пятница, 30 мая 2014 г.

Самые бедные среди богатых

В ответ на мою публикацию в этом блоге "Красные гвоздики в Лиссабоне", Руслан КОСТЮК, историк и профессор факультета, который в свое время создавал бывший мэр Санкт-Петербурга, опубликовал в газете "Санкт-Петербургские ведомости" большую статью под заголовком "Гвоздики не вянут". В её тексте он довольно-таки дерзко подметил, что самые бедные жители Европы - португальцы, в среднем существенно богаче, чем жители России (стран СНГ - так пишет историк). На вопросы, кто был заинтересован в свержении "диктатуры" в Португалии в 1974 году, откуда импортировали революцию, почему в результате демократизации Португалия утратила свои колонии, историк так и не отвечает.
И все же почитаем.  И прошу читателей ответить на простой вопрос: что лучше, быть самым бедным среди богатых или самым богатым среди бедных?



Выпуск  №098  от  30.05.2014

Гвоздики не вянут

Руслан КОСТЮК,
доктор исторических наук,
профессор факультета международных отношений СПбГУ

В конце апреля Португалия в торжественной обстановке отметила сорокалетие революции красных гвоздик, положившей начало нового этапа в истории португальского народа.
Как сегодня живет страна, некогда игравшая в мировой истории не последнюю роль?

Апрельские тезисы

Любому человеку, очутившемуся 25 апреля в Лиссабоне, представляется редкая возможность собственными глазами увидеть, как отмечают португальцы один из самых главных государственных праздников. Не будет преувеличением сказать, что этот день в одном искрометном порыве празднует фактически вся страна.
В 1974 г. прогрессивные военные, создав подпольное Движение вооруженных сил, смели авторитарный режим, открыв путь демократии и социальному прогрессу. То была практически бескровная революция, из пулеметов и винтовок солдат не вылетали пули, зато заботливые лиссабонцы опустили в оружейные дула красные гвоздики. Так и вошла в историю эта, пожалуй, последняя левая революция в Европе – под названием революции красных гвоздик.
Во время торжественного заседания ассамблей республики – португальского парламента ярко-красные гвоздики в петлицах были замечены у президента, премьер-министра и министров, а также почти у всех депутатов – и левых, и правых. Это как раз иллюстрация того, что революция 1974 г. носила общенародный и общедемократический характер, а ее ценности в той или иной степени положительно воспринимаются сегодня подавляющим большинством населения независимо от идейных пристрастий.
Апрельская революция отправила на свалку истории прогнивший режим Каэтану, доставшийся Португалии в наследство от скончавшегося к тому времени диктатора Салазара, союзника Франко и адепта авторитарного «нового государства». В стране были установлены демократические права, многопартийность, свобода прессы и собраний. Многочисленные ассоциации, гражданские организации и профсоюзы получили возможность работать в легальных условиях. Трудящиеся города и деревни обрели невиданные доселе социальные права: во второй половине 1970-х гг. по уровню этих прав и демократичности конституции Португалия опережала большинство западноевропейских стран. Была демонтирована старая, репрессивная по характеру судебная система, и вместо нее португальская юстиция подверглась обширной демократизации.
В революционный период новые власти приступили к национализации производства и проведению радикальной аграрной реформы. Они отказались от ведения бесперспективных колониальных войн в своих африканских провинциях, так прекратила существование последняя колониальная империя. Были открыты двери для участия Португалии в европейской интеграции, и с 1986 г. страна является полноправным членом Европейских сообществ (ныне Евросоюза). Один из участников событий 40-летней давности полковник Васко Лоуренсу, возглавляющий ассоциацию «25 апреля», безусловно, прав, когда утверждает, что «португальский народ сохраняет ценности революции гвоздик в своих сердцах»...


Революции благодаря

Если через сорок лет после выступления Движения вооруженных сил громадные толпы лиссабонцев и жителей других городов Португалии по собственному почину выходят на народные мероприятия и торжества, это действительно говорит о том, что нация в своем большинстве сохраняет верность идеалам апреля. Революция гвоздик завершила этап революций социалистического профиля в Европе, но она же и оставила португальской нации в наследие немало хорошего. Того, к чему многие из стран постсоветского пространства еще только стремятся...




Прежде всего возьмем такой сущностный показатель, как уровень доходов населения. В среднем португалец зарабатывает в месяц свыше 1000 евро. Согласимся, ни в одной из стран – членов СНГ столь высокого уровня зарплаты еще не достигнуто. По таким не менее важным индикаторам, как продолжительность жизни, качество медицины и уровень системы социального и пенсионного обеспечения, Португалия, увы, также опережает страны постсоветского пространства. А ведь еще сорок лет назад Португалия представляла собой диктаторское классовое общество, где крупная буржуазия, чиновничество и землевладельцы делали что хотели, где, особенно в отсталых сельских местностях, не хватало врачей и учителей, а трудящиеся не имели никаких социальных прав.
Сегодня же португальское общество может рассматриваться как одно из самых свободных и открытых политическому плюрализму в ЕС. Парламентская система, существующая в Португалии именно благодаря революции красных гвоздик, делает граждан соучастниками принимаемых решений. Как отметил в беседе со мной профессор Лиссабонского университета Антонио Кошта Пинто, «даже несмотря на свой критицизм к политикам и партиям, португальцы до сих пор очень привязаны к тем политическим ценностям, что несут в себе свободу и представительную демократию». Муниципалитеты и возглавляющие их мэры в Португалии имеют достаточно много прав и возможностей, что делает систему местного самоуправления в унитарной республике весьма сильной и дееспособной.
Вышесказанное, однако, вовсе не означает, что Португальская Республика представляет собой некое идеальное государство.


Беднейшая среди самых богатых

Во многих лиссабонских музеях, к слову, достаточно недорогих по сравнению с их «собратьями» в других западноевропейских центрах, можно столкнуться с трафаретами, в которых Португалия именуется «первой глобальной империей» Земли. Факт бесспорный, но сегодня, когда речь заходит о самой западной континентальной стране Европы, впору сказать о Португалии по-другому: это самое бедное в Западной Европе государство.
Уровень безработицы среди трудоспособного населения страны достиг сегодня 17-процентной отметки, а среди молодых португальцев этот показатель превышает 45%. Кризис подтолкнул процесс либерализации рынка труда, или, как модно сейчас говорят наши бюрократы, его «оптимизацию».
На практике я видел эту «оптимизацию» в таком вот разрезе. Решив послушать старейшую народную музыку фаду, отправился вечером в район Байрру Алту в центре португальской столицы, где сконцентрировано большое количество самых разнообразных клубов и кабачков. Каково же было мое неописуемое удивление, когда в перерывах между пением артистка уходила со сцены и на время превращалась в официантку и посудомойку!
В Западной Европе Португалия также находится впереди и по количеству нищих и лиц без определенного места жительства. Довольно необычной для западноевропейских столиц выглядит картинка, когда буквально в десяти метрах от входа в престижный отель преспокойно днюют и ночуют местные бомжи.
Португалия образца 2014 г. очень сильно задета последствиями финансово-экономического кризиса. Это выражается в отрицательном экономическом росте, серьезных сокращениях расходов на социальную политику, образование и здравоохранение, а также в таких «достижениях», как самый большой внешний долг за последние 120 (!) лет и высочайший внешнеторговый дефицит. Еще одним рекордом со знаком минус можно назвать крупнейшую почти за полтора столетия эмиграционную волну: ныне ежегодно Португалию в поисках лучшей доли покидают до ста тысяч граждан. Прежде всего едут они в Северную Америку и другие страны Западной Европы. Но вот горькая ирония судьбы: с каждым годом растет число португальцев, убывающих на контрактные работы в страны, освободившиеся после революции гвоздик: Анголу, Мозамбик, Кабо-Верде, Гвинею-Бисау.

Социалисты против социал-демократов

Судя по численности манифестантов 25 апреля, многие из которых держали транспаранты с антиправительственными и антибрюссельскими лозунгами, заряд радикализма в современной Португалии весьма высок. Но в отличие, скажем, от Франции этот радикализм совершенно не выражается в крайне правых настроениях: диктатура Салазара и его преемника Каэтану оставила долгую историческую память, сыграв роль своего рода «антибиотика» от националистических пристрастий. В сегодняшней Португалии крайне правых поддерживают менее процента избирателей.
Зато силен другой фланг. Самой дисциплинированной силой остается старейшая в Португалии Коммунистическая партия. Она имеет прочные позиции в студенческом и социальном движении, контролирует крупнейший профцентр страны – Национальный интерсиндикал. В парламенте представлены руководимая коммунистами Коалиция демократического единства и также относящийся к антикапиталистическому спектру Левый блок. Именно эти формации в наибольшей степени выражают недовольство в связи с неолиберальным курсом властей и следованием португальского правительства рецептам «единой Европы».
Однако, как подтвердил политолог Кошта Пинто, большинство португальских избирателей колеблются между правым и левым центром. Речь идет о забавной в терминологическом плане конкуренции правящей правоцентристской Социал-демократической партии и оппозиционной левоцентристской Социалистической партии. Во всяком случае более двух третей избирателей голосуют за одну из этих партий. Глубокой разницы между ними по вопросам внутренней и внешней политики по большому счету нет. Обе партии выступают за социальные реформы, поддерживают европейскую интеграцию и атлантические обязательства Португалии. Социалисты начали в конце прошлого десятилетия осуществление мер по «жесткой экономии», социал-демократы, придя к власти в 2011 г. в союзе с консерваторами из Народной партии, эту линию продолжили. А в октябре прошлого года «порицание избирателей» обернулось на муниципальных выборах тяжелым поражением правоцентристов, социалисты же оказались на коне. Сегодня, если судить по опросам общественного мнения, до половины избирателей склонны поддержать левые и левоцентристские силы.
Такая вот она, португальская политическая арифметика. Она была бы невозможной без революции красных гвоздик. Революции, ценности которой, что бы ни говорили о трудностях современной Португалии, трудолюбивый народ этой «первой глобальной империи» продолжает хранить в своих сердцах.

Судьба России в XXI веке
Философия блога.

Блог придуман после выборов в декабре 2011 года, которые, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы.
Народ возмутился узурпацией власти и вышел на площади в Москве и Петербурге. Депутаты Ленсовета в то время сделали соответствующие заявления.
Группа депутатов Ленсовета 21 созыва и сегодня внимательно следят за судьбой России, помещают в настоящем блоге свои газетные вырезки, наблюдения, предложения, заметки, ссылки на интересные сообщения в Интернете, статьи.


Какое государство сложится в России в 21 веке: анархия, демократия, деспотия, олигархия, монархия или, может быть, клерикализм?

На страницах этого блога - публикации о финансах, экономике, истории, политике, войне, культуре:




Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»



The Fate of Russia in XXI Century
Philosophy of blog.

Petersburg politics convocation currently preoccupied follow the fate of Russia, put in this blog his articles, press clippings, Notes, links to interesting posts on the Internet, Offers, observation.
Blog created after the election to representative bodies in December 2011, which, according to lost parties were rigged.
The people protested usurpation and went rallies. Deputies of in December 2011 made declarations.
What kind of state will become Russia in the 21st century: anarchy, monarchy, oligarchy, despoteia, democracy or, perhaps, clericalism?


On the pages of this online journal - publication about the History, Politics, Finance, War, Culture, Economy:




Modern History of Russia in the book
«Sausage-democratic revolution in Russia. 1989-1993»


Комментариев нет :

Отправить комментарий