталось ничего, во имя чего боролись поколения русских демократов. Исчезли партийное многообразие, независимые профсоюзы, свободная пресса, под контроль властей были поставлены Церковь, судебная система, была введена драконовская цензура. Культуру превратили в один из инструментов пропаганды. Беспрецедентные полномочия получили органы насилия в лице ВЧК — НКВД — КГБ. Изначально провозглашённое «народовластие» превратилось вначале в «диктатуру пролетариата», потом во всевластие одной партии, а затем — просто в диктатуру с беспрецедентным культом личности. О реальных плодах Октябрьской революции страна стала узнавать лишь с началом горбачёвской перестройки. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, документально рассказавший о том, во что была превращена Россия, был издан в СССР лишь в 1990 г. А в 2009 г. по инициативе В. Путина «Архипелаг...» был включён в школьную программу для старшеклассников.А что же человек?
Сегодня о том, какое воздействие на страну оказала тоталитарная система, написаны тома. Значительно меньше сказано о том, что сделал коммунистический эксперимент с человеком, с русской душой. Нынешняя элита хорошо осведомлена о последствиях тоталитарной эпохи (экономическое отставание, утрата статуса великой державы). Но о моральных последствиях тоталитарных практик и сегодня говорят крайне неохотно.А между тем серьёзный разговор о состоянии и самочувствии народа крайне необходим. Да, социологические опросы свидетельствуют, что «народ и власть едины». Однако безоглядное одобрение любых действий власти свидетельствует и об утрате населением чувства собственной политической значимости и ответственности. Во время последних региональных выборов на избирательные участки пришло всего 30% избирателей. Но и эти 30% трудно причислить к политически сознательной части народа: почти треть из них ходили голосовать не потому, что сделали свой выбор, а «потому, что так принято». Более половины населения вообще «не следили» за избирательной кампанией. Выходит, большая часть населения самоустранилась от политики.
Новая «камаринская»
Специалисты в области народной психологии утверждают, что значительная часть населения, не понимая, что происходит в стране, возвращается к привычным архаическим ценностям. Людям нравится «сильная рука», хочется, чтобы был «добрый царь», делающий народу подарки и наказывающий вороватых бояр. Важной частью такого архаического сознания является национальная гордыня: желание, чтобы «нас все боялись», убеждение в том, что мы (поскольку «самые особые и лучшие») имеем право демонстрировать лихой русский перепляс и другим. Конечно, подобные представления характерны прежде всего для людей старшего поколения. Но часть старых фантазмов передаётся и новому поколению. Ещё пара-тройка лет телевизионного «заламывания шапки», и молодёжь, вместо того чтобы работать, пустится плясать «камаринскую», лихо хлопая в ладоши...В сознании россиян сегодня причудливо переплетаются элементы великодержавной истории, коммунистической идеологии, православия, монархического сознания, европейской культуры, остатков патриархального быта, а в бытовой практике — доброты и жестокости, простодушия и недоверчивости, смирения и буйства. И неудивительно, что одна часть россиян сегодня скорбит о «невинно убиенном царе», а другая требует сохранить мумию Ленина, а в названиях улиц — имена цареубийц и поругателей веры.
Подобные изгибы русской души влияют не только на политику, культуру и мораль, но и на сферу бытовых отношений. Русские очень терпимо относятся к алкоголикам, бомжам, попрошайкам, к семейному насилию, супружеским изменам, разводам. Наверное, потому, что (помня о трагических изгибах истории) примеряют злую судьбину и на себя. С другой стороны — поразительная жестокость по отношению к проституткам, гомосексуалам, к тем, кто живёт, мыслит и говорит иначе. И приговор большинства «не таким, как мы» (из недавнего исследования «Левада-центра»): «ликвидировать, изолировать от общества».
И дело не только в национальном характере русских. Многоликость, переменчивость, подозрительность и нетерпимость «русского мира» в значительной степени связаны с особенностями политической судьбы России в ХХ веке. На протяжении целого века россиянам неоднократно приходилось разучивать новые политические песни и танцы, приспосабливаясь то к «свинцовым мерзостям» царизма, то к «светлому пути», начерченному тов. Лениным, то к культу личности и жестокостям Сталина, то к импровизациям Хрущёва и сонному царству Брежнева, то к дисциплине Андропова и «загогулинам» Ельцина. Эта чересполосица идей, политических оценок и нравственных установок превратила русское сознание в подобие драного лоскутного одеяла: русский человек (особенно не слишком образованный) прикрывается им с головой, часто не понимая, что происходит на улице.
* * *
Вызовы, с которыми столкнулась Россия в ХХI в., выставляют новые требования не только перед элитой и властью, но и перед народом. В политике народного просвещения, в практике взаимодействия власти и населения нужны более рациональные, лишённые мифов подходы. Пока власть не придумала ничего лучше, чем разучивать вместе с народом новый «патриотический перепляс». Слов нет, патриотизм — важная черта здоровой нации. Но для успешного участия в экономических и политических состязаниях ХХI в. россиянам нужны и иные навыки: предприимчивость, независимость суждений, требовательный взгляд на страну и власть. Трезвость, наконец. Научить этому непросто.
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2015
Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.
Петербургские политики и сегодня озабоченно следят за судьбой России, публикуют в настоящем блоге свои ссылки на интересные сообщения в Интернете, заметки, статьи, наблюдения, газетные вырезки, предложения.Какое государство сложится в России в 21 веке: анархия, монархия, демократия, деспотия, олигархия или, может быть, гуманизм?
Блог придуман после выборов в представительные органы власти в декабре 2011 года, которые, по мнению проигравших партий, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Авторы публикаций в этом блоге правозащитник Юрий Вдовин, публицист Павел Цыпленков, действительный государственный советник Леонид Романков, искуствовед Сергей Басов, автор концепции сферной политики Лев Семашко, писатель Александр Сазанов, петербургский адвокат Сергей Егоров в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.
На страницах этого блога вы найдете интересные статьи:
- Юрий Вдовин. Вызовы и приоритеты XXI века.
- Сергей Егоров. Судебная реформа: три главных направления.
- Павел Цыпленков. Юбилей выдающегося петербуржца.
- Леонид Романков. Передай свои знания и политический опыт молодежи.
- Сергей Басов. Альтернативная избирательная философия.
Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»
The Fate of Russia in XXI Century
Information about this site.
Petersburg politics convocation today preoccupied follow the fate of Russia, publish in this blog his Offers, Notes, observation, links to interesting posts on the Internet, articles, press clippings.What kind of state will become Russia in the 21st century: democracy, despoteia, oligarchy, anarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
On the pages of this Blog - publication of the Finance, History, Culture, Economy, War, Politics:
- Yu.Vdovin. Savagery - the latest twist in the history of Russia?.
- L.Semashko. Vladimir Putin - a historical reformer of the 21st century.
- A.Sazanov. Deputies of the Leningrad City Council met Year of the Black Snake.
- S.Egorov. A judicial reform: three main directions.
- S.Basov. Alternative Election philosophy.
- P.Tsyplenkov. Fatherland and Freedom. Acquired and lost.
Комментариев нет:
Отправить комментарий