четверг, 21 августа 2014 г.

Существует ли в мире коллективная ответственность?

Юрий Вдовин

Причины и следствия в человеческой истории


Most of Russia's population does not constitute a modern dictatorship, and seemed not to blame for this, but it is comfortable with the fact, as the power robs us of our freedom and distorts our consciousness. And the price paid for it is inevitable. Do we seriously think that for us it will take place with impunity? The first sentence we already have: the country is living in poverty and miserable, with a deficit of money for most people, and with a strong stagnation in the economic life of the country, is fraught with even greater problems in the socio-economic sphere, and behind them could be followed by other troubles.




Меня с детства мучил вопрос, как так получилось, что культурная и образованная Германия превратилась в тридцатых годах прошлого века в чудовищного монстра, ввергнувшего человечество в невиданную по масштабам бойню. Позже мне показалось, что, найдя ответ на этот вопрос, я смогу понять, почему СССР стал такой чудовищной преступной страной, и кто виноват во всем этом.

Естественно, думать об ответственности всех жителей многострадальной страны и своей лично мне, что называется, и в голову не приходило. Виноват кто-то или что-то. И уж не я, во всяком случае.

Ответа я не находил, пока вскоре после громкого суда над Даниэлем и Синявским в 1966-м году, мне в руки не попал тамиздатовский сборник их произведений. Читать такие книги приходилось очень быстро – надо было кому-то передавать, но, тем не менее, за отпущенную ночь я все прочитал, а осмысливать прочитанное приходилось уже без книги. И тогда я понял, что нашел ответ на мучивший меня вопрос, почему культурная и образованная Германия превратилась в историческое чудовище.

Помог мне в этом рассказ или новелла Юлия Даниеля «Искупление». Сюжет прост: успешный по советским меркам времен хрущевской оттепели герой рассказа неожиданно обвиняется кругом людей, мнением которых он дорожит, в стукачестве во времена сталинских репрессий. Но стукачом он не был! А один пожилой человек ему объяснил, что наказания без вины не бывает. Те, кто попал в лагерь якобы по его доносу, виноваты в том, что знали и понимали, что происходит в стране, и понесли наказание за бездействие, а герой рассказа несет ответственность за свое бездействие теперь, просто позже…

Конечно, может быть, все это и не так. В действительности все значительно сложнее и без иррациональности, скорее в режиме случайностей или вероятностей, но все-таки какие-то механизмы коллективной ответственности за происходящее в стране и мире работают. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» сказал прижившуюся во всем мире фразу как истину Жозеф Мари де Местр, французский консервативный мыслитель и роялистский государственный деятель (1754-1821).

Членство в национал-социалистической рабочей партии Германии было добровольным? Или принудительным? А в ВКП(б) – КПСС? В КПСС так в НИИ и КБ очереди стояли. Норма на интеллигенцию была. И оправдания у соискателей партбилетов были: партия, конечно, дерьмо, но – начальником лаборатории не поставят, диссертацию не защитить, в командировку в вожделенную заграницу (в ГДР или Болгарию!) не пустят. Некоторые рассказывали, что будут расшатывать партию изнутри. Они, что ли, расшатали?

Для большинства людей, как и для героя «Искупления», самыми важными являются оценки ближнего круга своего общения. Семья, друзья, соседи, коллеги по работе, какие-то единомышленники. И вот вступает добропорядочный бюргер в НСДАП, и почти все в Германии понимали, особенно в начале гитлеровского режима, что это, как минимум, неприлично. Но вот мой друг Ганс – приличный человек. Он ничего плохого себе в этой партии не позволит. И вообще приличные люди улучшат эту партию. И Ганса в ближнем кругу никто не осуждал, ему не было стыдно, а эволюция партии и членов этой партии шла свои путем, и до чего они вместе дошли – мы теперь знаем. И немецкий народ жестоко расплатился за свой конформизм.

Ведь аналогично было и с КПСС. Думаю, с «Единой Россией» и всякими «нашими» происходит то же самое. Мы их не презираем, подаем руку, принимаем у себя в доме. А не надо бы, ох, не надо бы!

Все это называется конформизмом, за который никого не судят, но за который есть коллективная ответственность в виде судьбы населения и страны в целом.

Я скажу кощунственную вещь: кровь и гибель людей на Ближнем Востоке в какой-то степени расплата населения за конформизм и согласие с человеконенавистническими идеями, которые не встречают сопротивления у того самого населения.

Очень часто рассказывают, что ислам очень гуманная религия, очень толерантная. Но рассказывают это почему-то европейцам, а не тем фанатам от ислама, которые мечтают весь мир превратить в громадный халифат, ликвидировав всех, кто с этим не согласен – всяких «неверных», христиан, иудеев. Я человек нерелигиозный, но ощущение какой-то жестокой несправедливости одолело меня в Стамбуле, когда я увидел еще константинопольские православные храмы, превращенные в мечети. А сколько крови при этом пролили гуманные мусульмане-завоеватели, уничтожая неверных.

