воскресенье, 28 августа 2016 г.

Книга о возвращении Ленинграду имени Санкт-Петербург

Уж я не надеялся, что можно отыскать что-то новое в деле о возвращении городу на Неве его исторического наименования. Кто забыл - это Санкт-Петербург. Имя в честь клички одной мифической персоны. В переводе с древнегреческого означает Город Святого Камня. Этим делом, в основном, в 1989-1991 году занимался Ленинградский народный фронт и депутаты Ленсовета, которые одобряли политическую платформу Ленинградского народного фронта. Председатель Ленсовета, профессор права Анатолий Александрович Собчак всегда сопротивлялся тому, чтобы депутаты рассмотрели этот вопрос на своей сессии (это подтверждается документально и в сентябре 1990 года на второй сессии Ленсовета, и в декабре 1990 года). Вопрос о переименовании города был включен в повестку дня сессии лишь весной 1991 года по настоянию депутатской фракции "На платформе ЛНФ". Затем был проведен опрос населения Ленинграда 12 июня 1991 года. Небольшим перевесом горожане, участвующие в голосовании, высказались за Санкт-Петербург. В начале сентября 1991 года  Р.И.Хасбулатов подписал указ о возвращении исторического имени Санкт-Петербург городу федерального значения Ленинграду, черновик которого написал депутат России и Ленсовета Юрий Михайлович Нестеров. Он лично подтверждает свое авторство. См. фильм Павла Цыпленкова о переименовании.

Новая книга - это хорошо. 25 лет ведутся споры среди историков. Может быть, новый опус депутатов Ленсовета прольет свет истины на дискуссионные моменты эпопеи о возвращении имени городу и колыбели четырех революций в России в 20 веке.

Одно плохо: презентация состоится в рабочее время, когда ряд наших коллег вряд ли смогут участвовать в диспуте на мероприятии.

Присоединимся, господа?

Историческая справка о политике Ленсовета в 1990-1991 годах

Жителю России в 2016 году трудно представить, что в 1989-1991 годах в СССР не было политических партий. Сегодня нам предлагают свои программы более 80 политических партий, а те из них, кто получил некое финансирование (возможно, даже из одного кремлевского кошелька), те предлагают нам своих кандидатов, чтобы мы их выбрали в качестве народных представителей и законодателей.
В 1989 году в СССР прошли первые альтернативные выборы. Помимо кандидатов из КПСС появились и кандидаты-самовыдвиженцы, которые исповедовали разные политические взгляды. КПСС, хотя и считалась партией, и даже в Конституции именовалась руководящей и направляющей силой, по факту выражала интересы правящей элиты и обслуживающей её бюрократии. И ещё неизвестно, чьи интересы КПСС отстаивала яростнее: бюрократов или элитариев.
В 1989 же году в Ленинграде создали Ленинградский народный фронт (ЛНФ). Создали этот фронт "гнилые интеллигенты", то есть романтически настроенные диссиденты, стремящиеся к общечеловеческим ценностям типа "свободы богатеть и ездить за границу", "равенства", "народовластия".
После избрания в марте 1990 года многих активных членов ЛНФ в Ленсовет и политическая жизнь города на Неве также сосредоточилась в коридорах и залах Мариинского дворца, где был расквартирован Ленсовет и Исполком Ленсовета тоже.
В Смольном все ещё крепко сидели аппаратчики КПСС, но на Ленсовет они впрямую не нападали. Они создали две свои депутатские фракции «Коммунисты Ленинграда» и «Возрождение Ленинграда», немногочисленные, но состоящие из крупных городских чиновников или руководителей предприятий, ставших депутатами.
«Демократы» же объединились в большую фракцию «На платформе ЛНФ» и ряд мелких фракций, из состава которых впоследствии выделялись активисты будущих политических партий России. С первого же дня работы Ленсовета члены ЛНФ стремились к революционной реформации. «Возрождение Ленинграда» революцию тормозило. Так и бодались почти год.
В сентябре 1990 года виднейший руководитель и основатель ЛНФ Петр Сергеевич Филиппов в редактируемой им газете «Невский курьер» начал агитацию за возвращение Ленинграду его исторического имени.


Члены ЛНФ также искренне поддержали эту идею, которая ещё в 1989 году была бы расценена компетентными органами как «антисоветская», «экстремистская», подлежащая пресечению, а её носители – оштрафованию (или же аресту). Мы покупали, рпспространяли газеты П.С.Филиппова. Наверное, в Музее Политической истории есть подшивки этих листков, на которых запечатлен ход всей нашей демократической революции.
Петр Филиппов и Сергей Березинский придумали открытку, которую читатели газеты могли вырезать из листа и за 2 копейки послать в Ленсовет. Правда, для этого надо было ещё и их газету купить за 50 копеек. Это тогда были деньги! Ведь проезд на метро стоил 5 копеек. Но эти открытки, кажется, все же поступали в Ленсовет.

Из газеты "Невский курьер". Ниже открытки: аверс и реверс.
Некоторые же ленсоветовцы, хотя и называли себя демократами (вероятно, из конъюнктурных временных соображений), на деле же, как только начали голосовать за включение в повестку дня вопроса о переименовании города, начали воздерживаться, смотрели, как Собчак. А тот выступил резко против самой идеи принять к рассмотрению столь революционный вопрос на сессии Ленсовета. Не хотели эти люди, чтобы их дети жили в Санкт-Петербурге. А они и не живут!

Как было нам, безвестным членам ЛНФ, переспорить А.Собчака и прочих директоров, партийных руководителей, консервативно настроенных профессоров-златоустов, маскирующихся под бородатых демократов депутатов-демагогов?

Вот, что я вспомнил по этому поводу в июне 2011 года. Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости» к 20-летию возвращения имени городу.

На нынешней первомайской демонстрации я спрашивал участников марша, и выяснилось: мало кто помнит, что 12 июня мы отметим вместе с общероссийскими датами еще и местный юбилей опроса жителей Ленинграда о возвращении городу на Неве первоначального имени.
И это активисты! Что же говорить об обыкновенных горожанах. Подзабыли...
В Ленсовете XXI созыва дискуссии о возвращении городу исторического имени велись едва ли не с первого заседания. Отдельные депутаты очень не любили Ленина. Виталий Скойбеда, Алексей Ковалев, Александр Родин настаивали на том, чтобы уже 2-я сессия осенью 1990 года включила в свою повестку этот вопрос. Они прорывались на трибуну и на третьей, и на «новогодней», четвертой, сессиях. Однако же большинство городского парламента колебалось.
Даже предводитель всех ленинградских демократов Анатолий Собчак предлагал сначала навести порядок в городском хозяйстве, вернуть Северной Пальмире европейский лик, а уж потом думать о переименовании.
Идея витала в воздухе, но уловить ее не получалось. И вот после весеннего (1991) всесоюзного референдума я посоветовал фракции ЛНФ убедить сессию в том, чтобы и нам переложить бремя решения на самих горожан: провести референдум! Оказалось, и его Ленсовет назначить был не вправе. Таково на поверку было пресловутое «всевластие» депутатов: за что ни возьмешься — нет на то закона!
«Тогда проведем опрос», — предложили председатель редакционной комиссии Михаил Пирогов и депутат Александр Сазанов. Этот вариант пришелся сессии по вкусу. Формулу опросного листа оттачивали до середины мая.



По предложению ЛНФ взяли за основу бюллетень, используемый на горбачевском референдуме.
«Желаете ли вы возвратить нашему городу его первоначальное название Санкт-Петербург?» — вот что узрели избиратели на четвертинке газетной бумаги.
Ниже были слова «Да», «Нет». Кто предпочитал жить в Петербурге, тот вычеркивал слово «Нет».
Коммунисты сразу же ухватились за этот сложный выбор альтернативы. Они заявили, что люди путались, не понимали, что надо вычеркивать, чтобы остался Ленинград.

54 процента участников опроса высказались за Петербург. Ленсовет тотчас утвердил результаты опроса и направил ходатайство в Москву. Для изменения названия города федерального значения необходимо было внести изменения в Конституцию РСФСР. А это компетенция Съезда народных депутатов.
Все ленинградские депутаты России (и реформаторы, и, что удивительно, консервативно настроенные коммунисты) единым фронтом добивались от съезда утвердить волю жителей города. В 1991 году мнение избирателей уважали все.
Было на рассмотрение Ленсовета представлено несколько проектов решений. Коммунисты, как видим, сопротивлялись до последнего. Даже среди революционеров не было согласия. Проект комиссии по законодательству, в котором воплотились простые наши предложения фракции ЛНФ, был дополнен проектом Володи Жарова и Эрнста Перчика, депутата с пышной русой шевелюрой и демократической бородой, которые уточнили ряд наших впечатлений от опроса жителей. Но в решении органа власти это не нужно. Это ведь не газетная статья.





И вот две трети российских депутатов после драматических колебаний проголосовали! Но лишь за то, чтобы поручить это решение своему президиуму.
Как известно, 6 сентября 1991 года Руслан Хасбулатов подписал соответствующий указ. Но не все помнят, что проект этой государственной бумаги за пять минут до того, как она ушла в президиум, сочинил депутат Ленсовета и России Юрий Нестеров.

Президиум Верховного Совета РСФСР
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Вернуть городу Ленинграду его историческое название — город Санкт-Петербург.

Первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР
Р.И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Дом Советов РСФСР 6 сентября 1991 года № 1643-1




Вот что было по свежим следам события опубликовано в газете «Невское время» 20 июня 1991 года. Это репортаж с пресс-конференции в Смольном талантливой молодой журналистки.

Руководство обкома КПСС стоически перенесло результаты выборов мэра города и Президента РСФСР. Борис Гидаспов заявил даже, что он предсказал эти результаты с точностью до процента. По поводу выборов мэра Гидаспов сообщил, что обком на все сто процентов поддержит Анатолия Собчака во всем, что будет делаться во благо ленинградцев. Не избранный в мэры Юрий Севенард посетовал на отсутствие юридически выверенного положения о мэре, в результате чего, например, Анатолий Собчак, превысив полномочия, принял решение о роспуске исполкома. Отвечая на вопрос о том, не намерено ли руководство обкома подать в отставку после сокрушительного поражения на вы борах, Гидаспов сказал: никакого поражения он не видит.
"Не хочется исполнять ритуал побежденного",— заявил член ЦК КПСС, председатель Комитета зашиты Ленинграда Евгений Красницкий. Он сообщил, что 54,6 процента проголосовавших за восстановление названия — это не более 35 процентов избирателей (напомним, что при выборах в народные депутаты СССР Борис Гидаспов получил 51 процент голосов). По словам руководителей обкома КПСС, при ответе на неимоверно сложный вопрос референдума ошиблось около 30 процентов избирателей. (Не стоит ли обкому организовать ликбез для своих сторонников?) Посетовав об обманутых стариках, Красницкий наметил вехи дальнейшей работы.
Сессии Ленсовета будет предложено создать резервацию под названием Санкт-Петербург из старых районов города, "что будет экономически выгодно для Ленинграда". Если это предложение не пройдет, то Комитет инициирует поток писем от ошибшихся избирателей, а также начнет сбор подписей в защиту Ленинграда и средств для проведения повторного опроса граждан. Не исключено также проведение всероссийского референдума о названии нашего города.
Анна ПОЛЯНСКАЯ

Вот обращение совета фракции «На платформе ЛНФ» к жителям Санкт-Петербурга и своим избирателям после переименования.

Из всего изложенного выше (хотя можно привести ещё много документальных примеров, фактов и свидетельств), читателю блога должно стать ясно, что в 1990-1991 годах идею возвращению Ленинграду имени Санкт-Петербург одобряли и защищали революционно настроенные депутаты Ленсовета из числа членов ЛНФ. Против переименования выступали крупные руководители, коммунисты, Анатолий Собчак, ряд деятелей культуры и некоторые журналисты. А других организованных политических сил в Ленинграде в те годы не существовало.
Должен напомнить, что для ЛНФ переименование города являлось делом третьестепенным. Главное заключалось в пропорциональном разделении властей между представителями народа – депутатами, с одной стороны, и государственным аппаратом, чиновниками, с другой стороны. Как только мы, депутаты из фракцииЛНФ, другие российские демократические политики в Москве, Екатеринбурге, Великом Новгороде и Нижнем Новгороде, стали побеждать в продвижении в мозги масс лозунга «Вся власть Советам!», могущественный выдвиженец из коммунистической элиты и аппарата управления Борис Ельцин все Советы и разогнал. В результате демократическую революцию свернули, а развернули реставрацию «совка» под новыми этикетками. И теперь, спустя 25 лет после возвращения исторического имени Санкт-Петербург, мы имеем то, что имеем. И, кажется, даже обнищавшие профессора некоторых вузов сегодня уже это осознали, поняли, что в 1990-1993 году правы были демократы из ЛНФ, а не реформаторы «a la Eltsin».



1 комментарий:

  1. Павел, есть в твоей преамбуле серьёзная неточность: ты пишешь "Этим делом... занимался Ленинградский народный фронт и депутаты Ленсовета, которые одобряли политическую платформу Ленинградского народного фронта". Так вот ЛНФ НЕ занимался ЭТИМ делом! В Программе ЛНФ этот вопрос (возвращение имени СПб) упоминался далеко вскользь. И об этом написано в нашей документальной книге.
    Один из авторов А.П. Сазанов

    ОтветитьУдалить