Вспомните, свастика пришла в Европу из арабского мира. Было странно в узорах самаркандских медресе видеть свастику. Ну, думалось, фашисты заимствовали и испоганили символ. Может и так, но, безусловно, какая-то идеологическая сродственность между фашизмом и арабским антисемитизмом есть. Идеи арийского превосходства нашли горячий отклик у арабского антисемитизма, и когда кончилась вторая мировая война, радовался весь мир, но не арабский мусульманский мир. Идея избавления мира от евреев не была доведена до желательного им результата. Более того, было создано еврейское государство, что усугубило их ненависть к евреям, американцам и европейцам.

Мне очень страшно и больно осознавать, что сейчас гибнут, как постоянно подчеркивается, мирные люди в Ливане, в секторе Газа и, заметим, в Израиле. Да, но они терпели какие-то очевидные недобросовестности и несправедливости в своих странах, у своих вождей. Они мирятся с национальной и религиозной ненавистью и нетерпимостью, у многих это стало естественным состоянием. Наверное, это в какой-то степени относится и к Израилю, но там это скорее следствие постоянной злобности окружающих их стран, не желающих смириться с самим фактом существования еврейского государства.

А еще я не могу забыть телевизионного кадра из какой-то арабской страны 11 сентября (не из Бейрута ли?), когда жители этой страны впадали в радостное неистовство по случаю гибели огромного количества мирных американцев от рук арабских террористов, захвативших самолеты и направивших их на убийство мирных людей.

Но может быть гибель мирных ливанцев и есть та цена, которую платит ливанский народ за свою ненависть к евреям вообще и за поддержку террористической организации «Хезболла»? Ведь именно «Хезболла» начала обстреливать Израиль ракетами до начала военных действий Израилем! А бесчисленные теракты в Израиле – и в ресторанах, и в дискотеках, и на улицах? Там ведь тоже гибли мирные люди.

Я никого не хочу обвинить. Видимо, я тоже виноват, как все, а может и больше. Я хочу, чтобы мы все перечитали замечательный философский рассказ-притчу Юлия Даниэля «Искупление» и подумали бы все вместе – правильно ли мы живем? Все ли мы делаем, чтобы жить лучше, всегда ли мы честны. И не зря ли мы доверяем нашим властям так, что они могут делать то, что хотят, не обращая на нас никакого внимания.

Давайте подумаем, почему в России не приживается демократия, а вместо нее нам подсовывают какие-то суррогаты типа то социалистической, то управляемой, а теперь вот какой-то суверенной демократии. Главное, что в них – этих суррогатах – нет основных признаков демократии – нет задачи обеспечения прав человека, нет свободы слова и информации, нет подконтрольности властей своему народу, нет реальных партий и выборов, и есть колоссальное монопропагандное пространство, характерное исключительно для тоталитарных режимов. И мы покорно со всем этим соглашаемся, хотя всем ясно – в России осуществлен демонтаж демократии и восстанавливается диктаторский режим.

Конечно, большинство населения этого не создавало, и как бы и не виновато в этом, но оно спокойно относится к тому, как власть отбирает у нас свободы и деформирует наше сознание. И расплата за это неизбежна. Неужели мы всерьез думаем, что для нас это пройдет безнаказанно? Первое наказание мы уже имеем: страна живет бедно и убого, с дефицитом денег у большинства населения и с крепким застоем в хозяйственной жизни страны, чреватой еще большими проблемами в социально-экономической сфере, а за ними могут последовать и иные беды.

Неужели прошедший XX век так ничему и не научил нас?

Судьба России в XXI веке
История создания сетевого журнала.


Петербургские политики и в настоящее время внимательно следят за судьбой России, публикуют в настоящем блоге свои газетные вырезки, статьи, заметки, наблюдения, ссылки на интересные сообщения в Интернете, предложения.
Каким государством станет Россия в 21 веке: олигархия, демократия, анархия, монархия, деспотия или, может быть, гуманизм?
Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на митинги. Депутаты Ленсовета в декабре 2011 года сделали соответствующие заявления.

На страницах этого дневника - публикации о культуре, экономике, истории, политике, войне, финансах:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

A group of deputies of Lensoviet 21 convocation today preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his articles, Notes, press clippings, observation, links to interesting posts on the Internet, Offers.
What kind of state will become Russia in the 21st century: despoteia, anarchy, democracy, oligarchy, monarchy or, perhaps, clericalism?


Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to observers were rigged.
The people protested so obvious fraud and went Square in Moscow and St. Petersburg. Deputies of in while made declarations.

On the pages of this online journal you will find interesting articles:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий